Человечество давно пришло к консенсусу в вопросе того, за чем можно наблюдать бесконечно. Впрочем, список не ультимативен, а потому каждый может добавлять в него что-то по своему вкусу. Сделаю это прямо сейчас: я могу сколько угодно изучать новые телеформаты, идеи которых появляются у производителей по всему миру. Эту страсть со мной разделяет уже знакомая вам Вирджиния Муслер из аналитической компании The Wit. Недавно она приезжала в Киев, где в рамках KYIV MEDIA WEEK рассказывала о свежих глобальных трендах и течениях в потреблении контента, а затем отправилась на каннский MIPCOM, где провела традиционную презентацию Fresh TV Formats.
Несмотря на изменения, случившиеся в моей жизни в последние несколько месяцев, отступать от традиций я тоже не собираюсь. Так что прямо сейчас мы с вами разберемся, какие форматы в этом году привезли на каннский смотр. Готовы удивляться и открывать новые горизонты? Тогда начинаем.
Сперва пройдемся по общим трендам. Как и прежде, производители и дистрибуторы не стесняются делать ставки на беспроигрышные жанры типа дейтинга, талант-шоу и реалити, однако притом не забывают искать the next big thing в поле социальных экспериментов. Некоторые подходы, признаться, удивили даже меня - например, необычное использование близнецов или очень радикальный способ привить детям любовь к вегетарианству. Но не буду вас запутывать и расскажу о каждом жанре отдельно.
Дейтинг-шоу
В этой категории Вирджиния представила семь форматов, у каждого из которых есть своя изюминка.
Так, уже знакомый вам проект Five Guys a Week от дистрибутора Fremantle предлагает девушке найти любовь, не выходя из собственного дома. Для этого героине нужно поселить у себя пятерых парней, раззнакомиться с ними, а затем в течение недели по очереди выставлять неугодных кавалеров за дверь, пока не останется только один.
Формат от Keshet International под названием Singletown идет другим путем: его герои - пять давно сложившихся пар, не слишком довольных своими отношениями. Им предлагается провести целое лето врозь в городке, полном соблазнов. Цель проекта - проверить пары на прочность, ведь после «холостяцкого» времяпрепровождения каждому нужно решить, хочет ли он возвращаться в свою семейную рутину.
Израильский формат Queens Of Love от Armoza Formats продолжает эксплуатировать тему дрэг-движения, о которой я вам рассказывала по результатам смотра мировых форматов на KMW. Но если в шоу Drag SOS британский дрэг-коллектив колесил по стране, чтобы помочь людям стать счастливее, то здесь три такие «королевы» становятся тренерами одиноких людей, чтобы те поскорее нашли свою половину.
В дейтинге Undercover Twins, который был спродюсирован The Story Lab, несколько парней живут в одном доме и борются за сердце девушки, не подозревая, что на самом деле их две и они близняшки. Девушки меняются местами прямо во время свиданий и только в конце программы эффектно раскрывают правду.
Любопытно выглядит шоу от Viacom International Studios под названием Ghosted. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда объект их любви исчезал без следа. К участию в проекте приглашаются люди, готовые не только поделиться такими историями, но и разобраться, куда же пропала их половина, а главное - почему.
Формат Love Comes Where You Least Expect It родом из Испании, а за его дистрибуцию отвечает компания Fremantle. Название проекта можно перевести как «Любовь, где вы меньше всего ее ждете», и, в общем, это неплохо описывает то, что в нем происходит: пять молодых людей, которые занимаются каким-нибудь необычным делом, ищут партнеров для романтических отношений, готовых разделить с ними радости и тяготы профессии. Шоу напоминает другой формат Fremantle - «Фермер ищет жену», однако теперь создатели не ограничены только фермерством.
Если бы нужно было выбирать, то, пожалуй, в категории дейтингов своим фаворитом я бы назвала формат Generation Dating от A+E Networks, с помощью которого авторы решили разобраться, кто больше знает толк в свиданиях - представители старшего поколения или молодежь. Здесь формируется пара (не романтическая) из одиноких людей разного возраста, и они должны давать друг другу советы о том, как найти любовь. Отличный способ узнать, что круче - опыт или юношеский запал.
