Один из приоритетов крупнейшей цифровой медиаплатформы Getty Images - развитие производства локального контента. Изначально компания ориентировалась на рынки США и Западной Европы. Однако сегодня ей очень интересны развивающиеся рынки, а это - Азия и Восточная Европа, включая Украину. А этим рынкам интересен контент о них - с учетом локальных визуальных особенностей и менталитета. Потому-то компания и делает ставку на сотрудничество с локальными авторами. Но как же стать таким автором?
«Наши клиенты очень заинтересованы именно в украинском фото- и видеоконтенте, - говорит Кирилл Матвиенко, директор по продажам Global Images Ukraine, эксклюзивного украинского представительства Getty Images. - Для украинских проектов наиболее востребованный контент - аэросъемка: пролеты над украинскими (или похожими на украинские) селами, горами, полями. Еще - аэропорты: взлет и посадка самолета. Также - пролеты над узнаваемыми улицами украинских городов: над Киевом, Харьковом и пр. Как показывает наша многолетняя практика, все в первую очередь интересуются чем-то повседневным и локальным».
Но откуда же эта украинская повседневность и локальность берутся на платформе, которую многие привыкли воспринимать прежде всего как источник зарубежного контента? Очевидный ответ (и он же правильный) - от украинских авторов.
«Если говорить о видео - в основном не новостном, а креативном, - это то, что снимают производители контента, живущие в Украине (за редким исключением, когда сюда приезжают зарубежные профессионалы-операторы), - рассказывает Кирилл. - База Getty Images - это и контент сегмента Professional от кино- и телекомпаний, и продукт User Generated от профессионалов-фрилансеров. За счет такой синергии, симбиоза мы можем постоянно обновлять и расширять свою библиотеку для наших клиентов».
Галопом по Европам - и не только
Тем или иным образом, напрямую или опосредовано (через агентства, являющиеся партнерами Getty) на медиаплатформе представлено множество украинских фотографов и операторов. Некоторые, как, к примеру, Евгений Котенко, работают преимущественно с новостной повесткой.
Недавно украинская столица представила свой новый кулинарный символ - Kyiv Pie, и его фото тут же появились на Getty / Evgen Kotenko/Ukrinform/Barcroft Media via Getty Images
Другие фотографы акцентируются на украинских локациях, о которых говорилось выше, третьи вообще идут иным путем, создавая для Getty не локальный, а международный контент. Именно такой путь выбрал для себя украинский travel- и lifestyle-фотограф Олег Слободенюк.
Это фото, к примеру, Олег сделал на одном из Лофотенских островов (Норвегия) / iStock by Getty Images/Oleh_Slobodeniuk
«Когда я был подростком, мы с родителями поехали на Азовское море, и именно там впервые узнал, какой путь хочу избрать. Я делал снимки на камеру и просто искал истории вокруг себя, фотографируя все, что видел. После школы хотел изучать кинематографию в университете, но, к сожалению, у меня не было для этого финансовых ресурсов, потому решил сосредоточиться на фотографии», - вспоминает Олег о начале своего профессионального пути в интервью для Creative Insights, специализированного подраздела Getty, концентрирующегося на мониторинге и анализе визуальных трендов, разработке тематических коллекций, создании вдохновляющих гайдов и историй.
По словам Олега, изначально он вовсе не думал о travel- и lifestyle-съемке: как и многие, начинал с того, что фотографировал свадьбы, делал портреты и подписывался на другую случайную работу. Все это приносило неплохой доход, однако он ощущал, что ему чего-то не хватает, и на свой 20-й день рождения решил попробовать что-то новое. «Меня вдохновили классические пейзажные фотографии, снятые 20, а то и 100 лет назад: тот факт, что эти снимки до сих пор не теряют актуальности. И я принял решение выделить больше времени, чтобы увидеть мир и запечатлеть все интересное, что встречу по пути. Так я отправился в одиночное трехнедельное путешествие автостопом через Баварские Альпы - с этого все и началось», - вспоминает Слободянюк.
После того Олег побывал во множестве стран и регионов мира: во Вьетнаме, Швейцарии, Иордании, Мьянме, Исландии, Таиланде, Монголии, Индонезии, Франции, отовсюду привозя яркие, впечатляющие снимки - как пейзажи, так и сюжетные постановочные фото, моделью для многих из них стала его девушка Анна. «Я провожу в путешествиях около полугода вдали от дома, - говорит Олег о своем рабочем графике travel-фотографа. - Иногда выбираю страну спонтанно, вдохновившись историями людей, которые там бывали, или снимками оттуда. Для таких поездок я покупаю билет за месяц до отъезда, и часто - в одну сторону. В других случаях нужно от шести до двенадцати месяцев, чтобы подготовиться к путешествию и спланировать именно то, что хочу увидеть и запечатлеть: сейчас мне все интереснее создавать что-то конкретное, а не просто бродить по миру, как я делал, когда только начинал».
