На этой неделе - с 1 по 3 сентября - Госкино проведет второй тур Семнадцатого конкурсного отбора кинопроектов, участие в котором примут полнометражные игровые, неигровые и анимационные фильмы. А накануне руководитель Ukrainian Film School Алена Тимошенко подводит итоги панельной дискуссии, состоявшейся в рамках ОМКФ и посвященной именно тонкостям питчингов Госкино.
***
Сегодня украинская киноиндустрия требует особого внимания. Еще десять лет назад мы были платформой по изготовлению контента для других государств, а в этом году три отечественные ленты («Відблиск» Валентина Васяновича, «Носоріг» Олега Сенцова и «Цензорка» Петера Керекеша. - MBR) попали в программы Венецианского кинофестиваля. Это международное подтверждение качества проектов и в то же время мотивационный ключ к тому, что украинское кино может приобретать сторонников во всем мире. Теперь финансирование работы украинских кинематографистов происходит за счет государства, и только небольшое количество креативных команд своими силами пытается привлечь спонсорские средства к производству собственных картин.
Поскольку Ukrainian Film School готовит специалистов, реализующих проекты на всеукраинском и международном уровне, нам важно взаимодействовать со всеми членами кинопроцесса, привлеченных к поддержке, развитию и популяризации отечественного кино. Поэтому мы вместе с командой инициировали public talk на тему «Как успешно пройти питчинг», который состоялся в рамках XII Одесского международного кинофестиваля. Наша цель - была и есть - наладить диалог между представителями Госкино и киноиндустрией, участниками прошлых и будущих питчингов.
К открытому обсуждению мы привлекали председателя Государственного агентства Украины по вопросам кино Марину Кудерчук и представителей Совета по государственной поддержке кинематографии: главу учреждения и продюсера Артема Колюбаева, члена Совета и експерта по киномаркетингу Полину Толмачеву и актера и члена госучреждения Алексея Тритенко. В рамках профессиональной секции ОМКФ Film Industry Office спикеры обсудили критерии отбора проектов и обязательные составляющие питчинга, а также рассказали о потенциале отечественной и международной дистрибуции.
Ниже - краткие тезисы из открытого обсуждения, чтобы как можно больше заинтересованных лиц смогло ознакомиться с рекомендациями и качественно подготовить собственный проект к питчингу.
На что нужно обратить внимание
1. Не стоит манипулировать темами. Особенно это касается нейминга, когда в названиях используются аббревиатуры или слова, которые могут иметь эмоциональный политический подтекст. Не нужно спекулировать на темах временно оккупированных территорий, АТО, Крыма и т. п.
2. Ответьте на вопросы: «Зачем мы это делаем? Какова наша мотивация? Какую пользу может принести проект?» Недостаточно просто уверенности, что ваша идея гениальна. Кроме того, следует знать ответ на вопрос «Для кого этот фильм?». Конечно, не каждая работа должна ориентироваться на широкого зрителя, но каждая работа должна иметь свою целевую аудиторию.
3. Сценарий должен быть правильно оформлен. Его задача - знакомить с историей, а не демонстрировать режиссерские решения. Иногда встречаются структурные и драматургические ошибки. Например, когда есть хорошая сцена, но она не имеет никакого отношения к общей сюжетной линии, которую и так трудно найти. Или когда линии персонажей не раскрыты либо совсем плохо связаны. В таких случаях работа нуждается в скрипт-докторинге, а для экспертов это сразу означает дополнительные риски.
4. Готовьтесь к вопросам. Одна из ошибок на втором этапе конкурса - допустить мандраж, начать спорить или вообще не иметь ответов на вопросы экспертов. Но именно Q&A помогают экспертам лучше понять проект и принять решение.
Что делать, если проект не прошел питчинг
1. Если вы не победили - это не значит, что ваш проект недостоин внимания!
2. Команда может попробовать еще раз. Но существует «традиция» без каких-либо изменений в конкурсном PDF-файле подавать проект в течение нескольких лет или переподавать работу из одной категории в другую. Одно дело - прислушиваться к рекомендациям, другое - оставлять все без изменений. Поэтому примите во внимание все комментарии, внесите правки и попробуйте еще раз.
3. Помните: команде комфортнее работать на всех этапах, если участники съемочного процесса четко понимают свои права и обязанности. А вопросы типа «Что будет в случае провала?» или «Каковы дальнейшие действия, если проект будет иметь успех?» лучше проговорить с командой еще в начале своего взаимодействия.
У тех, кто только готовится к своему первому питчингу или планирует съемки собственного фильма, есть возможность присоединиться к Ukrainian Film School. Набор на профессиональные годовые программы в киношколе - актерский, операторский, режиссерский, сценарный и продюсерский курсы - продолжается до 5 сентября.