Талант-шоу
Похоже, производители телешоу отчаялись найти очередной хит в этом направлении, ведь в Канны в этом году привезли лишь три формата талант-шоу.
Название первого - The Nation’s Best Sand Sculptor от LineUp Industries - говорит само за себя: в нем предлагается устроить массовое соревнование по созданию скульптур из песка.
Что получится, если объединить проекты «Рассмеши комика» и Carpool Karaoke? А получится идея нового формата, который затем может трансформироваться во что-то вроде Laughing All the Way to the Bank от Gil Formats. Суть шоу проста: участник, который считает, что у него есть чувство юмора, садится в одну машину с банковским служащим и отправляется в банк. Задача первого - рассмешить клерка, а второго - во что бы то ни стало сохранить серьезное лицо. Если шутник все же достигнет своей цели, то получит солидный денежный приз.
Французский формат The Celebrity Song Challenge, дистрибуцией которого занимается компания Vivendi Entertainment, не столько о талантах, сколько о выходе из зоны комфорта. Предполагается, что его звездные участники будут мериться вокальными способностями. Но если певцам просто меняют жанр (например, рэпер должен исполнить оперную арию), то ведущие, актеры, спортсмены и прочие храбрецы будут впервые в жизни публично петь живьем.
Игровые шоу
Несмотря на простоту, игровые форматы всегда пользуются популярностью в телеэфире, и в этот раз на суд каннских байеров представили четыре таких шоу.
Бельгийско-голландский формат 99 to Beat от дистрибутора Primitivos предлагает масштабное соревнование между сотней участников, и до финала должен добраться лишь один. Нужно выйти победителем из множества самых разных конкурсов: создатели утверждают, что сделать это сможет только мультиодаренный человек.
Формат семейного шоу Don’t дистрибутор Banijay Rights привез из США, так что не удивляйтесь Райану Рейнольдсу в роли ведущего. По правилам проекта, семья из четырех человек должна пройти пять физических и интеллектуальных испытаний, но с одним условием: каждый раз у них будет какое-то «не». Где-то, к примеру, нужно будет «не прыгать», где-то - «не смеяться». Если правило нарушится - команду покидает один человек. Ну а в конце, если повезет, семью ждет финансовое вознаграждение.
В британском формате Rolling In It от Fremantle предполагается испытание на прочность дуэта участников - обычного человека и какой-нибудь знаменитости. Вместе им нужно катить гигантскую монету по конвейерной ленте, на которой расположены слоты с призами и без них. «Победа или поражение - все решается броском монеты», - говорят о своем детище создатели, и в этом случае все очень буквально.
Кажется, такого еще не бывало: формат Drive Master от дистрибутора Keshet International приехал в Канны из России, а его идея родилась на канале НТВ. С помощью данного шоу предлагается искать лучших водителей страны, которые на треке могут исполнить трюки не хуже, чем танцоры на паркете. Собственно, Муслер так и описывает формат: «Это как «Танцы со звездами», но вместо звезд - автомобили». Отдельного упоминания стоит и то, что ради воплощения проекта в жизнь нужно строить огромный павильон с трибунами, так что имейте в виду.
Квиз-викторины
Викторины, кажется, тоже будут жить до тех пор, пока в домах у людей стоят телевизоры, а потому каждый год на MIPCOM в обязательном порядке привозят пару-тройку квизов. В этот раз их наскреблось четыре штуки, и сейчас я вас с ними познакомлю.
Авторы израильского формата You Should Know, дистрибутор - компания NBCUniversal, проявили изобретательность и скрестили традиционный квиз с соцсетями. Участникам нужно отвечать на вопросы, связанные с фотографиями, которые они же сами когда-то и выкладывали. Муслер отметила, что это тест не только на знания, но еще и на память, и не согласиться с ней сложно.
Из Канады в Канны приехал формат студийного шоу Watch от дистрибутора Media Ranch Distribution. Здесь две команды сперва смотрят некое «захватывающее варьете», а затем отвечают на тематические вопросы. Кто справится лучше - уедет домой с денежным призом.
