2020 год выдался куда особеннее, чем можно было предположить даже в самых смелых фантазиях. Чуть ли не впервые в истории вся планета следует единому тренду, так или иначе связанному с самоизоляцией, и мир форматов не остается в стороне. Новая реальность затрагивает и сериалы, и телешоу, а заодно формирует картину завтрашнего дня - если внимательно присмотреться к сегодняшним форматным трендам, можно предсказать очертания зрительских запросов ближайшего будущего.
Соучредители ведущей аналитической компании The Wit Вирджиния Муслер и Бертран Виллегас знают об этом не понаслышке - из года в год они следят за процессами форматной индустрии, и специально для KMW Global Marathon подготовили подробную аналитику глобальных трендов контент-индустрии.
Эксперты констатируют очевидное: пандемия - топ-тема любого направления, а на контент она влияет и в том смысле, что мешает его производству. С другой стороны, оказавшись взаперти, народ требует еще больше зрелищ, и порой, чтобы стать хитом, достаточно просто выйти в удачное карантинное время - как это, например, случилось со свежим шоу от НВО «Я могу уничтожить тебя» (I May Destroy You; премьера - 16 июня 2020-го). Хотя, конечно, заслуг у сериала намного больше, и главная из них - идея, что даже в сложные времена нужно находить в себе силы двигаться вперед, а также не бояться принимать и понимать собственное «я». Несмотря на мрачный тон повествования и такое же название, именно в «Я могу уничтожить тебя» аналитики The Wit отыскали оптимистичный лейтмотив, который проходит через все глобальные тренды 2020 года. И звучит он так: «Мы можем выжить».
Будучи неотъемлемой частью мировых процессов, индустрия контента пытается расширить формулировку, не только вселяя надежду на возможность пережить сложные времена, но и анализируя, как именно это сделать с наибольшей выгодой. Отсюда и первый тренд, который утверждает: «Мы можем выжить, даже чувствуя себя не очень».
Подтверждают эту мысль сразу несколько проектов. Один из них - свежее итальянское шоу «Док - Все в твоих руках» (DOC - Nelle tue mani; премьера - 26 марта 2020-го; каналы Rai Fiction и Lux Vide). Это медицинский сериал, главный герой которого - врач Андреа Фанти, потерявший память в результате черепно-мозговой травмы, но не бросивший лечить людей. Очнувшись, он обнаруживает, что не помнит события последних двенадцати лет: близкие стали чужими, а единственное место, где он чувствует себя дома, - больница. Стойкость протагониста можно смело брать на вооружение в борьбе с серыми карантинными буднями, также проект позволяет на собственной шкуре прочувствовать, каково это - быть врачом. Во времена, когда именно на медиках лежит огромная ответственность, это особенно ценно.
Другая сторона этой тенденции - стремление ненадолго сбежать от реальности, и лучшего помощника, чем очередной спин-офф «Ходячих мертвецов» под названием «Мир за пределами» (The Walking Dead: World Beyond; премьера - 4 октября; AMC) здесь не найти. События шоу развернутся в уже знакомой вселенной, но значительно позже оригинального проекта: его героями станут представители поколения, которое родилось и выросло уже после зомби-апокалипсиса. Группа подростков отправляется в таинственное путешествие, где все так или иначе связано с исчезновением Рика Граймса. Сериал стартует в октябре, однако уже сейчас у него есть все задатки стать хитом. В конце концов, что может быть лучше во времена пандемии, чем наблюдать за последствиями киношного зомби-апокалипсиса?
Второй глобальный тренд контент-индустрии гласит: «Мы можем выжить и понять, кто мы есть». Логика здесь тоже очевидна - сегодня каждый ищет путь принятия новой реальности, но нужно также постараться принять самих себя.
Самое яркое подтверждение популярности этого направления - грядущий мини-сериал «Мы те, кто мы есть» (We Are Who We Are; премьера - 14 сентября 2020-го) от HBO, автором которого выступил сам Лука Гуаданьино. В нем постановщик продолжает исследовать тему «не таких, как все», уже затронутую им в фильме «Зови меня своим именем»: четырнадцатилетнему подростку предстоит не только осознать собственную гомосексуальность, а и научиться принимать других людей независимо от ярлыков, которые навесило на них общество.
