Проведя три сезона конкурса социально значимого контента PITCH UA, организаторы (компания Media Resources Management при поддержке USAID) и международные эксперты, работавшие с участниками, поняли, что одной из слабых сторон нашей индустрии является препродакшен, влияние которого на все последующие процессы часто недооценивают. Поэтому темой одной из первых лекций Образовательной платформы PITCH UA, стартовавшей в рамках кинофестиваля «Молодость», стал именно предпродакшен. А говорил о нем кинематографист, одинаково хорошо знающий как голливудские, так и украинские производственные реалии, - корежиссер и копродюсер исторического экшена «Захар Беркут» Джон Винн.
Логично, что именно иностранец, один из первопроходцев сотрудничества Голливуда с украинскими кинематографистами, может рассказать о том, как пройти этап препродакшена, чтобы потом без проблем приехать в другую страну и, почти не зная языка, снять успешный фильм. Как организовать коммуникацию и рабочий процесс, как работать со сценарием и подготовить его к этапу производства. Этим опытом Винн поделился со слушателями, а мы, законспектировав, делимся с вами.
Сценарий и визуализация
Создание кино, по мнению Винна, напоминает процесс приготовление еды. Сценарий, актеры, участники съемочной команды - своего рода ингредиенты, которые нужно правильно смешать и «приготовить» фильм. Процесс препродакшена - это подготовка ингредиентов к работе. Продакшен - приготовление. Постпродакшен - оформление блюда, а его вынос и подача на стол клиенту - это маркетинг и дистрибуция. И подготовка здесь - так же, как и при готовке блюда, - самый важный этап.
«Без подготовки проект ожидает катастрофа, - говорит Винн. - Сценарист - главный на телепроектах, актеры - в театре, но в кинематографе главный режиссер. При работе над сценарием нужно убедиться, что он совпадает с видением режиссера. Ведь именно я должен воплотить это в жизнь, потому видение должно быть единым для всех участников процесса. Если сценарист хочет идти вправо, а я как режиссер - влево, ничего не получится».
При этом Винн отмечает, что сценариста нельзя недооценивать. Как ни странно, в редких случаях снять хороший фильм без хорошего сценария можно, однако снять отличный фильм без отличного сценария невозможно. «В первую очередь нужен отличный сценарий. Нужно визуализировать его, сделать план, наброски и чертежи декораций».
Винн, например, рисует раскадровку каждой сцены, представляя, как ее будет снимать. На этом этапе можно примерно видеть, что нужно, а что нет.
В случае с «Захаром Беркутом» пришлось переписывать много сцен, прежде чем лететь в Украину. «При прочтении сценария мое воображение рисовало масштабные битвы, - говорит Винн. - Но нужно здраво оценивать, что вы можете снять. Например, я нарисовал часть поселения. Там была дамба, которая сдерживала воду. Однако такой локации мы не нашли, поэтому решали, где и что можем нарисовать. Ведь никто не будет читать сценарий, половина которого - описание деталей. Их додумывает режиссер».
К слову, первый и последний рисунок раскадровки сценария «Захара Беркута», а также первый и последний реальный кадр отснятого материала полностью совпали.
Важны многие мелочи. Например, дамбу должно было прорвать, и поселение затапливало. Потому Винну пришлось изначально договариваться о костюмах, не боящихся воды. И таком же гриме. Это можно было предусмотреть только на этапе препродакшена - или влетело бы в копеечку уже на месте съемок. Так что даже на этапе работы со сценарием необходимо думать о бюджете.
Деньги любят счет - и в Украине, и во всем мире
«Почему-то принято полагать, что в Голливуде возможности неограниченны. Это миф, - уверяет Винн. - Продюсеры считают каждую копейку. Просто зависит от масштаба проекта: если это «Мстители», то отчитываются о каждом миллионе, если фильм поменьше - о каждой тысяче. Считают каждый доллар, вне зависимости от того, каков бюджет».
Очевидно, все хотят снять отличный фильм, и предполагается, что он обязательно должен быть дорогим, ведь все обходится недешево - услуги, время и даже связи. Но обычно ситуация такова: денег мало, времени мало, да и вообще всего мало. Нужно понимать, что вы можете себе позволить, а что нет.
Читки - технические и с актерами
Без них никуда. При этом читки сценария предназначены не только для актеров, как может сперва показаться. В первую очередь необходимы технические читки, когда собираются режиссер, продюсеры и главы всех отделов, занятых в производстве.
