Допустим, вы снимаете фильм, по сюжету которого прорыв плотины сносит с лица земли целый городок. Что для этого нужно? В идеале ради максимальной достоверности - построить саму плотину и тот самый городок. Затем - взорвать плотину. И - с первого дубля (потому что второго попросту не будет) снять все разрушения. Представили масштабы затрат времени и ресурсов? Примерно прикинули бюджет? Подумали о рисках, если что-то пойдет не по плану? Вздрогнули? Понятная реакция. Что ж, есть другие способы решить эту задачу. Например, CGI: построить 3D-модель плотины и городка, просчитать математические модели схождения воды и наносимого ею урона, потом все это нарисовать и т. д. Да, в итоге получится дешевле, чем натурные съемки, но ненамного: все равно такой эпизод хронометражем всего в пару минут «сожрет» львиную долю бюджета практически любого украинского кинопроекта.
Но есть и третий путь - когда и зрители сыты, и бюджеты целы: зайти на сайт Getty Images в раздел Creative video и вбить в поиск dam explosion. В первых же результатах вам выпадут вот эти футажи от Universal Studios: с реальным взрывом реальной же, специально построенной для этого плотины и с не менее реальным городком, уничтоженным водой. Эти впечатляющие кадры - как и множество других из любых сфер деятельности - вы легко можете приобрести для собственного кино- и телепроизводства по ценам, которые не нанесут значительного ущерба даже очень скромному бюджету.
В этом и состоит главная суть предложения Getty Images и компании Global Images Ukraine как эксклюзивного украинского представительства: мы - профессионалы, и мы востребованы как инструмент для профессионалов в решении сложных задач.
Вот она - мощь водной стихии.../Universal Studios
...и ее разрушительные последствия/Universal Studios
Global Images Ukraine - эксклюзивный представитель Getty Images, мирового лидера визуальных коммуникаций, занимающего ведущие позиции в создании и продаже цифрового контента для всех видов рекламных коммуникаций, кино- и телепроизводства. Getty Images представляет работы более чем 250 тысяч талантливых авторов из разных стран и сотрудничает с ключевыми медиакомпаниями всего мира. Мы, Global Images Ukraine, стали первыми в Украине, кто начал заниматься лицензированием всего этого контента для нашего рынка, и вот уже более 15 лет продолжаем расти и развиваться вместе с ним и индустрией.
Почему в Украине видео ВВС можно купить за $15, если у производителя оно стоит полторы тысячи?
Раньше украинский рынок на 90% был построен на пиратстве. Весь зарубежный контент просто вырезался с YouTube или из фильмов (и, к слову, очень много проектов до сих пор, не стесняясь, так делают). Но по мере роста компетенций, привлечения к процессам больших компаний, включения профессиональных юристов эта ситуация начала меняться. Вот только экономический контекст до сих пор не изменился. К сожалению, по экономическому развитию нас и близко нельзя соотнести даже с соседями вроде Польши и Чехии. И это, конечно, отражается на покупательской способности наших клиентов - украинских производителей контента.
Кирилл Матвиенко, директор по продажам Global Images Ukraine
По этой причине мы долгие годы искали золотую середину: у нас был карт-бланш от Getty на поиск и формирование прайса, который будет соответствовать отечественному рынку. Мы искали - и нашли его в переговорах с телеканалами, киностудиями. И сейчас по факту наша цена для телепроизводства в зависимости от объемов подписки колеблется в диапазоне $15-150 за видео. То есть в Украине, к примеру, можно купить тридцатисекундный фрагмент видео ВВС по цене $50 - те самые тридцать секунд, которые у ВВС непосредственно стоят в районе полутора тысяч долларов.
Вот лишь некоторые из клиентов Global Images Ukraine, помогавших нам в этих поисках: Star Media (сотрудничаем очень давно, минимум с 2006-го, и последние три года - в прямом соглашении, благодаря которому компания получает доступ к нашей базе по очень лояльной цене), FILM.UA Group (включая входящие в группу компании - например, Kinorob), «07 Продакшн» (инхаус-производитель телеканала «Интер»), Front Pictures и даже Киностудия им. Довженко.
