Рано или поздно - надеемся, что все-таки рано, - пандемия COVID-19 закончится, карантин в разных уголках мира снимут, и жизнь продолжится в более-менее привычном русле. Впрочем, совсем как прежде она, конечно, уже не будет, и вопросами ближайшего будущего задаются все без исключения индустрии мира - включая и медийную. Что произойдет с рынком дистрибуции телеконтента уже в следующем году? Как байеры и селлеры будут себя вести? Готовы ли они снова ездить на рынки или намерены работать через виртуальные платформы? Что будет продаваться лучше всего?..
Ответы на многие из этих вопросов дает материал Deadline, для которого издание опросило десять руководителей крупных медиагрупп уровня Banijay Rights, All3Media, eOne и Fremantle по итогам завершившегося недавно рынка контента MIPTV. Мы выбрали главные тренды и готовы поделиться ими с вами.
Онлайн-мероприятия - не замена, а дополнение
Онлайн-презентации контента, онлайн-переговоры, да и вообще онлайн-рынки однозначно приживутся на глобальном медиарынке. Если раньше они были своего рода бонусом, то теперь, скорее всего, станут основой разного рода мероприятий. Так считают Кэти Пэйн, исполнительный директор Banijay Rights, Стюарт Бакстер, президент международной дистрибуции eOne, и Дженс Рихтер, исполнительный директор Fremantle International.
Их отчасти поддерживает Луиза Педерсен, исполнительный директор All3Media International. По ее словам, платформы типа Zoom останутся. И если раньше сделки предпочитали обсуждать в живом общении, то практика последних лет показала, что новые виртуальные форматы встреч байеров и селлеров могут его заменить. Порой достаточно простой коммуникации через e-mail. Однако для завязывания новых знакомств живые встречи все еще будут в приоритете. Поскольку только так можно лучше узнать о проекте со значительным потенциалом, получить больше информации о продакшен-компании или отдельно взятом продюсере. В таком случае переписка - не лучший вариант.
А вот Джули Мелдал-Йонсен, исполнительный вице-президент по вопросам глобального контента ITV Studios, открыто признает, что скучает по традиционным площадкам. На ее сторону встал и Тим Герхатц, старший вице-президент мировых продаж Red Arrow Studios International: «Это [онлайн-площадки] отличные вспомогательные инструменты для маркетинга и продаж. Но мы ждем не дождемся, когда снова сможем встречаться лицом к лицу - как у себя в офисах, так и на рынках и фестивалях».
Будущее традиционных площадок
По словам Кэти Пэйн, традиционные офлайн-площадки начали постепенно трансформироваться еще до карантина. Для такой медиагруппы как Banijay, у которой много офисов по всему миру, концепция, что ты должен питчить какой-либо проект в определенное время и определенном месте, сама по себе устарела. Поэтому, хоть агенты и ездят на международные рынки, повседневный бизнес медиагиганта держится на онлайне.
«Более того, - добавляет Рихтер, - за этот карантинный год на онлайн-встречах агентам Fremantle удалось пообщаться даже с большим количеством байеров, нежели на традиционных рынках». Впрочем, и Пэйн, и Рихтер сходятся во мнении, что рынки останутся отличным местом для скринингов контента. Ввиду этого та же Banijay и дальше будет участником традиционных площадок.
Притом наблюдается тенденция отхода от общемировых мероприятий к региональным или даже локальным. По мнению Педерсен, последние несколько лет MIPTV уже не был так важен для All3Media - на замену ему пришли скрининги в Лондоне, а также большое количество жанровых мероприятий и фестивалей регионального или локального масштаба. «Можно отправить туда меньше людей и получить отличный результат», - признается она.
Стюарт Бакстер из eOne отмечает: они уже какое-то время экспериментируют с direct-to-consumer-мероприятиями, чтобы получать отклик непосредственно от зрителя. Так что эту тему будут развивать и дальше.
Чего ждут от зрителей…
Итак, главные тренды посткарантинного времени:
- увеличится спрос на сериалы, ведь съемки многих проектов приостановились;
- увеличится спрос на новые проекты - очевидно, что с началом локдаунов многие продюсеры не были готовы рисковать и делали ставку на классику, уже известные проекты и форматы. В новой реальности особенно выиграют проекты, которые можно сделать удаленно или с соблюдением социального дистанцирования в целях безопасности;
- в сегменте доку-реалити и документального контента все большую популярность набирают темы об окружающей среде и изменении климата. Также растет спрос на темы, связанные с сексом, половой и расовой принадлежностью;
- в сегменте сериальной продукции спросом, скорее всего, будут пользоваться более легкие для восприятия форматы и, конечно же, комедии;
- в сфере шоу ставку делают на форматы, интересные всей семье, а не отдельным членам домохозяйств;
- вырастет спрос на форматы с социальными экспериментами, чтобы показать, как изменился мир. Например, рассказывающие о тех, кому требуется опека, о том, как реинтегрировать в общество людей с различными психическими расстройствами и т. д.
…и от рынка
Пока что главной движущей силой выступают индустриальные изменения, а именно - все больший переток зрителей с традиционного ТВ на онлайн-платформы, тот же Netflix или Disney Plus. Но выигрышными вариантами могут быть и местные площадки или catch-up-услуги вещателей. Для дистрибуторов, вроде Banijay, это отличные возможности, поскольку контент зачастую требуется самый разнообразный - сериалы, шоу, документальные проекты. И вдобавок это еще один источник монетизации.
Исходя из сказанного выше, ожидается, что:
- перераспределение аудитории между платформами линейного и отложенного/ОТТ/VoD-смотрения продолжится;
- во время карантина традиционные телевещатели стали чаще запускать проекты-копродакшены, в том числе и международные, - и эта тенденция сохранится;
- увеличится спрос на проекты и форматы пока не особо популярных стран-экспортеров - например, австралийские.
На данный момент конца карантину не видно, поэтому, возможно, большинство фестивалей и рынков контента придется проводить в онлайне по несколько раз - и с трудом налаженные схемы взаимодействия настолько приживутся, что все же вытеснят привычные офлайн-мероприятия в светлом постковидном будущем. Напоследок хочется отметить: начиная с 8 апреля, Дворец фестивалей и конгрессов (Palais des Festivals et des Congrès) - традиционное место проведения Каннского кинофестиваля - используется как центр вакцинации.