2020 год выдался настолько непростым для всего человечества, что вспоминать о нем будут еще долго. Работникам большинства отраслей пришлось свыкаться с новыми условиями труда, и кинопроизводство не исключение. Спорить, кому в итоге пришлось хуже всех, можно бесконечно долго, но победителя здесь, разумеется, не будет. Кто-то скажет, что самыми пострадавшими оказались продюсеры, от которых зависит весь цикл производства, кто-то назовет сценаристов и режиссеров, чьи проекты попали в заморозку. Но сегодня мы поговорим о том, как пандемийный 2020-й изменил жизни локейшен-менеджеров - людей, чья работа в кино- и телепроизводстве больше других связана с путешествиями по миру.
Своими болями представители отрасли поделились во время онлайн-выставки FOCUS 2020 Digital, а мы перескажем их истории вам. Но для начала познакомимся со спикерами, которых ради этого собрала Международная гильдия локейшен-менеджеров:
Модерировал ивент президент гильдии Майк Фантазиа («Человек-муравей», «Мемуары гейши», «Зеленый шершень»), представлявший Голливуд, а компанию ему составили Кен Хабер из Лос-Анджелеса («Обливион», «Субурбикон»), Джон Ракич из Канады («Американские боги», «Темная башня») и Маркус Бенш из Германии («Тайная жизнь», «Операция «Валькирия»).
Первой темой, которую поднял Майк, стало количество дополнительной работы, свалившееся на него самого и его коллег по всему миру. Спикеры сразу же согласились, что слово «экстра» стало для них почти что символом 2020-го, причем во всех смыслах: буквально каждому проекту требовались дополнительные вложения денег и времени, но главное - везде нужно было искать большее пространство, чтобы обеспечить съемочные группы возможностью безопасных дистанций.
«Все стало больше. Если раньше для проекта требовался один гримваген, то теперь их нужно два», - констатировал Ракич, рассказывая о текущих съемках в Онтарио. По его словам, это вызывает невиданные ранее трудности как в финансовом плане, так и в пространственном: съемочные группы в условиях пандемии пришлось увеличивать, поэтому они занимают намного больше пространства, а это, в свою очередь, ведет к дополнительным затратам. «Сейчас мы используем три школьных автобуса, просто чтобы перемещать людей по площадке», - поделился Джон, уточнив, что каждый из них вмещает 20 человек, а каждое место обеспечено защитными щитами, чтобы уберечь сотрудников от коронавируса.
В последнем помогают не только специальные щиты: Ракич отметил, что вся работа на площадках в Канаде теперь организована в четком соответствии с антиковидным протоколом. То же, по признанию Маркуса Бенша, происходит в Германии: «Последние несколько месяцев мы работали в Берлине над двумя проектами. К счастью, протоколы безопасности, которые действуют у нас и которых мы тоже четко придерживались, помогли сделать так, что на обеих площадках не было ни одного случая заражения COVID-19».
«В плане безопасности мы делаем то же, что и все: площадки разделены на зоны, все бесконечно моют руки, носят маски, соблюдают дистанцию. Это действительно работает», - говорит Маркус. А вот в чем лично он почувствовал то самое «экстра», так это в предварительном скаутинге. «На 2021 год у нас запланировано несколько проектов, но из-за того, что пандемия значительно усложнила передвижения по миру, сейчас по каждому из них нужно сделать огромную предварительную работу. Специалисты должны быть уверены: когда они доберутся до Берлина, все будет готово к старту, хотя раньше они могли приезжать на место по несколько раз, прежде чем приступить непосредственно к съемкам», - объяснил Бенш.
Кену Хаберу в последнее время пришлось поработать в Лос-Анджелесе и Юте, и главное, что он отметил в новой пандемийной реальности, - это одиночество локейшен-менеджеров. «Многие из нас и раньше считали себя изолированными от остальных участников процесса, а в 2020-м это чувство вышло на новый уровень - теперь мы фактически не общаемся вживую ни с кем. Кроме, конечно, тех людей, с которыми непосредственно договариваемся во время скаутинга», - констатировал он.
Кроме того, Кен признался, что период пандемии стал настоящим подарком для локейшенов, страдающих страхом авиапутешествий. «Раньше, если мне нужно было отправиться на поиски локаций в другой штат, я летел на самолете - это было и быстрее, и удобнее. Но теперь, когда перелеты усложнились, намного проще сесть в собственное авто - да, времени на дорогу понадобится больше, но это избавляет от кучи проверок, тестов и непредвиденных проблем», - отметил Хабер.
Опыт работы в США в период жесткого карантина был и у Марка Фантазиа - он занимался скаутингом в Оклахоме в сентябре - ноябре 2020-го. И хотя студия, для которой он это делал, снабдила Марка и его ассистентов средствами индивидуальной защиты, отдельного протокола для локейшенов у нее не было, поэтому Фантазиа придумал его сам. «Мы передвигались каждый на своем автомобиле, а владельцев локаций, которые присматривали для съемок, просили надевать маски. Кто-то жаловался, кто-то нет, зато мы сразу понимали, что с первыми не сработаемся - просто благодарили их и двигались дальше», - поделился Марк.
