В рамках панельной дискуссии «Украинский прорыв: От «Чернобыля» до Китая», состоявшейся на девятом международном медиафоруме KYIV MEDIA WEEK, были презентованы наиболее заметные кинематографические достижения украинских компаний, задействованных за последний год в международных проектах. Беседу модерировала Виктория Ярмощук, исполнительный директор Украинской киноассоциации и руководитель медиаконсалтинговой компании Media Resources Management.
По словам Виктории, сегодняшнюю ситуацию на украинском рынке контента можно назвать концом эпохи недооцененности: отечественные профессионалы уже могут похвастать кейсами, полноценно представленными на международных фестивальных площадках и кинорынках. За последние несколько лет заметны не только успехи в сфере арт-кино, но также увеличивается количество копродукций с Украиной, растет востребованность украинских VFX-специалистов, а контент украинского производства продолжает покорять новые территории.
Среди громких фестивальных побед последних лет - «Донбасс» Сергея Лозницы (премия за лучшую режиссуру в программе Каннского кинофестиваля «Особый взгляд»), «Племя» Мирослава Слабошпицкого (три награды «Недели критики» Канн), «Вулкан» Романа Бондарчука (Гран-при международного кинофестиваля «Золотой абрикос»), свежая картина Валентина Васяновича «Атлантида» (лучший фильм программы «Горизонты» Венецианского кинофестиваля).
Постепенно укрепляются связи с китайскими коллегами по цеху: в частности FILM.UA совместно со Stellar Mega Group работала над проектом Flaming Eagle, а с China International Art and Business Alliance - над приключенческой романтической комедией Ukrainian Treasure. Сегодня Украина может похвастать и более экзотическими копродукциями - к примеру, организацией съемок для индийских кинокомпаний занимается продакшен 435 Films.
Украина зарекомендовала себя и на рынке форматов. Так, сериалы «Слуга народа» и «Нюхач» были проданы как форматы за рубеж. «Нюхач» появился на территории Японии и вышел на Netflix, сериал «Прятки» (Hide and seek) взяла на дистрибуцию ZDF Enterprises, а проект «Принцип удовольствия» - копродукцию Украины, Польши и Чехии - немецкий сейлз-агент Beta Film. В то же время одна из самых кассовых украинских комедий «Скажене весілля» была продана как формат в страны Балтии.
Не стоит забывать и о громких успехах украинской анимации - мультфильм «Викрадена принцеса: Руслан і Людмила» продан на шестьдесят с лишним территорий, а также стал первой украинской анимацией, которая вышла в прокат в кинотеатрах Китая.
Как представитель Украинской киноассоциации и советник Министра культуры Украины, занимающийся стратегией развития кинематографа в Украине, Виктория Ярмощук отметила, что сейчас ведется активная работа над созданием нормативно-правовой базы для упрощения сотрудничества с Украиной, а это закрепит за нашей страной репутацию новой, перспективной для копродукции территории.
Основатель Radioaktive Film Дарко Скульский рассказал об участии украинской стороны в производстве одного из главных хитов НВО этого года - мини-сериала «Чернобыль», получившего наивысшие оценки по версии международного кинопортала IMDB, а также три Emmy Awards. Компания Radioaktive Film функционирует на украинском рынке более двадцати двух лет, концентрируясь преимущественно на коммерческом видео, но время от времени также выступая как сервисная компания для съемок кино. До начала переговоров с Radioaktive Film продюсеры «Чернобыля» не рассматривали возможность съемок в украинских локациях - сериал планировали полностью снять на территории Литвы. Одним из факторов в пользу заключения договора с Radioaktive Film был кейс успешной работы над полнометражным фильмом «Смерть Сталина» режиссера Армандо Ианнуччи.
Хотя в Литве существует неработающий ядерный реактор, который выглядит так же, как и Чернобыльская станция, продюсеры сериала были заинтересованы в аутентичном воссоздании сеттинга УССР конца 1980-х. После успешных переговоров приняли решение проводить студийные съемки в Литве, а в Киеве снимать натуру. Кроме команды НВО, в съемках было задействовано около двухсот пятидесяти украинских профессионалов. Ну а о том, как в создании электростанции использовали VFX-работу украинской студии POSTMODERN, еще летом подробно рассказывала МедиаНяня.
По мнению Дарко Скульского, на сегодняшний день одной из главных проблем, связанных со съемками в Украине, является неразвитость инфраструктуры, в частности дефицит студийных комплексов, при наличии большого выбора локаций. Завлечению иностранных продюсеров должна поспособствовать и система cash-rebate с упрощенными условиями подачи проектов.
Екатерина Шевелюк, директор департамента монетизации контента StarLightMedia, в свою очередь представила кейс украинского сериала «Крепостная», сделавшего бродкастера проекта - телеканал СТБ - лидером в своем слоте. Разработка сериала началась в 2013 году, одним из референсов была турецкая историческая драма «Великолепный век». Стадия производства, за которое отвечали FILM.UA и StarLight Films, длилась около тринадцати месяцев, а съемки проходили на более чем четырехстах локациях, что сделало «Крепостную» одной из наиболее масштабных исторических костюмированных драм последних лет. Изначально задумывалось два сезона по двадцать четыре серии, премьеры сезонов состоялись весной и осенью этого года. На сегодняшний день количество зрителей драмы превысило 22,2 млн.
Игорь Сторчак, генеральный директор FILM.UA Distribution, заметил, что сериал стал хитом не только украинского телевидения, но и польского - его премьера состоялась этим летом на одном из крупнейших польских телеканалов, общественном TVP1. «Крепостная» побила рекорд, став самым успешным украинским проектом на польском телевидении, подняв долю вещателя в слоте на 25,4%.
Сторчак отметил, что для возможности успешной работы в кино- и телепроизводственной среде в Украине продакшенам необходимо выходить на внешние рынки. Поэтому в перспективе компанией рассматривается возможность съемок третьего сезона проекта в копродукции с Польшей.
Наконец Егор Борщевский, генеральный директор POSTMODERN Digital, рассказал о собственном опыте международного сотрудничества - последние несколько лет компания активно работала с китайскими коллегами. Решение о разработке азиатского рынка было принято в связи с тем, что в Украине фактически отсутствует спрос на качественный CG-материал из-за его высокой стоимости.
Один из знаковых проектов в портфолио POSTMODERN Digital, по словам Борщевского, - участие в создании CG для китайского блокбастера Wandering Earth («Блуждающая земля»), собравшего около $700 млн в тамошнем прокате. Но наиболее важным с точки зрения объема и сложности проделанной работы, по мнению Егора, является создание студией пятнадцати минут CG-контента для фильма Looking Up Дена Чао. Проект включал не только отрисовку, но и супервайзинг на съемочной площадке в Китае. Сегодня главная амбиция студии - полноценная копродукция с китайскими партнерами, локально же продолжается активная работа над усовершенствованием профильного образования VFX-специалистов.