Если в Украине до сих пор считается, что сервисы потокового видео могут выстрелить, но не сейчас, а «когда-нибудь потом», то в США ОТТ- и VoD-платформы давно стали полноценными игроками индустрии. Тем не менее даже там никто не ожидал такого всплеска популярности сервисов, который случился в 2020 году, после начала карантина. Казавшиеся незыблемыми правила игры стали резко меняться - вплоть до того, что одни киностудии-мейджоры захотели выпускать фильмы в онлайн одновременно с кинопрокатом, а другие начали давить на кинотеатры, дабы сократить привычное «окно» до минимума. Производство картин замораживали, релизы переносили, многие компании потеряли деньги, кинотеатры оказались на грани выживания… COVID-19 изменил мир. И сейчас, по прошествии года с официального начала пандемии, предлагаем зафиксировать, каким изменениям подверглась глобальная индустрия производства контента. Если коротко: люди не перестали любить кино, но снимать его и показывать, как прежде, не получается.
Смена визионеров
Стремительный рост стриминга нанес ощутимый удар, и теперь в Голливуде пытаются понять, на каких условиях заключать контракты, как оплачивать работу актеров и членов съемочной команды. В студиях начались кадровые перестановки, чтобы дать больше полномочий сотрудникам на руководящих должностях в сфере стратегии и развития бизнеса.
Так, впервые за почти столетнюю историю существования у Warner Bros., которая через WarnerMedia принадлежит корпорации AT&T Inc., больше нет единого руководящего поста по производству и дистрибуции лент для большого экрана. Без кадровых перестановок не обошлись и в Disney: Алан Хорн - настоящий ветеран Голливуда с опытом свыше 40 лет в индустрии кино и развлечений - больше не решает, какие фильмы студии, как и когда выпускать в прокат. Теперь этим занимается Карим Дэниел, который был президентом направления потребительских товаров Disney. И отвечает он непосредственно перед исполнительным директором конгломерата Бобом Чапеком. Знатока аудитории заменили на «продажника», видящего в зрителях в первую очередь покупателей.
Здесь стоит вспомнить презентацию для инвесторов Disney, которую в декабре 2020-го проводил Чапек. Пока он говорил, на экране демонстрировали копию написанного в 1957 году письма Уолта Диснея, где говорилось, что будущее компании за полнометражной анимацией. Чапек же добавил, что отныне будущее Disney - за Disney Plus.
В декабре 2020-го стало также известно: все фильмы Warner Bros., релиз которых запланирован на 2021 год, будут выходить одновременно и в кинотеатрах, и на стриминг-сервисе HBO Max. Всего таких премьер аж 17, и среди них есть очень ожидаемые проекты вроде «Дюны» Дени Вильнева и «Матрицы-4».
Тогда же Тоби Эммерих, новый глава Warner Bros. и руководитель направления кино HBO Max, собрал топ-менеджмент американских талант-агентств, чтобы сообщить: все без исключения контракты об эксклюзивном окне кинопроката более не имеют силы. Для нашего рынка, весьма далекого от американских реалий, это может показаться незначительным. Но представьте себе, что агент актера из списка А выбил своему подопечному помимо гонорара бонус в размере 2% от проката. Для блокбастера с кассой более $1 млрд это будет уже $20 млн. Однако теперь такая договоренность - пустышка, хотя актер отснялся в фильме и повлиять на его судьбу теперь не в силах.
Новые контракты
Не все актеры смирились со сменой планов Warner Bros. Отстоять свои интересы в новых договорах, не заточенных на сборы в кинотеатрах, попытались Уилл Смит и Том Хэнкс. Например, Apple заплатила студии Sony порядка $70 млн за 15 лет прав в сфере потокового видео на драму с Хэнксом «Грейхаунд» - в обход кинопроката. К слову, картину сняли примерно за $50 млн. А Disney до сих пор не перезаключила контракт с Хэнксом по фильму «Пиноккио» (Pinocchio), где тот собирался играть Джепетто. Производство еще не стартовало, но известно, что изначально планировался кинотеатральный прокат, а сейчас говорят о дистрибуции на Disney Plus.
Уилл Смит был на съемках «Короля Ричарда», байопика об отце теннисисток Серены и Венеры Уильямс, когда ему позвонил агент и рассказал, что контракт с Warner Bros. недействителен. В результате актер договорился о гонораре в размере $60 млн при условии - Warner Bros. выпустит фильм в онлайн лишь через месяц после традиционного кинопроката. От предложения Netflix Смит отказался.
Кристофер Нолан, режиссер фантастического боевика «Тенет», который буквально вытянул из пропасти мировые кинотеатры во время карантина, вообще вряд ли придет с новым проектом на студию Warner Bros. - идея с одновременной дистрибуцией в кино и онлайне ему пришлась не по вкусу. А Галь Гадот, сыгравшая «Чудо-женщину», и режиссер картины Пэтти Дженкинс перезаключили контракт с Warner Bros. за дополнительные $15 млн и $13 млн соответственно.