По признанию Фантазиа, многие аспекты скаутинга в США сейчас зависят от места: если в Лос-Анджелесе работать относительно просто, поскольку все относятся к пандемии примерно одинаково, то в сельской местности Оклахомы все иначе - приходится подстраиваться под каждого конкретного партнера, соблюдая при этом защитные меры. А еще неожиданным неприятным сюрпризом оказалось то, что в захолустье не всегда можно найти банальные места для приема пищи. «Во время скаутинга порой приходится на несколько дней останавливаться в глуши, где даже фастфуда нет», - посетовал Марк.
Любопытно, что люди, отказывающиеся верить в угрозу COVID-19, встречались не только в дебрях Оклахомы: с похожими случаями локейшены сталкивались и в Германии, и в Канаде. Но специалисты относятся к этому философски - изменить людей они не стремятся, поэтому просто отмечают интересные социальные процессы и ждут вакцинации. Более того, по словам Ракича, многое из того, что принесла пандемия, останется с нами надолго, поэтому с рядом вещей вроде удлиненного съемочного дня, увеличенных размеров площадок и т. п. пришлось просто смириться. «Кинематографистам нужно принять, что пандемия привела к огромным переменам в отрасли. Теперь в проектах будет больше визуальных эффектов, потому что проще сделать их, чем снять на натуре, изменятся условия труда и многое другое», - подчеркнул Джон.
Это скорее общие беды отрасли, но Хабер вернул разговор в русло трудностей локейшенов. «Интересный момент, с которым столкнулся лично я: намного меньше людей теперь выходят на контакт. Если раньше мне приходили ответы на 25% запросов, то теперь я отправил 25 писем, а получил всего один ответ. Люди боятся и не знают, как поступать правильно. Поэтому часто они выбирают не делать вообще ничего», - рассказал Кен.
Впрочем, это, похоже, локальная проблема США - по словам Бенша, в Германии все ровно наоборот: «У нас все закрыто: кафе, театры, кинотеатры, большие площадки. Люди фактически на восемь месяцев выпали из бизнеса, поэтому я, честно говоря, порой чувствую себя как ребенок в магазине сладостей: все только рады предоставить нам места для съемок, даже те, куда раньше попасть было сложно». Да и Ракич отмечает, что в Канаде съемочным группам только рады: «До пандемии с отелями было сложно договориться о съемках в одном номере, а сейчас они готовы предоставлять нам целые этажи». Спикеры сходятся, что возможность снимать там, куда раньше было не попасть, - одна из немногих позитивных вещей, которые внес COVID-19 в работу кинематографистов.
Когда речь зашла об отелях, американцы согласились, что в пандемию с ними работать проще - отсутствие обратной связи, по словам Кена, больше касалось владельцев частных домов. И это вполне логично: не каждый захочет впускать домой толпу киношников, какие бы меры безопасности те ни соблюдали.
Говоря о ближайших перспективах отрасли в целом, спикеры сошлись не только на том, что в период пандемии в кино- и телепроектах станет больше VFX (и они, соответственно, станут дороже), но и на том, что количество натурных съемок увеличится. «Меры безопасности - это хорошо, но работа внутри помещения всегда сопряжена с рисками. На открытых локациях их меньше, так что многие студии отдают предпочтение натурным съемкам», - поделился Фантазиа.
Ну а непосредственно в работе локейшенов появится (если еще не появилось) еще больше онлайн-общения. «То, что раньше решалось в процессе «живых» совещаний, теперь перенеслось в Zoom. Пока нет оснований думать, что в 2021-м это изменится», - рассказал Ракич. Кен Хабер эту мысль подтвердил, добавив, что лично ему очень не хватает брейнштормов, теряющих свою эффективность в онлайн-формате: «При общении с коллегами через ноутбук нет ощущения, что ты часть большого процесса».
Также в ходе разговора удалось выяснить, что, как бы сложно ни было, люди в целом и кинематографисты в частности проявили чудеса адаптивности и довольно быстро свыклись с новой реальностью. «Да, поначалу было очень сложно, но теперь, когда позади почти год жизни в новых условиях, могу констатировать, что мы хорошо справляемся», - не без гордости подчеркнул Маркус. И, вспомнив об «экстра» из начала беседы, он отметил, что в целом теперь тратит на свою привычную работу на 10% больше времени - не так уж много, учитывая масштаб проблем. Похожую оценку ситуации дал и Ракич: у него стало уходить на работу на 10-20% больше времени, но вместе с тем выяснилось, что невыполнимых задач, если ты по-настоящему хочешь добиться результата, нет. Разумеется, учитывая массу дополнительных мер, теперь искать локации для съемок и проводить их не так весело, как раньше, но пандемия не поставила на всем этом крест.
Ну и напоследок - парочка советов от опытных локейшен-менеджеров для коллег и других участников съемочного процесса по всему миру: тщательно соблюдайте меры антиковидной безопасности, чаще мойте руки и не стесняйтесь сообщать о том, что заболели - скрывать это от коллег по площадке намного хуже и для вас самих, и для проекта. Как видите, следовать рекомендациям не сложно - а там, глядишь, и вакцинация подоспеет.