В мире, где пандемия все еще заставляет сидеть нас по домам, а локдауны и не думают заканчиваться, отчаянно не хватает хоть какой-нибудь стабильности. Кинотеатральные релизы переносятся, фестивали отменяются или уходят в онлайн, а игроки медиаиндустрии вынуждены регулярно изобретать новые форматы работы, чтобы поспеть за стремительно меняющимся миром. Но есть и хорошие новости: смирившись с тем, что многолюдные мероприятия пока недоступны, организаторы крупнейшего в мире рынка телевизионного контента MIPTV еще в прошлом году успешно перевели его на «удаленку». В 2021-м номер пришлось повторить: медиаигроки со всего мира снова участвуют в MIPTV дистанционно, и теперь благодаря опыту 2020-го у них есть понимание, что от смены формата рынок не проиграет.
Коллеги из MBR уже рассказывали вам вводные о том, что ищут на MIPTV иностранные вещатели, а чуть позже готовьтесь узнать о трендах нынешнего каннского телерынка. Ну а пока эстафету перехвачу я, чтобы поведать о самых свежих и горячих телеформатах со всего мира, доклад о которых традиционно подготовила наша давняя знакомая Вирджиния Муслер из аналитической компании The Wit. Сегодня вас ждут сразу две порции ценной и интересной информации: сперва мы поговорим о презентации Fresh TV Formats, в которой собраны телешоу, а потом доберемся до Fresh TV Fiction, где во главе угла - сериалы. Словом, скучно не будет, так что пристегните ваши ремни.
Fresh TV Formats: курс на ностальгию и триумф «Маски»
Презентуя форматы телешоу, Муслер начала с того, что нынешний сезон ярче всего иллюстрирует слово «ностальгия» - именно к ней все чаще обращаются авторы в поисках вдохновения. Сразу 10 новых форматов из 22 так или иначе построены на знакомой всем с детства формуле викторины, меняются лишь антураж и герои.
К примеру, свежее голландское шоу Marble Mania (Talpa), придуманное ветераном индустрии Джоном де Молем, основано на знаменитой одноименной детской игре «в шарики», и телевидение не особо меняет суть: проект, который уже успели показать на родине и продать во Францию, предполагает, что соревноваться между собой будут три знаменитости, каждая из которых выбирает свой цвет шариков и проходит различные испытания. Французский формат Roll the Dice (WeMake) еще не выходил в эфир, однако суть его так же проста: участники тоже соревнуются между собой, отвечая на вопросы, а вместо шариков здесь - кости. Аналогичные правила и у немецкого формата The Money Shot (Banijay): чтобы заработать денежный приз, нужно сперва разгадывать загадки, а затем - пытаться попасть специальным красным шаром в лунку.
Проект из Великобритании Lightning (Banijay) наверняка узнают те, кто в детстве играл в игру «пол - это лава». Правда, вместо лавы здесь обычный студийный свет, а загвоздка в том, что участники должны выполнять физические задания, не попадая на освещенную территорию. Израильский формат Family Piggy Bank (Armoza Formats) еще проще: члены семьи сообща отвечают на разные вопросы, а за каждый правильный ответ получают монеты, которыми нужно наполнить общую копилку. Шоу Cherries Wild (Propagate Content Int.) родом из США, а его изюминка - огромный игровой автомат, с помощью которого конкурсанты могут выиграть $250 тыс. Правда, сперва им придется участвовать в викторине и отвечать на вопросы из области поп-культуры. Британский формат Bank Balance (all3media International) тоже с изюминкой - Гордоном Рамзи в кресле ведущего. В остальном это тоже классическая викторина, где нужно ответить на 12 каверзных вопросов, чтобы добраться до приза.
Британско-французское шоу The 1% Club (BBC Studios) предполагает участие сотни человек: им нужно отвечать на вопросы, изученные со зрителями по всей стране, чтобы доказать, что именно они входят в 1% самых умных людей. Формат Judgement Call (Aroma TV) добрался в Канны аж из Канады, а его замысел в том, что двое участников соревнуются, кто правильно ответит на большее число вопросов о четырех знаменитостях. Те, конечно, тоже присутствуют на площадке. Ну и замыкает перечень «ностальгических» проектов испанское шоу Sophia, Help me to Win 1 Million (The Mediapro Studio). Формат пока существует только на бумаге, но идея интересная: на вопросы викторины двоим игрокам помогает отвечать голосовой ассистент.
Следующий блок свежих форматов Вирджиния объединила условным названием Future reality, и в него вошли восемь шоу. Первое из них - ирландское Eating with the Enemy (all3media International), своеобразный эксперимент, где за одним столом сидят люди с разными взглядами на жизнь и по ходу ужина пытаются найти точки соприкосновения. Тоже за столом развивается действие голландского проекта Table for Two (Banijay), но здесь участники не спорят, а разговаривают с людьми из собственного прошлого: двое идут на ужин, но лишь один из них в курсе, кем окажется собеседник - старым другом, давней любовью или еще кем-то.
Сразу два формата посвящены теме похудения - это британские Lose Weight Like Me (BBC Studios) и Future You (Banijay). В первом четверо упитанных участников выбирают наставника, который мог бы помочь им сбросить вес, а во втором задействованы новые технологии - с помощью голограмм толстячкам наглядно показывают, как они будут выглядеть после похудения. Напоминает «Дорогая, мы убиваем детей», не так ли?
Еще два шоу эксплуатируют тему недвижимости. В голландском Kids Buy a House (Talpa) дом для переезда вместе с семьей выбирают дети (разумеется, без участия взрослых), а в бельгийском Home Made Home (BeEntertainment) молодые пары участников соревнуются в том, кто лучше, качественнее и быстрее восстановит старое здание. Победитель получает право жить или управлять спасенной от разрушения недвижимостью.
