Узкоспециализированное законодательство редко вызывает жаркие дискуссии общественности, но законопроекту «О медиа» это удалось. Что, впрочем, неудивительно: когда документ станет законом, в сферу его регуляции попадут не только традиционные СМИ, но и онлайн-медиа, появится механизм регистрации последних, а Нацсовету по вопросам телевидения и радиовещания значительно расширят полномочия. Кроме того, законопроект в нынешнем виде предполагает кое-какую регуляцию соцсетей (в том числе и иностранных), ряд новых запретов и санкций, а также перечень ограничений, связанных с контентом.
Словом, вполне логично, что у законопроекта появились как сторонники, так и противники, причем на разных этапах обсуждения они мигрировали из одного лагеря в другой, меняя отношение как к документу в целом, так и к отдельным его положениям. Это, надо отметить, тоже не просто так: законопроект со времен первого анонса (который, напомним, делал еще Владимир Бородянский в бытность министром) претерпел немало изменений. В нем, к примеру, несколько раз менялось и уточнялось определение «онлайн-медиа», то появлялись, то исчезали иностранные нелинейные медиа (то есть ОТТ-сервисы) и платформы общего доступа к информации (то есть соцсети), а также было много других моментов, к финальной версии значительно преобразившихся. С другой стороны, никакие доработки и изменения не смогли унять ярых критиков законопроекта, среди которых Савик Шустер, Соня Кошкина, Наталья Влащенко и другие медийщики.
Вместе с тем широкое обсуждение документа еще до его публикации на сайте Верховной Рады и вольные трактовки положений привели к тому, что теперь разобраться в нем не проще, чем в фильмах Дэвида Линча. А между тем 1 июля законопроект прошел этап слушаний в профильном Комитете по вопросам гуманитарной и информационной политики, и тот рекомендовал депутатам его принять. Это отличный повод разобраться в том, что же он нам готовит, и мы сделаем это в формате ответов на самые популярные вопросы.
Законопроект предполагает регуляцию всех СМИ, включая онлайн-медиа. Правда ли, что блогеров это тоже коснется?
Отчасти правда, но есть нюансы. Прежде всего финальная версия законопроекта №2693-д уточняет определение «онлайн-медиа» и приводит его признаки. Среди них: регулярное распространение массовой информации, использование для этого отдельного сайта или страницы в соцсетях с индивидуализированным названием и наличием редакционного контроля. И хотя дефиниция осталась довольно широкой, чтобы подводить под нее даже каналы в YouTube и Telegram, авторы документа все же сделали выводы из критики и изящно выкрутились. Так, доработанный документ предлагает подход, при котором более детальные критерии и процедуры определения того или иного ресурса как онлайн-медиа будут разработаны органом общего регулирования - то есть представителями самих медиа и Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Именно их совместные наработки после утверждения и публикации станут основой для того, чтобы определить, является ресурс «онлайн-медиа» или нет.
Отдельно указано, что положения закона не распространяются на физические лица, которые публикуют массовую информацию для удовлетворения собственных интересов, а также на сайты предпринимателей, организаций и компаний, которые относятся к их хозяйственной деятельности (исключение - если распространение массовой информации является основным видом деятельности такого лица). Также под определение не подпадают онлайн-кинотеатры и соцсети сами по себе.
Другими словами, обычные блогеры не будут автоматически считаться субъектами закона - для этого им нужно либо самостоятельно зарегистрироваться как онлайн-медиа, либо отвечать критериям, указанным в законе и в акте общего регулирования. Кроме того, доработанный законопроект содержит положения, благодаря которым Нацсовет не сможет регулировать вообще всю массовую информацию в интернете: сами ограничения хоть и перечислены в статье 36, но их детальные критерии тоже будут разработаны вместе с органом общего регулирования.
Вы упомянули регистрацию - она будет обязательной для всех онлайн-медиа?