Одним из людей, которые помогли нам сформировать точное и полное представление о потребностях украинского рынка кино- и телепроизводства, был безвременно ушедший Владимир Иссат - продюсер, режиссер и сценарист FILM.UA. Он был первым человеком, с которым мы начали работать на студии еще в 2013 году. Я тогда много с ним общался, и он мне объяснял особенности украинского рынка - на что люди готовы, и чего они хотят. В итоге все свелось к простому факту: все хотят снимать кино голливудского уровня, но снимают то, на что хватает денег. И безусловно, привлечение нашего контента для украинского кинопроизводства - это возможность повысить качество создаваемого проекта. Потому что мы продаем контент ведущих мировых кино- и телекомпаний. Их продукт в коллекциях Getty - это как вишенка на любом торте.
Профессиональные видеоколлекции Getty: что и где искать
Контент Getty Images делится на User Generated и Professional. В чем разница: User Generated - это контент от любого фрилансера, работающего как одна творческая единица, а Professional - то, что снимается теле- и кинокомпаниями в масштабах большого производства. И украинским производителям мы в основном продаем то, что является частью профессионального процесса международных компаний: качественный творческий продукт, созданный профессионалами для профессионалов.
Этот продукт структурирован коллекциями, делящимися на новостные и креативные. Всего у нас порядка шестисот коллекций, из которых 131 - это видео. То есть выбор не просто большой - он огромный. И именно тому, как не потеряться в этом выборе, мы с MBR решили посвятить эту колонку, подробнее рассказав о некоторых коллекциях - о том, что можно в них найти и какой тематический акцент они добавляют в обширнейшую палитру Getty.
- AFP (Agence France-Presse). Благодаря сотрудничеству Getty с ведущим (и, к слову, старейшим в мире) новостным агентством мы можем предоставлять клиентам новостное освещение по Украине. Многие воспринимают нас с точки зрения лишь зарубежных событий, но это не так, ведь в коллекции видео AFP (а еще в коллекции Anadolu Agency - турецкого новостного агентства, которое также активно работает в Украине) как раз и раскрывается тематика реалий нашей державы: украинский политикум, жизнь украинских городов и пр.
- BBC. Это поистине огромный массив видео. Getty представляет и новостную коллекцию ВВС, но все же ключевое здесь - их документальное кино. Помню, когда-то давно, лет восемь назад, к нам пришел запрос от рекламного продакшена на видеофрагменты из документалок ВВС, посвященных полярным медведям, - для рекламы пива «Белый медведь». Нужны были кадры с максимальным приближением и эффектом присутствия, где медведь подплывает близко, что-то делает. И такой контент есть у ВВС: кадры, ради которых режиссер с оператором неделями или даже месяцами сидели в Арктике, вооружившись камерами, замаскированными под сугробы и плавающие льдины. Тогда для этого продакшена мы посекундно лицензировали видео ВВС, а сейчас подобные материалы доступны у нас просто в рамках подписки. Еще пример: ВВС делали документальный проект, посвященный ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. У них были постановочные кадры, реконструировавшие события, - очень эмоциональные, хорошо срежиссированные. И эти кадры также можно получить сегодня в рамках пакетного доступа, который мы продаем. ВВС - это сумма концептуальных решений документального производства в фрагментах, доступных для наших производителей: будь то телепередачи, кино, документальные, образовательные проекты. Все это не нужно где-то искать: оно уже есть здесь, у нас - и за совсем небольшие деньги.
- В этом контексте, конечно же, нужно упомянуть коллекцию Discovery Channel, представляющую природу, всю ее красоту. Хотя у ВВС тоже много природы, но все-таки их приоритеты - документалистика и история, тогда как для Discovery поражающие воображение виды нашей планеты и ее обитателей - главная специализация. А также много интересного видео как из области наблюдения за животными, так и реконструкции исторических событий можно найти в Smithsonian - коллекции Смитсоновского института (научно-исследовательский и образовательный институт в США и принадлежащий ему комплекс музеев).