Братья Энтони и Джо Руссо - режиссеры самого кассового фильма всех времен и народов «Мстители: Финал» - не смогли найти студию, которая бы согласилась на традиционный кинопрокат их следующей ленты Cherry, о ветеране войны в Ираке. После долгих безуспешных поисков братья-режиссеры попросту продали права на онлайн-дистрибуцию сервису корпорации Apple - примерно за $40 млн.
Как сказал один из агентов сделки Крис Слейджер (Chris Slager), руководитель Endeavor Content: «Мы не занимаемся продажей подписки или попкорна. Мы ищем наилучший способ донести историю как можно более широкой аудитории».
2020-й позади, но кинотеатрам не легче
По данным Comscore, в 2020 году бокс-офис в США составил всего $2,28 млрд против $11,4 млрд годом ранее. И из-за карантина большинство кинотеатров страны по-прежнему закрыты, а студии сидят на пяти-шести «тягачах» с большим денежным потенциалом. Фильмах-тягачах, которые стоило бы выпустить. Однако, кроме онлайн-площадок, негде.
Американские эксперты отмечают, что сегодня главная тема на рынке - сколько подписчиков у Disney Plus, HBO Max, Netflix. И сколько те готовы инвестировать в собственный контент.
Когда Эммерих рассказал о планах Warner Bros., у руководства кинотеатральной сети АМС, крупнейшей в США и закрытой на тот момент уже несколько месяцев, попросту опустились руки. Назревал бунт, но в Warner Bros. заверили: эксперимент запланирован исключительно на текущий 2021 год. Впрочем, есть те, кто верят, что эксперимент пройдет успешно, и тогда его могут продлить… Напомним, в 2020-м весь мировой рынок потокового видео оценивался примерно в $50 млрд за счет 880 млн пользователей (по данным Statista). Но уже к 2025-му цифра увеличится до 1,34 млрд пользователей и $85 млрд дохода. Неплохие темпы.
Первый блин комом?
Собственно, эксперимент Warner Bros. уже начался - она провела тест с «Чудо-женщиной 1984», выпустив фильм на католическое Рождество. За четыре недели лента собрала в американском прокате всего $35,8 млн - притом, что две трети кинотеатров были закрыты. Что же касается онлайн-дистрибуции, ситуация двоякая: в компании лишь заявили - в день премьеры «Чудо-женщину 1984» посмотрела половина пользователей HBO Max, а это около 8,6 млн. Впрочем, 41% подписчиков, присоединившихся в четвертом квартале прошлого года, отмечали: одной из причин был доступ именно к этому фильму. Точные данные мейджор предоставлять отказался, что может свидетельствовать о том, что успех не столь значительный, как ожидалось. Тем не менее от планов одновременного кино- и онлайн-проката на 2021 год Warner Bros. не отказалась.
Онлайн-прокат «Чудо-женщины 1984» продолжается: лента оставалась доступной на платформе HBO Max до февраля, после чего «ушла» в каталоги других сервисов, в частности Amazon Prime и Vudu.
С другой стороны, в прошлом году принадлежащая корпорации Comcast студия Universal Pictures отказалась прокатывать в кино полнометражную анимацию «Тролли: Мировое турне», разругавшись все с той же киносетью АМС. Говорили, фильм оказался очень успешным в онлайн-прокате, однако летом прошлого года студия - внезапно - согласовала с АМС, что станет выпускать картины в онлайн лишь после 2,5 уик-эндов кинопроката. То есть все-таки кинотеатры важны.
А как же пиратство?
Да, оно никуда не делось. Более того, с ростом популярности ОТТ- и видео по запросу пиратов, скорее всего, будет все больше. Ввиду этого не все студии спешат полностью перейти с традиционного проката на онлайн-прокат. Хотя и сокращают кинотеатральное окно, как в случае с Universal Pictures.
Netflix и Apple обратились к Paramount Pictures с вопросом, за сколько студия готова продать права на показ в обход кинотеатров предстоящего сиквела «Топ Ган: Мэверик» (Top Gun: Maverick) с Томом Крузом в главной роли. Суммы не называли, но наверняка они были внушительными. Тем не менее в Paramount отказались, а премьера фильма в кинотеатрах по-прежнему запланирована на 1 июля 2021 года. На рынке говорят, что пиратство стало одним из главных аргументов, почему Netflix и Apple получили отказ.
Можно тысячу раз спорить о ценностях и искусстве, однако, как бы кому того ни хотелось, в первую очередь Голливуд - это бизнес. Мейджоры жаждут денег. И тенденции, стимулятором которых стал карантин из-за COVID-19, лишь подтверждение тому. Студии будут идти туда, где бóльшая прибыль. Затем туда пойдут режиссеры и актеры. Это неизбежно. И хотя кинотеатры никуда не исчезнут (это кажется уж крайне маловероятным), похоже, в ближайшие лет 10-15 их роль в прокатной истории лент действительно отойдет на второй план.