Вчера мы начали подробный разговор о том, каким украинские кинотеатры видят для себя наступивший 2021 год. Первыми свое мнение высказали представители крупных сетей - Multiplex и «Планета Кино», а сегодня эстафета переходит к следующим игрокам.
Чтобы картина была как можно более полной, мы подключили к опросу главу столичного кинотеатра и совладелицу нескольких залов в регионах. Чего они ждут от нового года и совпадают ли их проблемы с коллегами по цеху - читайте ниже.
Сергей Зленко, директор кинотеатра Boomer (Киев)
- Как вы оцениваете перспективы украинского кинопроката на 2021 год - и в целом, и вашего заведения в частности? Есть некий общий план действий или будете принимать решения в зависимости от ситуации?
- Прошлый год, с одной стороны, дал нам надежду в виде поддержки государства. Для кинотеатра Boomer это была ощутимая помощь, без которой мы бы не смогли закончить год. С другой стороны, новогодние уик-энды (25 декабря - 8 января) показали, что с ограничениями в 50% мы не сможем работать даже «в ноль». Якобы были аншлаги (в допустимых пределах половины зала), но по факту все равно ущерб, потому что вторая половина зала не работает, попкорна продается меньше. Поэтому вопрос выживания кинотеатров в 2021 году будет зависеть от двух факторов: насколько быстро снимутся ограничения в 50% и будет ли помощь от государства в виде гранта институциональной поддержки.
- Как пандемия повлияла на ваши договоренности с дистрибуторами?
- Дистрибуторы - это наши герои. Особенно хочу поблагодарить всех независимых дистрибуторов, которые подставили нам плечо в виде хороших жанровых фильмов - в то время, когда мейджоры массово перенесли все блокбастеры на неопределенный срок. Хочу обратить внимание, кстати, что самым кассовым фильмом прошлого года в украинских кинотеатрах стала лента «Джентльмены» независимого дистрибутора «Вольга Украина». Если не ошибаюсь, это единственный случай в украинском прокате, когда на первой строчке (если не считать период российского кино) - независимый фильм.
Если отвечать на вопрос прямо, то у нас всегда были договоренности по каждому релизу, без привязки к другим. Что касается особых договоренностей, то студия Warner Bros. с фильмом «Тенет» имела больший процент роялти, а по лентам повторного проката - меньший. Больше сказать не могу, ведь разглашение ограничено условиями договора.
- В прошлом году многие из представителей кинотеатров говорили, что одним из «спасательных» релизов стал «Тенет». На какие фильмы вы рассчитываете в этом году? Хватит ли, по вашим оценкам, анонсированных западных блокбастеров, чтобы украинский кинопрокат остался на плаву?
- Как я говорил в начале разговора, одних только релизов теперь недостаточно. Поэтому останемся ли на плаву, будет зависеть уже не только от контента.
Однозначно «спасателем» будет Warner Bros., твердо решившая не переносить релизы, а за счет них продвигать свою VoD-платформу HBO Max. Это громкие блокбастеры, которые будут выходить ежемесячно, среди них «Том и Джерри», «Годзилла против Конга», «Мортал Комбат», «Заклятие-3», «Отряд самоубийц», «Дюна» и в конце года «Матрица-4». Относительно других релизов у меня нет уверенности, что они останутся на своих датах.
- Планируете ли какие-то дополнительные мероприятия, которые бы помогли в условиях небольшого количества премьер?
- В условиях постоянных ограничений - системного ничего не планируем. Будем принимать решения тактически в зависимости от репертуарного предложения на ту или иную дату.
- Какой была компенсация от государства в 2020 году и есть ли какие-то договоренности по этому поводу на 2021-й?
- В прошлом году мы получили от государства почти один миллион гривен в виде гранта институциональной поддержки. Очень надеемся, что помощь будет предусмотрена и в 2021-м, однако конкретная информация пока отсутствует.
- Как вы вообще оцениваете влияние январского локдауна на ваш бизнес? И насколько, по вашим оценкам, отрасль готова к возможным карантинам в течение всего года (условно, сколько недель локдауна вы смогли бы выдержать)?
