Летом 2020-го Индустриальный телевизионный комитет провел очередную волну установочного исследования телевизионной аудитории (УИ), получив данные, которыми пользуются телеканалы и сейлз-хаусы для продажи эфирного времени под рекламу. По итогам исследования с 1 февраля текущего года произошла смена контрольно-взвешивательных параметров, в результате чего изменилась выборка коммерческой аудитории. А это, в свою очередь, привело к перестановке лидеров среди телеканалов. Но об этом поговорим в другой раз. Сейчас же мы хотим подробнее рассказать о самом исследовании, а также о том, что конкретно изменилось в сравнении с УИ, проведенным в 2019 году.
Общая картина
В рамках исследования методом интервью face-to-face были опрошены 4211 домохозяйств: 2295 - в городах с населением более 50 тыс. человек, 1916 - в населенных пунктах «50-» (800 - в городах и 1116 - в селах), а также 382 домохозяйства в Киеве. По традиции домохозяйства отбирались адресным методом.
Что касается непосредственно респондентов, то опрашивались жители в возрасте от 18 до 70 лет, а также старше 70 лет, если в домохозяйстве не проживали люди другого возраста. Территория исследования - вся Украина, кроме Крыма, а также временно оккупированных районов Донецкой и Луганской областей.
Соотношение выборки и генеральной совокупности выглядит так:
Сравнение данных установочных исследований 2019 и 2020 годов
|
УД 2019/2020 |
|||||||
Генеральна сукупність ДГ* |
% |
Вибірка ДГ |
Вибірка ТБ ДГ |
|||||
2019 |
2020 |
2019 |
2020 |
2019 |
2020 |
2019 |
2020 |
|
Села |
4 470 219 |
4 420 531 |
31,4 |
31,2 |
1169 |
1116 |
1100 |
1030 |
Міста 50- |
3 085 417 |
3 062 237 |
21,6 |
21,6 |
838 |
800 |
756 |
726 |
Міста 50+ |
6 701 786 |
6 685 102 |
47 |
47,2 |
2406 |
2295 |
2096 |
1913 |
Загалом |
14 257 422 |
14 168 102 |
100 |
100 |
4413 |
4211 |
3952 |
3669 |
зокрема Київ |
1 163 090 |
1 169 566 |
8,2 |
8,3 |
402 |
382 |
334 |
227 |
Все неинституциональные (частные) домохозяйства Украины з учетом коррекции на внутренне и внешне перемещенных лиц
Демографические характеристики
В среднем украинское телевизионное домохозяйство теперь состоит из 2,68 человек. Изменение составило всего -0,01 процентный пункт по сравнению с годом ранее, однако в целом по рынку соотношение довольно заметное: в 19,2% д/х живет один человек (было 18,9%), в 30,8% - двое (было 31,8%), в 26,5% (было 24,4%) - трое, в 23,5% (24,9%) - четверо и более. Иными словами, стало больше телевизионных домохозяйств, где проживает лишь один человек или трое. А вот количество тех, где проживали пары или четверо и более человек, сократилось.
Отдельно важно отметить, что в Киеве процент домохозяйств хотя бы с одним телевизором составляет лишь 75,4% против общего для центрального региона показателя 92,2%.
Кроме того, стало чуть меньше телевизионных домохозяйств, где проживают дети до 18 лет, - 39,3% против 39,4% ранее. И чуть больше тех, где люди старше 60 лет, - 47,3% против 47,2%. Распределение по выборкам относительно равномерное: 38,2% детей в городах «50+» и 40,3% в «50-», людей старше 60 лет - 47,3% и 47,2% соответственно.
Занятость и доход
По сравнению с прошлым установочным исследованием процент домохозяйств, в которых проживают люди с полной или частичной занятостью, сократился с 68,2% до 66,5%. В основном просели города «50+»: вместо 71,6% стало 66,5%. А в населенных пунктах «50-» процент изменился с 65,4% на 64,6%.
Лишь чуть более 0,2% всех телевизионных д/х могут позволить себе какие угодно покупки в любое время. В цифрах доход телевизионных домохозяйств выглядит так:
Язык
По сравнению с УИ прошлого года чуть меньше телевизионных домохозяйств назвали украинский основным языком общения в семье - 49% против 50,6%. И стало больше тех, кто назвал основным русский, - 36,3% против 33,5%. Распределение выглядит так:
Гаджеты, интернет и тип приема
По результатам исследования в последние три года прослеживается динамика роста количества домохозяйств с двумя телевизорами: с 23,3% до 24,8%. В то же время количество домохозяйств с одним телевизором сокращается.
Увеличивается количество телевизоров с ЖК-экраном, хотя кинескопные телевизоры по-прежнему есть более чем у половины домохозяйств. При этом хотя бы один широкоформатный (16х9) аппарат есть у 60,7% (против 59,9% домохозяйств в прошлом исследовании и 27,3% - еще в 2014-м).
Тип приема телесигнала
Если говорить о типе приема, то проникновение спутникового ТВ/IPTV/MMDS увеличилось с 34,6% до 37,7% (против 27,4% в 2014-м). Но главное - кабельное телевидение больше не на втором месте, хотя в городах «50+» оно лидирует. А вот доля цифрового эфирного ТВ серьезно увеличилась: 35,5% против 28% в предыдущем установочном исследовании (и 5,1% - в 2014 году).
А вот диаграмма возможного типа приема телесигнала:
В данном случае речь идет непосредственно о технической возможности использовать тот или иной тип. А одно домохозяйство может иметь разные типы приема.
Потребление контента
Интернетом пользуются 73% жителей страны: 58,2% предпочитают фиксированный доступ, 56,9% - мобильный (данные не суммируются, поскольку в домохозяйстве могут использовать оба варианта). И все больше украинцев используют интернет для просмотра телевизионного контента. Причем на любых устройствах:
Нетелевизионные домохозяйства
У 10,4% украинских домохозяйств нет телевизора. И если в прошлом году считалось, что 31,3% используют вместо ТВ интернет, то теперь таких - 47,1% от опрошенных д/х данной категории. 37,4% из них «не видят необходимости» в телевизоре, 11,2% смотрят телеконтент на других устройствах, а 9,2% вообще не нравится телевизионный продукт - соответственно, и телевизор не нужен.
А вот так выглядит динамика сокращения телевизионных домохозяйств начиная с 2014 года:
Данные принадлежат ИТК; предоставлены МРМ. Подробнее о панели - http://tampanel.com.ua/