Ни один Fresh TV Formats не обходится без глубоко социальных форматов, и нынешняя презентация исключением не стала. Немецкий проект Caught in the Net (Karlsbridge), к примеру, призван бороться с педофилией в соцсетях: взрослые актеры маскируются детьми, чтобы выводить злоумышленников на чистую воду. Формат, к слову, основан на чешской документалке на ту же тему, так что не удивляйтесь его мрачности. Испанский формат Dr. Paw (The Mediapro Studio) пока существует только на бумаге, однако цели его не менее благие: согласно задумке психолог работает с людьми, переживающими различные стрессы и тревоги, но делает это не в одиночку, а с животными. Получается очень милая пушистая терапия, которой, кажется, всем нам сегодня не хватает.
Еще четыре формата остались без классификации, но присмотреться к ним тоже стоит. Британское шоу This Is My House (BBC Studios) любопытно тем, что в нем участвуют четверо человек, которые пытаются убедить группу знаменитостей, что дом принадлежит именно им. И конечно же, правду говорит только один. Франция в этот раз подарила миру очередную попытку оживить кулинарный жанр: в формате Can You Cook (WeMake) два шеф-повара набирают команду из людей, совершенно не умеющих готовить, чтобы как можно скорее это исправить. Шоу Mystery Duets (Can’t Stop Media) тоже из Франции: в нем поющим знаменитостям нужно спеть в дуэте, но, кто будет партнером, неизвестно до самого выхода на сцену. Напоследок я оставила очень милый проект из Японии под названием Happily Ever Apart (TV Asahi Corporation). Представьте, что кто-то отмечает развод с таким же размахом, как и свадьбу, и получите краткий пересказ этого формата. Как думаете, у многих ли участников получается избегать при этом громких скандалов?
Чтобы окончательно закрыть тему Fresh TV Formats и перейти к сериалам, добавлю любопытный факт. По словам Вирджинии Муслер, самым адаптируемым телеформатом в период с сентября 2020-го по апрель 2021-го оказался (сюрприз!) корейский The Masked Singer. Это шоу на сегодняшний день может похвастать аж тринадцатью адаптациями по всему миру, тогда как ближайшие конкуренты по ТОП-10 пока «родили» лишь 3-4 адаптации
Fresh TV Fiction - криминал, маньяки и ретро
Мир новых сериалов удивляет не меньшим разнообразием. Начиная презентацию Fresh TV Fiction, Муслер вывела сразу несколько трендов, которые прослеживаются практически во всех представленных проектах. Во-первых, производители контента явно делают ставку на криминальные истории, в центре которых часто оказываются кровавые маньяки и реально происходившие события, а во-вторых, как и в случае с телешоу, сериалы тяготеют к ностальгии, ретростилю и демонстрации ушедших эпох.
О многих тайтлах, которые представила Вирджиния, вы уже слышали, особенно если следите за сериальными новинками в моих ежемесячных докладах. Здесь нашлось место и проекту из США «Клариса» (Clarice), дистрибуцией которого занимается MGM Studios, и британскому «Это грех» (It’s a Sin) от All3Media International, который вышел в январе, успев наделать много шума. Также знакомым вам наверняка покажется британский «Змей» (The Serpent) от дистрибутора ITV Studios, основанный на реальной криминальной истории, со звездой «Мавританца» Тахаром Рахимом в главной роли. Бельгийско-голландскую драму «Красный свет» (Red Light) от дистрибутора Entertainment Federation узнают те, кто следил за фестивалем Canneseries 2020: сериал получил на смотре награду за лучший актерский ансамбль. Кроме того, среди проектов-участников нашлось место и одному российскому тайтлу - дистрибутор Okko Studios привез в виртуальные Канны свой сериал «Чикатило» (в презентации - The Red Ripper) с Дмитрием Нагиевым.
Если вам по душе криминальная тематика, о которой Муслер говорила вначале, то с помощью презентованных сериалов вы сможете отправиться в настоящее путешествие по Европе через призму преступлений и их расследований. Узнать побольше о Германии можно в местных сериалах Unbroken (ZDF Enterprises) и 8 Witnesses (Fremantle), об Италии - в проектах Lolita Lobosco (RAI Com) и Il Commissario Ricciardi (RAI Com), об Испании - в шоу Parot (ViacomCBS Int.). Францию на этой своеобразной карте представляют проекты The Showdown (Newen Connect) и The Promise (Newen Content), Великобританию - The Pembrokeshire Murders (ITV Studios), Израиль - Line in the Sand (Keshet International) и Nafas (DBG Films), а Турцию - The Shadow Team (Mistco).
Перечисленные выше преимущественно криминальные сериалы, как и обещала глава The Wit, также отражают тренд на демонстрацию ушедших эпох. Но одно шоу забралось намного глубже остальных - это сериал «Леонардо» (Leonardo) со звездой «Хоббита» Эйданом Тернером, рассказывающий о жизни Леонардо да Винчи. Если любите что-то подобное - можете начинать смотреть: первый эпизод проекта вышел в Италии еще 23 марта
Напоследок - два проекта, которые могут прийтись по душе тем, кто предпочитает криминалу простые жизненные драмы. Это австралийский сериал Bump (ITV Studios) - о девушке-подростке, чью жизнь меняет внезапная беременность, а также бразильский A Life to Die For (Globo), где сюжет закручен вокруг четверых жертв авиакатастрофы, получивших шанс на вторую жизнь.
Как видите, несмотря на пандемию, количество разнообразного контента растет, а нам с вами только и нужно, что успевать его потреблять. Интересно, на какие из свежих проектов положат глаз украинские телеканалы?