- Мы уже дошли до той стадии, когда локдауны переживаем философски. Надо понимать, что кинотеатральная отрасль уже почти год работает в минус, поэтому очередной локдаун означает лишь углубление наших убытков. Ресурсы, чтобы переживать локдауны, закончились еще в июне прошлого года. Сейчас идет накопление задолженностей.
- На западных рынках студии все более активно работают над сокращением кинотеатрального окна. Повлияет ли это на украинский кинопрокат?
- У каждого свои интересы, поэтому эпидемия - время для экспериментов, в том числе с кинотеатральным окном. В какую договоренность это зафиксируется участниками рынка - увидим после карантинов.
Руслана Цюпьяшук, совладелица кинотеатров «Премьера» в Ковеле и Вараше (не путать с одноименной сетью)
-Как вы оцениваете перспективы украинского кинопроката на 2021 год - и в целом, и кинотеатров «Премьера» в частности? Есть некий общий план действий или будете принимать решения в зависимости от ситуации?
- Составить какие-то более-менее долгосрочные планы, как это было раньше, когда мы планировали на три месяца вперед, сейчас практически невозможно. Сначала этот срок сократился до одного месяца, затем - до недели, а сегодня - лишь до нескольких дней. Иногда кажется, что мы уже практически выгребли и все хорошо, но потом раз! - и у мировых мейджоров очередные переносы. То есть пока не очень понятно, каким образом жить дальше, но в том, что закрываться мы не планируем, я уверена. Средства вложены, и это собственные средства. Это семейное дело, других доходов у нас нет, поэтому однозначно бросать все на полпути не будем. Будем действовать по ситуации и очень рассчитываем на государство: если оно без всяких объяснений каждый раз закрывает кинотеатры одними из первых, то и будет поддерживать нас должным образом. Логика закрытия абсолютно непонятна. В июле немецкие ученые провели исследование и определили, что кинотеатры - одно из самых безопасных мест во время пандемии. Так почему же никто из чиновников даже не прокомментировал это? Такое впечатление, будто кинотеатры закрывают потому, что это едва ли не единственный бизнес, который не принадлежит кому-то из чиновников. К тому же на протесты представители отрасли не выйдут, так как их слишком мало, а выглядит закрытие кинотеатров достаточно мощно - правда, борьбу с болезнью оно лишь имитирует.
Но повторю, я на 100% уверена, что в целом для украинского кинопроката все закончится хорошо.
- Как пандемия повлияла на ваши договоренности с дистрибуторами?
- В этом направлении ничего кардинально не изменилось. Фильмы очень давно не расписываются пакетами, а большие дистрибуторы не имеют значительного влияния на кинотеатры уже года три. Когда-то действительно были проблемы с росписью, но сейчас договориться можно практически со всеми. Единственное требование - выполнять условия договоров и своевременно платить, то есть быть надежным партнером.
- В прошлом году многие из представителей кинотеатров говорили, что одним из «спасательных» релизов стал «Тенет». На какие фильмы вы рассчитываете в этом году? Хватит ли, по вашим оценкам, анонсированных западных блокбастеров, чтобы украинский кинопрокат остался на плаву?
- К сожалению, этого никто не знает. Сегодня просыпаешься утром - и узнаешь, что студии в очередной раз перенесли ряд релизов. То есть никаких гарантий, что уже анонсированные фильмы выйдут в объявленные даты, нет. Впрочем, в целом на 2021 год запланировано немало лент - не только блокбастеров, но и премьер от маленьких дистрибуторов. Конечно, это не будут громкие релизы, но что-то они все же будут собирать. Словом, контента хватает, чтобы удержаться на плаву, но хотелось бы, чтобы это удержание закончилось еще позавчера.
- Планируете ли какие-то дополнительные мероприятия, которые бы помогли в условиях небольшого количества премьер?
- Мы в этом бизнесе уже 17 лет, и, по моему мнению, никакие спецсобытия не приносят желаемого результата. В свое время мы показывали «Гарри Поттера», и на тот момент на него действительно приходили даже лучше, чем на премьеры, но это скорее исключение. Сейчас, например, в прокат выходит «Хоббит», но в 2D, поэтому не знаю, много ли зрителей на него придет - сейчас ленту можно посмотреть везде. Наш опыт показывает, что дополнительных средств такие мероприятия не приносят. Возможно, в городах-миллионниках ситуация другая, а в Вараше или Ковеле с населением 70 и 40 тыс. человек соответственно ретроспективы спросом не пользуются. Насчет показа сериалов - это интересный шаг, но здесь также надо смотреть на результат. Конкретных цифр от «Мультиплекса» я еще не видела.