Прежде всего это требуется для нахождения того самого единого видения проекта. На читках выслушивают идеи всех глав. Это может быть как креатив, так и что-то рационализаторское. Например, руководитель отдела реквизита может высказаться даже об используемых декорациях, оператор расскажет, где лучше ставить освещение и хромакей. Обсуждают внешний вид актеров, а также звук и музыку, которые потом накладывают на этапе постпродакшена.
«У нас был рыжий актер, Андрей. А изначально задумывалось, что будет блондин. Значит, костюм должен иначе выглядеть перед софитами, ведь на этапе постпродакшена это вылезет боком. Если где и можно облажаться, - говорит Винн, - то на этапе препродакшена. Тут можно допускать ошибки, на бумаге, потому что они не обойдутся продюсерам в миллионы».
А вот во время производства ошибок делать нельзя. Да, их, конечно, все время совершают, но нужно уметь их признавать и искать способ исправить.
Скаутинг
Один из важнейших элементов препродакшена. Сцены создаются под определенные локации, и если их нет - как минимум приходится переписывать сцену, однако зачастую это вообще меняет сценарий. Вариант компьютерной дорисовки рассматривают редко, потому что CGI - очень дорого. А денег, если вы помните, всегда мало. Ввиду этого поиск локаций идет параллельно с работой над сценарием. И тогда сразу становится ясно, где и что можно снять.
Режиссеру важно видеть локации своими глазами. Недостаточно просто услышать, что есть, а чего не нашли. На картинку влияет все - вплоть до движения солнца, и локейшн-менеджер может не учесть все факторы.
Что-то приходится строить в виде декораций. Например, для съемок «Захара Беркута» строили ущелье, в котором происходила битва. Его закончили уже на конечном этапе продакшена, поэтому Винну пришлось тщательно спланировать график актеров - чтобы они были доступны для съемок в ущелье одновременно.
Четкое планирование и рабочие процессы (work flow)
Когда сценарий сто раз правлен и утвержден, есть визуальное представление, выработано четкое и единое видение процесса, локации отобраны, пора приступать к планированию. Это могут быть и компьютерные программы, и просто записи в дневниках.
Например, Винн, использует программу Movie Magic Scheduling. Там он расписывает весь процесс и оговаривает его с первым ассистентом. Также на помощь приходит Trello, где указывают, какой отдел, что и когда именно реализовывает; здесь же удобно делать пометки и писать комментарии, что помогает отслеживать возможные изменения. На съемочной площадке у Винна всегда с собой папка с раскадровками, и если кто-то о чем-либо спросит, а ноутбука с собой нет, он все равно держит руку на пульсе.
«Считаю, что главы отделов по умолчанию самые умные. А я на площадке - самый глупый. Они все знают, а я учусь. Пользуйтесь наклейками, записывайте, делайте что угодно, дабы точно знать, кто из отделов что делает и что умеет».
Что касается рабочего процесса, то Винн отмечает - не все продюсеры понимают, что это такое. Хотя на самом деле это важнейший этап, когда устанавливаются связи с главами отделов. Когда налаживается коммуникация, каждый руководитель может задать вопрос режиссеру и, что самое главное, получить на него ответ.
Важно понимать: коммуникация выстраивается во время работы над сценарием, это не заключительный этап. Все идет параллельно. И к концу препродакшена рабочий процесс уже должен быть налажен.
Гибкость
Препродакшен помогает подготовиться, однако не может застраховать от всего. Известный факт: во время съемок фильма «Могамбо» американский режиссер Джон Форд отставал от графика на три дня - снимать не позволяла погода. Когда продюсеры стали давить на Форда, требуя ускориться, он просто вырвал три страницы сценария (не любые, а те, от которых можно отказаться), чтобы снова двигаться по расписанию.
Винн также столкнулся с проблемой плохой погоды: «Пошел дождь, и не было нормального [для Украины] лета, потому пришлось переделывать график. Изменился один день, но и все последующие поменялись». И это еще мелочи.
«В другой раз дождь залил село, и мы не могли снимать много дней, потому что все было затоплено, людей вообще пришлось эвакуировать. Изменили сценарий, ведь если мы не можем снимать село, значит, в это время можем снять что-то другое. «Захар Беркут» на 99% снят без хромакея».
И напоследок, как бы это ни звучало, монтаж фильма - тоже своего рода переписывание сценария. Склейка где-то что-то может убрать или, наоборот, добавить. Даже другая музыка, наложенная на видеоряд, часто меняет смысловую нагрузку. Потому о постпродакшене нужно думать уже на этапе препродакшена. Ну и, конечно, без веры в проект не обойтись.