Дорога - стиль жизни Олега Слободенюка / iStock by Getty Images/Oleh_Slobodeniuk
К сотрудничеству с Getty Олег пришел больше пяти лет назад, когда по совету друга подал свои работы на рассмотрение через программу Work With Us - самый простой и логичный путь для фотографа-фрилансера.
Как сделать три шага к Getty и не «поскользнуться» на правах
«Чтобы попасть на сайт Getty Images, авторам-фрилансерам сначала нужно пройти через горнило отбора сайта iStock.com», - рассказывает Кирилл Матвиенко (и именно на этот сайт программа Work With Us в свое время привела Олега Слободенюка).
«iStock.com - ресурс стокового креативного контента, на котором размещен только User Generated фото- и видеоконтент, - продолжает Кирилл. - В случае позитивной динамики продаж на iStock.com компания предлагает автору осуществлять продажи его контента уже непосредственно на сайте gettyimages.com. Но в любом случае мы даем нашим клиентам возможность приобретать системно, на основании корпоративных соглашений, контент и с iStock, и с Getty в рамках одного доступа».
Одно из направлений востребованного локального контента на Getty - спортивные события / Evgen Kotenko/Ukrinform/Barcroft Media via Getty Images
Чтобы помочь автору разобраться, как работать с iStock - сайтом, обслуживающим свыше 1,5 млн клиентов из более чем 200 стран мира, разработан простой и понятный мини-гид. Вот его три главных шага:
- Скачать приложение Contributor by Getty Images из App Store или Google Play.
- Загрузить через него от трех до шести изображений своего авторства - фото, иллюстрации или видео. Фото должны быть в формате JPEG, весить не более 3 GB (минимальный размер: 720 x 960 px, 5 KB; максимальный - 9000 x 9000 px, 3 GB). А видео подаются в формате YouTube-линков.
- Ваша заявка и образцы контента будут рассмотрены системой, и, если они соответствуют техническим требованиям компании к качеству изображения, вы получите приглашение стать контрибьютором iStock или Getty Images.
Чтобы зарегистрироваться, вам должно быть не менее 18 лет. Но это лишь один из обязательных юридических моментов. После того как вы станете контрибьютором, редакторы Getty проверят отправленные вами фото, иллюстрации или видео, дабы убедиться, что они соответствуют требованиям, прежде чем размещать их для просмотра и лицензирования клиентами. В частности, особенно тщательно будут проверяться ваши права на контент.
«Права на контент - очень важный момент, о котором многие не задумываются, - подчеркивает Кирилл Матвиенко. - У контрибьютора должно быть четкое понимание закона об авторском праве и в наличии все документы, подтверждающие право использования на созданные им изображения. То есть или он сам автор, или заказывал съемку, и у него есть договор с подрядчиком о правах на этот материал. Второе - тоже очень важно - чтобы были подписанные договоры с моделями в кадре (Model Release). Также необходимо смотреть, есть ли в кадре объекты интеллектуальной собственности - памятники архитектуры, объекты частной собственности и даже, например, автомобили: ведь их внешний вид - результат разработки группы дизайнеров, и визуальный образ машины тоже является запатентованной частной собственностью. В общем, любой авторский дизайн требует очистки прав. Кроме того, если в кадре появляются какие-то архитектурные достопримечательности, важно понимать, есть ли на них право съемки, публичного показа. Например, в нашей стране не принят закон о свободе панорамы: нельзя показывать памятники без согласования с авторами, когда речь идет о рекламе (этот момент, конечно, больше касается не столько авторов, сколько покупателей контента и их целей)».
Тренды и инновации
Что ж, вы прошли отбор, ваши фото появились на iStock или вдруг сразу на Getty, вы прошли налоговое интервью на сайте Getty, чтобы избежать двойного налогообложения, и готовы получать роялти за свои работы. Но как сделать так, чтобы суммы этих роялти росли, то есть чтобы ваши фото, иллюстрации или видео покупали? Логичный ответ - ориентироваться на покупателей, их приоритеты, вкусы и потребности в контенте.
«Визуальная составляющая контента оценивается креативной командой Getty, исходя из культурных представлений ключевых международных рынков и их культуры: то есть британского, американского, а не нашего украинского менталитета, - объясняет Матвиенко. - Поэтому люди, которые хотят быть успешными на платформе, должны ориентироваться на сегодняшние культурные стандарты и тенденции США и Западной Европы».