Белый медведь в естественной среде обитания/BBC Natural History
- NBC. Это архивы ведущей американской телекорпорации: и оцифрованные, и аналоговые. Есть какая-то часть архивов Getty Images - в частности, в огромных коллекциях корпораций BBC и NBC, - которая еще не оцифрована и физически хранится в специальных хранилищах. Но если зайти на сайт Getty в раздел новостного видео, то там в фильтрах есть пункт «Показывать аналоговые видео». В таких случаях видео как такового на сайте не будет, но появится его описание: что это за передача, когда выходила в эфир, что в ней происходит. И если какой-то такой редкий фрагмент вдруг заинтересовал, то при желании его также можно получить.
- NHK. И снова телекорпорация, но теперь - японская. NHK - это мегатехнологичная телекомпания, которая первой в мире начала трансляцию телеконтента в 4K - и такой контент у нас тоже присутствует.
- Bloomberg. Новостное агентство, ориентированное на бизнес. Их основной продукт и очень дорогой специализированный сервис - не фото, видео или тексты, а оперативная информация живых биржевых сводок, котировок. И по ходу сопровождения этого основного сервиса компания производит огромное количество другого контента: новости, отчеты, рыночные анализы, интервью, для которых снимает множество фото- и видеоматериалов. При этом, как ни парадоксально, видео Bloomberg на удивление лиричные: они скорее не о бизнесе, а просто о людях, их жизни. Для Bloomberg интерес работы с Getty схож с интересом многих крупных кинокомпаний: ими генерируется невероятное количество контента, который имеет коммерческий потенциал и может быть интересен другим производителям в их работе. И благодаря мультиплатформенному правообладателю Getty Images - с его представительствами в разных странах - этот контент не лежит на полке, а зарабатывает: везде по чуть-чуть - и в итоге получается значительная сумма. Такой контент дает компаниям с меньшими финансовыми возможностями использовать профессиональные ресурсы компаний с большим бюджетом.
- Paramount Pictures, Sony Pictures Entertainment, Universal Pictures, Warner Bros. Если мы уже заговорили о мировых кинокомпаниях, то стоит их перечислить - что, собственно, и делаю. В их коллекциях на Getty есть все: взрывы машин и автобусов, погони, трюки, фрагменты культовых фильмов и пр. Крупные студии тратят миллионы долларов на съемки своих картин, и, безусловно, в конечный монтаж не входит все снятое. Этот контент можно приобрести у нас, что в разы, если не в десятки раз дешевле, чем снимать подобное самим.
Warner Bros. Studios
- Stringr. Их контент - это реальный, а не постановочный экстрим. Они - стрингеры, которые специализируются на новостном освещении протестов: находятся в толпе, снимают на бегу - изнутри происходящего.
- Hearst Newsreel. От экстрима - к мирной жизни: с фестивалями, вечеринками, светскими событиями. Это - коллекция медиакорпорации Hearst, в частности, владеющей изданиями Cosmopolitan, HELLO! и пр. Сelebritie-, entertainment- и fashion-контент есть еще в одной нашей коллекции такого направления, Condé Nast. Контент с западными знаменитостями достаточно востребован на украинском рынке. Среди прочего мы, например, очень долго работали с СТБ в контексте одного их проекта о звездах. Канал приобретал огромное количество материала, потому что мы давали возможность показывать на одной своей базе и текущую жизнь знаменитостей, и архивные фото- и видеоматериалы. Именно знаменитости - наша основная специализация в новостных видео и фото. Приоритетные области Getty - это entertainment, спорт, новости. И в новостном видео, в свою очередь, ключевым является entertainment-видео. Для специализированных новостных агентств главное - оперативность подачи информации, а не качество картинки. Тогда как Getty в своем entertainment-видео делает акцент в первую очередь на качестве, красоте картинки.
- Barcroft Media - британское агентство, которое специализируется на съемке неординарных людей и событий. Видео в этой коллекции - из разряда «бывает же такое!» и «очевидное-невероятное». Например, женщина-дайвер, которая плавает голой вместе с китами. В этом же ряду можно упомянуть коллекцию Vice - медиа, специализирующегося на разнообразных фриках, неформалах и странностях.