- Получили ли вы компенсации от государства в прошлом году и есть ли какие-то договоренности на 2021 год?
- В 2021 году государство нам еще ничего не предлагало. Все кинотеатры, которые действительно хотели получить компенсации в прошлом году, их получили. Так, с нервами и усилиями, с нарушением каких-либо договоренностей, но те же гранты от УКФ мы получили. Правда, выплаты задержали на довольно большой срок - вместо октября они состоялись в декабре, что привело к определенным проблемам: например, наши договоренности с арендодателями были частично отменены, нам повысили плату. Словом, я благодарна за помощь, которая была, но уверена: лучше бы нам просто давали нормально работать, и тогда бы от государства ничего не требовалось. Любая госпомощь, по моему мнению, - это способ влияния на ситуацию, управление какой-то отраслью, что ничем хорошим не заканчивается - посмотрите на то же производство украинского кино.
Компенсации ФЛП мы также получили, но этих средств хватило лишь на то, чтобы покрыть один налог, от уплат которых, кстати, нас никто не освобождал. Сейчас, например, мы две недели не работали, а налоги должны заплатить за весь месяц.
По большому счету все эти выплаты - и от УКФ, и компенсации - это помощь нашим контрагентам, а не кинотеатрам. Нам только помогли оплатить долги. Поэтому, повторюсь, лучше бы просто дали возможность нормально работать и зарабатывать.
- Как вы оцениваете влияние январского локдауна? Насколько, по вашим оценкам, отрасль готова к возможным карантинам в течение всего года?
- Затрудняюсь ответить - лучше бы локдаунов вообще не было. Это убивает отрасль: государство продолжает финансировать производство фильмов и в то же время по непонятным причинам закрывает места, где их можно демонстрировать. Январский локдаун был особенно болезненным, так как 8 января люди только начали ходить в кино. Почему было не ввести жесткий карантин в феврале - мертвом с точки зрения кинопроката месяце? Впрочем, я уверена, что в любом случае закрытие кинотеатров в принципе - это лишь имитация деятельности, которая ни к чему не приводит. Особенно когда другие отрасли - например, крупные строительные магазины - работают. А нам не просто трудно, нам ужасно трудно, к тому же безосновательно: я ни разу не слышала какого-то вразумительного объяснения, почему именно мы должны закрываться.
- На западных рынках студии все более активно работают над сокращением кинотеатрального окна. Повлияет ли это на украинский кинопрокат?
- По большому счету это не имеет никакого значения. В малых городах мы давно существуем в конкуренции с пиратами, и раньше нелегальные копии свежих фильмов в них появлялись довольно быстро - буквально за несколько дней. Единственное, на что влияет нынешняя деятельность VoD-платформ, - теперь такие копии сразу хорошего качества. Мы с этим существуем годами и сможем существовать в дальнейшем. Но это не отменяет необходимости борьбы с пиратством, которая, к сожалению, на государственном уровне происходит очень вяло. У нас, например, свободно можно купить технику с уже установленными приложениями, осуществляющими легкий поиск пиратского контента, работают пиратские онлайн-ресурсы. Кинотеатры и дистрибуторы борются со всем этим самостоятельно, но, конечно, нужны большие масштабы.
Что касается стримингов, то в них я особой угрозы для украинского кинопроката пока не вижу.
***
Еще одним участником этого опроса должна была стать новая сеть кинотеатров Miromax - та самая, чьи кинотеатры открылись в декабре 2020-го в Киеве и в Тернополе. Ее представителям мы среди прочего задали вопросы о том, каково это - открывать новые залы в разгар пандемии, на что был расчет и почему было не отложить старт работы до лучших и более предсказуемых времен. Однако, получив вопросы, представители сети предпочли отмолчаться, так что ответы вам придется додумывать самостоятельно.
Ну а те, с кем мы все же поговорили, единогласны в том, что будущее у отрасли определенно есть. Будем надеяться, все связанные с этим надежды себя оправдают, и в следующий раз предметом бесед с представителями кинотеатров станет их развитие, а не выживание.