Что же это за стандарты? Помимо очевидных вещей - уважения к общечеловеческим правам и ценностям, тренда на diversity и пр. - есть и более тонкие нюансы, отражающие тенденции общественных настроений и запросов, которые постоянно мониторят, исследуют и описывают специалисты Getty.
Вот, к примеру, свежее апрельское исследование iStock Visual GPS, посвященное теме устойчивого развития и ее отображения в визуальном контенте. Согласно результатам исследования, семь из десяти американцев ожидают, что компании будут бережно относиться к теме защиты окружающей среды в своих визуальных коммуникациях. В iStock отмечают: за прошлый год значительно выросло количество запросов клиентов по темам «солнечные панели на крыше» и «устойчивое финансирование», наряду с такими терминами, как «сочувствие» и «благодарность». И столь высокий интерес к теме означает, что для ее подачи нужно искать новые креативные решения. «Привычные визуальные клише, обычно используемые для передачи экологических проблем - вроде одинокого белого медведя или рук, обнимающих деревце, - слишком абстрактны, чтобы выделяться на сегодняшнем сверхзаполненном визуальном фоне», - говорит Ребекка Ром-Франк (Rebecca Rom-Frank), креативный исследователь iStock.
Потому, чтобы показать авторам и бизнесам возможные свежие векторы отражения этой темы, iStock разработал рекомендации, в которых излагаются передовые практики при создании и выборе фотографий, видео и иллюстраций на тему устойчивого развития. А именно:
- Рассказывайте истории людей. Время визуальных метафор и клише прошло - вместо этого подавайте тему устойчивого развития через личные, аутентичные моменты, передающие человеческие связи и эмоции: так, чтобы ваши образы находили отклик у потребителей во всем мире.
- Рассказывайте реальные истории. Истории о том, что и как люди, сообщества и компании делают для защиты окружающей среды. На сегодняшний день 75% компаний из списка Fortune Global 500 планируют к 2030 году работать без выбросов углерода. Аналогичным образом исследование iStock Visual GPS показало, что обычные люди делают много разных вещей для защиты окружающей среды в зависимости от своего образа жизни - к примеру, сортируют отходы, делают свой дом энергоэффективным, переходят на веганскую диету, - и это также следует отражать в визуальном контенте.
- Рассказывайте истории с помощью востребованных визуальных образов. За последние несколько лет едва ли не самыми популярными изображениями для демонстрации выбора потребителей в пользу экологичности и безотходного производства стали фото многоразовых пакетов, чашек и соломинок. Однако, когда iStock протестировал такие изображения в рамках исследования Visual GPS, выяснилось, что потребители во всем мире в три раза сильнее реагируют не на них, а на фото возобновляемых источников энергии. То есть в тренде не просто экологичность, а экологичность плюс инновации.
Исследования, подобные этому, проводятся и публикуются регулярно: чтобы авторы Getty и iStock могли создавать контент, максимально соответствующий актуальным запросам потребителей, и значит - востребованный.
Больше, еще больше контента - качественного, креативного и очень-очень разного: можно сказать, что это, в принципе, негласный девиз крупнейшей цифровой медиаплатформы, в постоянно обновляющихся коллекциях которой на сегодня насчитывается свыше 375 млн единиц контента.
Поезд Getty - в постоянном движении к новым горизонтам / iStock by Getty Images/Oleh_Slobodeniuk
«Одна из центральных политик Getty Images и ее генерального директора Крейга Питерса (Craig Peters) - активное развитие производства локального контента, - подчеркивает Кирилл Матвиенко. - Ведь наша компания прекрасно понимает: хотя ее основные рынки - это США и Западная Европа, развивающиеся рынки - в других регионах - Азии и Восточной Европе, включая Украину. И этим развивающимся рынкам интересен контент о них - с учетом их визуальных особенностей, национального характера и пр. Потому компания и делает ставку на сотрудничество с авторами локального контента. Но сформировать отдельный подход к каждому конкретному человеку при таком огромном объеме запросов, как у Getty, в принципе невозможно. Так что авторам стоит начинать с чего-то маленького и продвигаться дальше уже благодаря качеству своей работы и ее результатам (результат в данном случае - это готовность клиентов платить за контент iStock: все очевидно и честно, никаких субъективных оценок). И если продукт автора востребован, то компания таких контрибьюторов выделяет и повышает ранг, перемещая их контент в более премиальные каталоги и коллекции, а вершиной этого пути является попадание на сайт Getty Images».