Нет, процесс будет не только добровольным, но еще и платным. Это касается как онлайн-медиа, так и платформ общего доступа к видео (например, YouTube) - при желании вы сможете зарегистрировать должным образом свой видеоблог, предварительно заплатив в бюджет сбор в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного по состоянию на 1 января года, в котором подается заявление о регистрации (сейчас - 2102 грн).
Более того, в статье 65 доработанного законопроекта прямо сказано, что даже в случае отмены регистрации регулятором онлайн-медиа сможет продолжать функционировать. А вот другим субъектам в сфере медиа повезло меньше - они в случае отзыва регистрации будут обязаны прекратить предоставление соответствующего медиасервиса в течение одного дня с момента получения сообщения Нацсовета, но не позднее пяти рабочих дней со дня публикации информации об этом на сайте регулятора.
Чтобы сделать регистрацию более привлекательной, законодатели предусмотрели ряд преимуществ для тех, кто на нее решится. Например, только зарегистрированные медиа смогут претендовать на господдержку и заключать договоры об освещении деятельности госорганов и органов местного самоуправления. Журналистам таких медиа гарантирована аккредитация в органах власти, а их представителям - право участвовать в разработке механизмов сорегулирования.
Говорят, нормы законопроекта могут ограничивать свободу слова и в итоге привести к цензуре. Это правда?
В этом отношении доработанный законопроект №2693-д похож на топор: с одной стороны, им можно рубить дрова, а с другой - головы, вопрос лишь в том, у кого он в руках. Сам по себе документ декларирует, что цензура запрещена, а незаконное вмешательство государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и политических партий в деятельность медиа не допускается. Более того, журналистам в законопроекте приготовили отдельный приятный сюрприз: со дня его принятия в парламенте им больше не нужно будет согласовывать интервью со спикерами, а те не смогут запретить публикацию. Любопытно, что в предыдущем варианте документа была фраза «кроме случаев, когда должностное лицо является автором распространяемой информации и дало интервью», но в доработанной редакции она отсутствует.
Естественно, не обошлось и без запретов. Часть из них вполне стандартны - например, нельзя публиковать и выдавать в эфир материалы, призывающие к насильственной смене власти или оскорбляющие граждан по расовым и другим признакам. Также под запретом распространение порнографии с участием детей, пропаганда употребления наркотиков, жестокого обращения с животными, советы по изготовлению, приобретению или использованию взрывчатки.
К нововведениям относятся запрет оправдывания оккупации части Украины, отрицание территориальной целостности страны, создание положительных образов нацистов и лиц, занимавших руководящие должности в коммунистической партии (должность секретаря райкома и выше), высших органах власти и управления времен коммунистического режима, а также работников советских органов государственной безопасности. Тех же, кто участвовал в развитии украинской культуры и науки, вспоминать в положительном ключе можно.
Кроме того, согласно законопроекту контент всех медиа не должен содержать материалы, унижающие государственный язык, а еще в статье 119 отдельно прописаны временные ограничения, связанные с вооруженной агрессией против Украины. Под запрет здесь попадают:
- материалы, содержащие исключительно популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора, ее должностных лиц, лиц и организаций, которые контролируются государством-агрессором;
- недостоверные материалы о вооруженной агрессии и действиях государства-агрессора, ее должностных лиц, лиц и организаций, которые контролируются государством-агрессором, в случае если следствием этого является разжигание вражды и ненависти или призывы к насильственному изменению территориальной целостности или конституционного строя;
- программы и материалы (кроме информационных и информационно-аналитических), среди участников которых - лица, внесенные в перечень лиц, создающих угрозу национальному медиапространству Украины, который утверждает Национальный совет в порядке, определенном законом.
Ограничения указанных категорий в будущем будут детально прописаны в актах органа общего регулирования.
Значительная часть критики законопроекта касается того, что Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания будет обладать широким спектром полномочий и регулировать даже незарегистрированные медиа. Это так?