- Getty Images VR Editorial. Коллекция креативного видео «изнутри» виртуальной реальности, отражающего взгляд на нее через VR-очки.
- Oxford Scientific Video. Это, как понятно из названия, научный контент о микромире, разнообразных исследованиях и пр. Но также в этой коллекции много видео о природе, мире животных, жизни экзотических племен и т. д.
Нужно показать, насколько гибки осьминоги? Легко!/Oxford Scientific Films
Хотите продемонстрировать, как растут кристалы льда? Пожалуйста/Oxford Scientific Films
- Yann Arthus-Bertrand. Это очень известный французский фотовидеопроизводитель, специализация которого - пролетная съемка, сейчас очень востребованная в Украине. И эта специализация здесь доведена до искусства - нереальная красота!
- Women Who Drone. Похожий «пролетный» контент, но созданный коллаборацией пилотов, среди которых исключительно женщины, управляющие дронами и создающие красивые кадры в разных локациях: от тропических островов до гор, очень напоминающих наши.
Швейцарские Альпы в принципе не так уж отличаются от украинских Карпат/East Road/Ascent Xmedia
В общем, надеюсь, что этот небольшой экскурс - всего-то два десятка коллекций из, напомню, 131-й - помог составить представление о широте спектра и потенциале возможностей контента Getty. У нас действительно можно найти практически все, включая поистине легендарные кадры из раздела Iconic Videoclips: высадка американских астронавтов на Луну, одиночный протест перед танками на площади Тяньаньмэнь - уникальные архивные видео, доступные нашим клиентам.
Мы даем клиенту мультиуниверсальность
Деятельность Global Images Ukraine направлена на то, чтобы всячески способствовать развитию украинской индустрии. Исторически сложилось, что все региональные офисы крупных мировых компаний находятся в Москве, в России, - в том числе и офис Getty, которому мы были подотчетны. Но вследствие понятных событий мы отделились от них и стали самостоятельным офисом в Украине. Тем не менее ближайшие офисы подавляющего большинства других мировых контент-компаний (например, Discovery, Disney, AFP) по-прежнему находятся в Москве. Получается странная ситуация: восприятие нашей страны, нашего рынка зарубежными правообладателями идет либо через призму России, либо совершенно без учета локальных экономических реалий, подразумевая, что мы можем напрямую общаться с британскими и американскими офисами и приобретать контент по их, совершенно космическим для нас ценам.
Но со стороны нашего правообладателя - Getty Images - мы увидели тенденцию, которая, надеемся, в будущем станет нормой и для остальных крупных компаний: что их представительство в Украине отвечает представлениям и планам работы на нашем рынке. Что мы соответствуем ожиданиям - и оправдываем их.
В офисе нас десять человек, и при этом мы представляем огромное количество авторов, ведем работу со всеми видами визуальных медиа: с кинокомпаниями, телеканалами, онлайн- и печатными СМИ, рекламными агентствами, продакшен-студиями. Мы гордимся, что имеем право создавать свое ценообразование, адаптированное для нашего рынка. Например, мы смогли получить от Getty разрешение на предоставление мегадисконтов в период пандемии, потому что у некоторых украинских компаний были (и остаются) очень большие проблемы из-за кризиса. Чтобы дать им возможность работать с нами дальше, мы предоставляли скидки: просто желая помочь этим компаниям. И вместе с ними - всему украинскому рынку.
Резюмируя, хочу еще раз подчеркнуть: мы даем клиенту мультиуниверсальность. Фото и видео в одном месте, возможность использовать одну поисковую систему для всего, получать все необходимое здесь и сразу. Мы минимизируем вопросы, связанные с документами: закрываем одним договором на пять страниц все 375 млн фрагментов контента, представленных у нас.
Безусловно, в одной колонке не рассказать обо всех нюансах нашей работы, которые могут быть интересны украинской индустрии. И поэтому мы с MBR запланировали еще два материала, отдельно касающихся темы востребованности разных видов контента на нашем рынке и особенностей ценообразования, а также вопросов того, как украинцам стать авторами Getty.