В Италии компания Banijay Rights отыскала формат Burning Time, где пять участников соревнуются между собой в общих знаниях. Они собирают собственный джек-пот этап за этапом, а в финале, когда остается лишь один конкурсант, необходимо как можно быстрее ответить на 20 вопросов. Игра, надо сказать, получается довольно нервной, ведь в это же время сумма джек-пота постепенно уменьшается.
Раз есть звезды реалити-шоу, то неплохо было бы выяснить, кто из них умнее других. Так, видимо, думали авторы норвежского формата Who’s the Smartest Reality Star? от компании NENT, и этот вопрос даже вынесен в название шоу. Его правила просты: две знаменитости, уже сделавшие карьеру в реалити, соревнуются между собой в различных областях знаний. Итог предсказуем: победитель получает и деньги, и статус «самого умного».
Социальные шоу
Производители развлекательных проектов давно не стесняются поднимать в своем контенте сложные социальные темы. Но в текущем году случился настоящий бум: если раньше в Канны привозили два-три подобных формата, то теперь их насчитывается аж семь. Вирджиния Муслер отмечает, что это не случайно, ведь только за последние два года запрос аудитории на то, чтобы видеть свои типажи в телевизоре, вырос на 13%. Ну а раз зрители хотят, то и производители рады стараться.
Так, немецко-британский формат Lodgers от Banijay Rights поднимает тему конфликта поколений, причем делает это очень необычно. Пару миллениалов подселяют в дом к одинокому старику. Естественно, прежде всего героям нужно найти общий язык и ужиться вместе, также они будут друг другу помогать в выполнении различных заданий.
Похожая направленность и у формата OAP B&B от BBC Studios. Его идея в том, что молодежь часто не может позволить себе аренду жилья, а старики часто живут в одиночестве. Поэтому первых здесь также селят ко вторым, но не за просто так - с условием: аренду молодые люди будут платить не деньгами, а услугами.
Голландцев вопрос взаимодействия представителей разных поколений тоже волнует, и поднимают они его в формате Take Over, Take Care от all3media International. Правда, здесь никого ни к кому не подселяют - вместо этого шести местным знаменитостям предлагается взять под свою опеку стариков, которые не могут сами за собой ухаживать.
От стариков перейду к животным и заодно расскажу вам про, пожалуй, самый шокирующий формат нынешнего MIPCOM. Речь о британском Meat the Family (да-да, именно meAt!) от Red Arrow Studios International. Здесь семьи мясоедов с детьми отправляют на ферму, где заботятся о телятах, поросятах и прочей живности как о своих питомцах, а потом решают, оставить им жизнь или убить и съесть. Я, конечно, понимаю, что в детях нужно воспитывать любовь к братьям нашим меньшим, но этот способ какой-то уж слишком радикальный. Хотя вегетарианцы и веганы наверняка оценят.
Сложно сказать, почему следующий формат в The Wit определили как социальный, и тем не менее. Проект Snackmasters от all3media родом из Британии, и суть его в том, что известные шеф-повара пытаются воссоздать рецепты разных снеков, которые считаются засекреченными. Давно хотели узнать, из чего сделаны Kit-Kat и Snickers? Тогда вам точно сюда.
Пока одни фанатеют от шоколадных батончиков, другие выбирают себе в жизненные компаньоны кокаин, и голландский формат The Cocaine Trails от Endemol Shine Group берется за исследование этой проблемы. В участниках здесь - миллениалы, употребляющие кокаин, и производители проекта хотят донести до них жестокость производственного цикла наркотика. «За каждый грамм, который вы нюхаете, в Колумбии умирает один человек», - заявляют создатели, надеясь таким образом отучить молодежь от вредной привычки.
Если предыдущий формат показался вам слишком жестким, то британский The Segregation Experiment от Banijay Rights может стать настоящей отдушиной. Его цель - определить и искоренить неосознанные расовые предрассудки у детей 11-12 лет. Делать это предлагается с помощью игр и активностей, чтобы лишний раз не травмировать маленьких участников, а в итоге они должны прийти к тому, что вопрос расы сегодня не значит совсем ничего - ни хорошего, ни плохого.
Таким получился каннский улов телеформатов в этом году. Теперь предоставляю слово вам: в комментариях можете высказываться, какие шоу впечатлили вас больше всего и какие из них вы бы хотели увидеть на украинском ТВ. Обещаю передать пожелания куда следует.