Нам повезло жить в такое время, когда новый контент появляется практически ежеминутно. И если раньше главным вопросом жизни, Вселенной и всего такого был «Что посмотреть?», то сегодня он стремительно трансформировался в более насущный - «Как успеть посмотреть все, что хочется?». Производители конкурируют друг с другом за свободное время пользователей, и с каждым днем эта конкуренция становится все жестче. Казалось бы, поделать с этим ничего нельзя, но медиасервис MEGOGO нашел решение - популярное в мире, но в украинских реалиях пока воплощенное не в полную силу: делать ставку не на видео, а на аудио.
Ход объясняется просто: подобный формат не претендует на внимание потребителей целиком, оставляя им возможность параллельно заниматься чем-то еще, но при этом свою главную функцию - развлекать - выполняет на отлично. Эксперименты в этом направлении площадка начала еще в конце 2019-го, когда у нее появился раздел MEGOGO Audio с разговорными подкастами и аудиокнигами. А теперь идет еще дальше и запускает свой первый аудиосериал. Проект, премьера которого состоялась 23 февраля, посвящен самой известной техногенной катастрофе Киева - Куреневской трагедии, а MEGOGO с его помощью надеется начать украинскую эру нарративных подкастов. Как и зачем компания в это ввязывается - мы сегодня и разберемся.
Судя по тому, что в день релиза проекта сервис затеял целую презентацию, на нишу он делает большую ставку. Что, в общем-то, обоснованно: формат аудиосериалов в мире развивается давно и успешно. Вы наверняка слышали о самом известном представителе жанра, подкасте Serial, в основе которого - реальные журналистские расследования и который, стартовав в 2014 году, существует до сих пор. В MEGOGO уверены: в Украине у подобного продукта тоже есть будущее, и спрос на разговорные подкасты и аудиокниги это лишь подтверждает. Собственно, впервые об интересе к фикшен-подкастам главный маркетинг-стратег компании Иван Шестаков говорил еще во время запуска аудионаправления, так что появление первой ласточки в этой отрасли было вопросом времени.
Строго говоря, слово «фикшен» в определении дебютного аудиосериала MEGOGO не совсем справедливо: в его основе лежат реальные события 60-летней давности, а сценарий создавался по воспоминаниям очевидцев и официальным документам того времени. Но в отличие от разговорных подкастов здесь имеется актерский состав и режиссер, персонажи и прочие художественные составляющие - почти как в радиоспектакле «Война миров», в конце 30-х годов прошлого века очень напугавшем американцев. Шестаков в аналогиях идет еще дальше: по его словам, у слушателей постарше проект может вызвать ностальгию по сказкам и спектаклям на пластинках, популярность которых с распространением телевидения (а с ним и видео как главной формы контента) сошла на нет. Сегодня, уверен Иван, аудиосторителлинг переживает ренессанс, и компания MEGOGO не намерена упускать возможность в нем поучаствовать.
Теперь поговорим подробнее о самом сериале, получившем красноречивое название «Куреневка. История киевского потопа». Он разбит на шесть небольших (максимум - 16 минут) эпизодов, чтобы удобно было слушать частями, не разрушая сторителлинговой магии. За режиссуру и сценарий в ответе постановщик фильма «Поїзд «Київ - Війна» Корней Грицюк, который отмечает, что, хоть для него создание аудиосериала и было новым опытом, к делу он подошел максимально серьезно. «Мы сделали точно такой же саундпродакшен, как в кино. Во время записи мы имитировали различные звуки, добавляющие сюжету динамики и создающие слушателю атмосферу советской реальности», - объяснил он.
По словам Грицюка, для сериала он провел масштабный ресерч, а еще в работе участвовали ученые и, пожалуй, самый известный исследователь трагедии Казимир Брамский. На основе воспоминаний очевидцев и архивных записей авторы создали исторические реконструкции событий, а затем пригласили профессиональных актеров, чтобы те все это озвучили. К слову, не удивляйтесь, услышав знакомые голоса: в проекте поучаствовали Римма Зюбина и Андрей Куликов.
Со стороны MEGOGO созданием первого аудиосериала занималась глава MEGOGO Audio Катерина Котвицкая. По ее словам, еще в конце прошлой осени в компании начали переформатирование собственного производства подкастов, решив сосредоточиться на нарративных форматах.
«Нам интересно работать с историями и делать целостный аудиопродукт, который захватывает не темой отдельного выпуска, а историей в целом», - говорит Катерина. Она отмечает, что от задумки до воплощения был пройден немалый путь: сначала в MEGOGO формировали команду и исследовали нишу, а затем устроили целый питчинг тем, которые было бы интересно услышать аудитории площадки. «Сейчас главный вызов - работать с разными жанрами, подходами и форматами. Поэтому мы задействовали еще больше ресурсов: к команде присоединилась продюсер направления Юлия Билоус, которая и в дальнейшем будет развивать аудиосериалы MEGOGO», - рассказала Катерина.
Помимо Юлии и Корнея, также присоединившегося к команде осенью 2020-го, в работе над дебютным аудиосериалом поучаствовала компания 4EARS Production и ее звукорежиссеры Василий Явтушенко и Ася Федоськина. С ними же, по словам Котвицкой, площадка уже работает над несколькими следующими проектами того же жанра. Всего же в планах MEGOGO - около десятка аудиосериалов, которые в течение года представят слушателям. Среди них немало любопытного: это и проект на основе переписки Леси Украинки, и история о путешествии в Антарктиду, а также документалка к годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС, истории по мотивам рассказов Ирэны Карпы и другие.
Наполнив подкасты нарративом, MEGOGO изменил и формат их дистрибуции: поэпизодный выход остался в прошлом, и аудиосериалы перешли на модель Netfix, когда проект выпускается весь и сразу. Логично, что новое направление потребовало больших финансовых вливаний - конкретных цифр представители площадки не разглашают, но подчеркивают, что контент у них высокого качества (Катерина называет это «кино в наушниках»), а потому и затраты на него соответствующие. Со временем, по словам Шестакова, в компании подумают над монетизацией направления, но первый и ближайшие аудиосериалы будут для пользователей бесплатными.
Во всем этом есть лишь одна небольшая ложка дегтя: если вы привыкли слушать разговорные подкасты производства MEGOGO, то придется отвыкать. Как рассказал Шестаков, за почти полтора года работы в этом направлении площадка пересмотрела приоритеты и теперь сосредоточится только на производстве аудиосериалов. «В Украине есть достаточно большое количество команд, уже производящих качественные разговорные подкасты, но нарративных среди них практически нет. Наша же задача - заполнять пустые ниши, чтобы рынок развивался, и аудиосериалы - шаг в этом направлении», - подчеркивает Иван.
Теперь у любителей контента во всех его проявлениях есть еще один продукт, на который они могут «подсесть», а у MEGOGO - целое поле для исследований украинского слушателя. Вот и узнаем, придется ли новинка ему по вкусу.