Как только в Украине объявили карантин, МедиаНяня провела исследование отечественного рынка потокового вещания, чтобы понять, действительно ли новый режим принес работающим в нише компаниям больше позитива, чем негатива. Результаты оказались вполне предсказуемыми: в первые недели всеукраинской самоизоляции соотечественники действительно массово отправились в онлайн, дабы за просмотром фильмов и сериалов меньше отвлекаться на соблазн выйти из дома.
С тех пор утекло много воды, и со временем стало понятно, что даже в Украине конкуренции в сегменте стриминга хватает и одного факта существования площадки для удержания пользователей недостаточно. Медиасервис MEGOGO в этом отношении и ранее не сдавал позиций - компания регулярно разрабатывает и внедряет интересные маркетинг-ходы, благодаря которым часто выигрывает битву за подписчиков. Свежий пример такого подхода: запуск французского телеканала MyZen TV, чей эфир целиком состоит из йоги, фитнеса и медитаций - очень актуальных в самоизоляции.
Понимая, что это далеко не последняя активность в карантинной стратегии MEGOGO, мы обратились к директору по стратегическому развитию платформы Ивану Шестакову. По просьбе MBR он рассказал о том, как карантин повлиял на жизнь компании, какие идеи на этом фоне были реализованы и какие выводы сделаны на будущее.
***
Сразу после введения карантина, мы, как и каждый ответственный работодатель, перевели всю команду на удаленный режим. Работать в новых реалиях получается весьма неплохо - помогают различные мессенджеры и налаженные коммуникации. Даже такие стрессовые условия не помешали нам работать эффективно.
Карантин кардинально не повлиял на стратегические планы медиасервиса. Как и раньше, продолжаем строить суперсервис, который будет покрывать более чем одну или две категории контента. Мы не принимаем каких-то временных решений. И конечно, направления, запускаемые прямо сейчас, чтобы облегчить жизнь и сделать ее чуть более комфортной для наших пользователей, продолжим развивать и после карантина.
Уже в начале карантина мы решили - необходимо делать все возможное, чтобы людям было полезно и интересно проводить время дома. Первоочередно увеличили библиотеку бесплатного контента, добавив еще около 100 картин. Таким образом всем, даже незарегистрированным пользователям MEGOGO, стало доступно более 10 тыс. единиц бесплатного контента, из них более 4500 фильмов и 1500 анимационных лент.
Пару дней спустя для наших постоянных пользователей создали интерактивный канал [М] #stayhome HD, который собирает самые добрые фильмы, тем самым напоминая о важности оставаться дома. Без новых шоу со звездами также не обошлось: мы представили молодежное Stay Home Show на канале MEGOGO Live, где ведущий Женя Галич проводит live-встречи с украинскими артистами. Чтобы время, проведенное дома, было веселее, запустили канал [М] Друзья HD - он вещает любимый сериал в режиме нон-стоп.
Поскольку мы семейный медиасервис, для нас важна забота о детях. Именно поэтому присоединились к масштабному образовательному проекту «Всеукраинская школа онлайн». За считаные дни команда MEGOGO создала раздел, где транслируются уроки. Для удобства они были разделены по дням, классам и названиям предметов. Доступ к разделу бесплатный даже незарегистрированным пользователям.
Изначально проект «Всеукраинская школа онлайн» был запущен для 5-11-х классов, но благодаря партнерам из ЮНИСЕФ появились уроки и для 1-4-х классов, которые также доступны у нас. Кроме того, сотрудничество с ЮНИСЕФ подтолкнуло к созданию сурдоперевода всех онлайн-уроков. Команда социальной инициативы MEGOGO «Смотри, как слышно» сфокусировала усилия на том, чтобы сделать образование инклюзивным, ведь именно таким оно должно быть.
Относительно динамики и смотрения продуктов компании - сейчас ситуация стабилизировалась. Как я уже говорил ранее, в первую неделю карантина мы действительно заметили: существующие пользователи стали смотреть больше и дольше. По сравнению с докарантинной неделей продолжительность пользования сервисом сейчас выросла на 22%. Показательными всегда являются выходные, в первые недели был особенно виден рост. Но важное наблюдение - даже в период карантина фактор погоды оставил свой отпечаток на смотрении - не все придерживаются рекомендаций по самоизоляции. Ведь, как только температура воздуха стала выше, и смотрение, и количество пользователей чуть уменьшились.
Важным для нас остается аудионаправление (впрочем, как и любой наш продукт). С началом карантина его потребление значительно увеличилось. Первая причина - люди продолжают искать различные способы полезного времяпрепровождения дома. Один из таких способов - подкасты и аудиокниги, рассказывающие слушателю о новых вещах или же просто помогающие отдохнуть. Вторая причина - множество актуального контента. Например, в нашей постоянной рубрике подкастов «Як це працює» мы создали подразделы «Карантин Edition» и «Епідемії», где рассказываем, что такое коронавирус, карантин, эпидемии и многое другое. Стоит отметить, что именно эпизоды из этой рубрики стали самыми прослушиваемыми.
Если говорить об аудиокнигах, то библиотека стремительно пополняется новинками, благодаря чему растет и спрос. Ранее пользователь больше слушал нон-фикшен, а сейчас увеличился интерес к художественной литературе - потребление этих двух направлений держится в балансе. Популярными стали книги о воспитании и о психологии отношений.
В целом аудионаправление - достаточно новое для пользователя, но интерес к нему высок, потому мы продолжаем анализировать вкусы, чтобы каждая новинка нашла своего слушателя.
Сейчас, в период карантина, для бизнеса особенно важно умение адаптироваться: оптимизировать бизнес-процессы, корректировать цели и находить новые пути решения задач. Бизнесы, которые смогут сделать быт обывателя более комфортным в таких стрессовых условиях, не только выживут, а и запросто могут стать новыми лидерами. Мы стараемся действовать исключительно исходя из потребностей нашей аудитории, делать то, что сами считаем логичным в данный момент на данном рынке. У нас много статистики, много данных, обрабатывающихся на лету, - это дает пищу для размышлений. Все, что мы стараемся делать, - поднять каждый показатель еще чуточку выше, сделать весь механизм еще более эффективным. Важно постоянно анализировать свой опыт, свои данные и проводить массу экспериментов.
Также карантин подтолкнул нас к тому, что нужно увеличивать количество продуктов, не только развлекательных, но и полезных. Даже когда он закончится, тенденция к удаленной работе и ограничению физических контактов будет расти. Уже в ближайшее время мы хотим проверить пару гипотез и запустить несколько новых, даже неожиданных, продуктов в режиме тестирования.
События последних месяцев и их последствия кардинально меняют правила игры, а возможно, и саму игру. Как в нее играть, чтобы выиграть? Или хотя бы не проиграть еще на старте? Об этом спецпроект MBR «Снять корону», частью которого является этот материал, - личный опыт представителей украинской аудиовизуальной и медиаиндустрии, компаний и отдельных людей, сумевших быстро сориентироваться в изменившихся из-за коронакризиса условиях. Реальные и уже реализованные адаптационные кейсы кино, ТВ, рекламы и интернет-медиа - из первых уст.