Не менее любопытным будет и мини-сериал «Отыграть назад» (The Undoing; премьера - 25 октября 2020-го; HBO), где героиня Николь Кидман внезапно выяснит, что ее муж - совсем не тот, кем она его считала. В основе проекта лежит бестселлер Джин Ханфф Корелиц «Ты должна была знать», а его сюжет построен на истории успешного нью-йоркского психотерапевта Грейс Сакс, идиллическая жизнь которой рушится после того, как ее мужа (его, кстати, играет Хью Грант) начинают подозревать в жестоком убийстве. Это событие заставляет женщину переосмыслить собственную работу, поскольку она приходит к выводу, что не следовала своим же советам.
Если у кого в индустрии контента и можно поучиться выживать, так это у различных телешоу, сумевших за годы существования не растерять актуальности. Поэтому третий тренд прост: «Мы можем выжить вместе с форматами-долгожителями».
Американский проект Temptation Island стартовал на Fox почти 20 лет назад, но это не мешает ему из года в год обрастать новыми адаптациями по всему миру. В неспокойном 2020-м им заинтересовались итальянцы, и уже 9 сентября зрители канала Canale 5 увидели его первые эпизоды. Но даже это кажется мелочью, когда речь заходит о формате из США Family Feud: на телевидении он дебютировал в 1976 году, а в нынешнем сезоне его адаптации запускают во Франции и в Аргентине. Более того, в австралийской версии актуальность формата вывели на новый уровень, сделав героями одного из выпусков врачей, сражающихся с COVID-19.
До конца 2020-го еще много времени, но уже сегодня очевидно: год коренным образом изменил жизни множества людей во всем мире. И дело не только в затянувшемся карантине, сформировавшем новую реальность: печальным последствием локдауна стало заметное снижение доходов многих семей. Отсюда и четвертый тренд: «Мы можем выжить, используя рецепты для выживания».
Самым действенным и, пожалуй, приятным рецептом стало стремление сбежать от карантинных проблем на отдаленную и желательно малолюдную ферму. В жизнь это воплотилось сразу в двух хитовых британских проектах минувшего лета: Escape to the Chateau: Make Do and Mend, выходящем на Channel 4, и Our Yorkshire Farm от Channel 5. В первом ведущие колесят по стране в поисках людей, которым нужны советы, как что-нибудь сделать или починить своими руками. Второй формат в жанре реалити рассказывает о жизни обычных горожан, переехавших на ферму. Кстати, авторы Our Yorkshire Farm еще и сумели решить проблему создания контента во время карантина, просто раздав камеры героям. Ну а раз речь зашла о рецептах, то и кулинарные шоу отлично подходят для того, чтобы коротать с ними сложные времена. Например, рожденный пандемией французский проект Tous en kitchen, где шеф-повар Сирил Линьяк готовит в режиме реального времени на собственной кухне, приглашая туда знаменитых гостей и стремясь повторить ресторанные блюда.
Пятый тренд может немного испугать, поскольку звучит так: «Мы можем выжить с маской». Но не спешите делать скоропалительные выводы: с одной стороны, это, конечно же, о куске ткани, который все мы будем вынуждены носить еще очень долго, а с другой - о том, что и ношение маски может сделать телевидение веселым.
Первое, что приходит на ум, - корейский формат The Masked Singer, мировая популярность которого сегодня просто зашкаливает. Впрочем, данный тренд указывает еще и на то, что, несмотря на новую реальность, некоторые тенденции остаются неизменными - как мировой интерес к форматам в корейском стиле.
Это подтверждается еще одним корейским проектом I can see your voice: на родине вот-вот стартует его седьмой сезон, а также готовится к выходу французская адаптация. Суть шоу проста: члены жюри должны угадывать, кто из представленных таинственных участников умеет петь, а кто - нет, но свои выводы они должны сделать только на основе прослушивания фонограмм. Похожим образом устроен и турецкий проект Good Singer, который тоже адаптируют сразу несколько европейских стран.
Перечисленные тренды уже стали частью новой реальности, наступившей в мире вместе с пандемией. А вот какие перспективы и векторы развития это дает индустрии контента в целом - узнаем в скором времени.