Да, и это действительно один из самых спорных пунктов документа. Согласно его положениям Нацсовет будет реагировать на нарушения законодательства всеми субъектами медиасферы независимо от того, зарегистрированы они официально или нет. Да что там, у регулятора даже появится право на заключение договоров и подписание меморандумов с собственниками платформ общего доступа к информации (в том числе иностранных), которыми он сможет ограничивать доступ к пользовательской информации, каким-либо образом нарушающей законодательство. То же самое касается и поисковиков, в том числе иностранных.
Надо отметить, что нести надзирательную ношу Нацсовет будет не в одиночку: доработанный законопроект предполагает сотрудничество ведомства с представителями отрасли с помощью уже упомянутого органа общего регулирования. Но до идеала механизму далеко: во-первых, создавать его предполагается исключительно игроками медиарынка (то есть аудитория и независимые журналисты не в счет), а во-вторых, в компетенцию такого органа согласно положению законопроекта входит довольно небольшой перечень сфер - критерии онлайн-медиа, объемы тематических продуктов, защита интересов детей и вещание в дни памяти.
Что же касается решений о применении санкций для нарушителей, то этот вопрос остается целиком на совести Нацсовета.
Кстати, о санкциях. Как, кого и за что законопроект предлагает наказывать?
Ответственность за нарушения в доработанном законопроекте прописана довольно детально. Санкции при этом зависят от видов нарушения, а их, в свою очередь, выделено три: значительные, грубые и мелкие. Значительные - это обнародование запрещенной информации, в частности позитивного упоминания коммунистических деятелей СССР, а также высказываний или материалов, которые унижают или показывают пренебрежение к государственному языку; мелкие - нарушение сроков ответов на запросы Нацсовета и внесения изменений в реестр или несоблюдение требований по исходящим данным. К грубым относится обнародование информации, которая касается государства-агрессора (пропаганда, публичное отрицание оккупации, разжигание вражды или ненависти, призыв к насильственной смене власти, свержению конституционного строя или нарушению территориальной целостности). В зависимости от того, о каком нарушении идет речь, Нацсовет сможет штрафовать субъекты, отменять их регистрацию или отзывать лицензию, а также обращаться в суд с просьбой блокировки онлайн-медиа.
Размер штрафов тоже зависит от вида нарушения, а также от того, кем является субъект. Так, к теле- и радиокомпаниям применяется штраф в размере 5-25% лицензионного сбора для лицензиата или от 1 до 75 размеров минимальной заработной платы для других субъектов. Для печатных и онлайн-медиа штраф меньше - от 1 до 15 минималок по состоянию на день нарушения. За второе значительное нарушение (в т. ч. нарушение закона о рекламе, политагитацию без маркировки, порнографический контент) накладывается двукратный штраф, а после третьего такого нарушения онлайн-СМИ могут отменить регистрацию или запретить его распространение в Украине.
***
Как видите, не так страшен законопроект «О медиа», как некоторые пытаются его представить. Да, документ неидеален, в нем хватает спорных моментов, однако введения цензуры, тотальной регуляции интернета и подавления свободы слова он не предполагает. Более того, онлайн-медиа даже не обязаны будут раскрывать структуру собственности, а вот о телеканалах в случае принятия документа мы сможем узнать много нового и интересного - для них помимо конечного бенефициарного собственника также вводится понятие «ключевого участника», в собственности у которого прямо или опосредованно находится два и более процента корпоративных прав. Вот и узнаем, что еще кроме активов «1+1 медиа» успели прикупить Виктор Медведчук и Оксана Марченко.
Разумеется, здесь собрана далеко не исчерпывающая информация о законопроекте: сделать это в одном месте довольно трудно из-за объемов документа (10 разделов, состоящих из 126 статей, изложенных на 183 страницах). Особенно любопытные могут изучить его текст самостоятельно, а еще - ознакомиться с мнениями провайдеров, которые также являются субъектами закона. В любом случае официального статуса у законопроекта пока нет, поэтому все, что нам остается, - ждать решения Верховной Рады. Говорят, оно не за горами.