Принцип прямой зависимости величины аудитории и заработков от размера территории распространения применим к любому бизнесу. Мы же сконцентрируемся на вещателях и видеоплатформах Европы. В предыдущем материале MBR уже описывал ситуацию с точки зрения количества и тематической направленности европейских телеканалов и медиаплатформ в целом и в каждой стране в частности. Так что приведем лишь несколько цифр: по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории (ЕАО), в 2019 году в Европе (точнее, в MAVISE - 28 государств Евросоюза, а также Албания, Армения, Босния и Герцеговина, Грузия, Исландия, Лихтенштейн, Черногория, Северная Македония, Норвегия, Сербия, Россия, Швейцария, Турция и Марокко) работали более 11 тыс. телеканалов и более 1 тыс. платных видеосервисов.
Исторически телеканалы получали лицензии, запускались в той или иной стране (либо же регионе) и вещали на одном языке - именно для жителей этой территории. Если телеканал хотел запуститься в эфире другого государства, то получал лицензию и там. Только большие международные корпорации изначально шли по пути покрытия как можно большего количества территорий (как правило, со спутника), производя «универсальный», интересный зрителям любой страны контент и адаптируя лишь языковые дорожки при локализации на той или иной территории. В результате о каналах семейств Discovery, NatGeo или Eurosport слышали если не все, то большинство жителей Европы. А вот о сотнях телеканалов, нацеленных на определенную территорию, знают исключительно жители этой территории.
Данные исследования ЕАО показывают, что по состоянию на 2019 год 21% (993) телеканалов и 47% (434) pay-on-demand компаний, базировавшихся в Евросоюзе, были нацелены в первую очередь на соседние страны и общий ЕС-рынок. Для стран MAVISE это 19% (1246 каналов) и 52% (548 платформ) соответственно.
То есть платные медиаплатформы, запускаясь гораздо позже большинства европейских телеканалов, выбрали путь максимально широкой географии распространения (именно по такой модели работает Netflix). Законодательных препятствий для работы европейских видеоплатформ сразу на несколько рынков нет. Ведь согласно положениям Директивы об аудиовизуальных медиасервисах (AVMSD) компании, предоставляющей соответствующие услуги, достаточно быть зарегистрированной в одной стране Евросоюза, чтобы оперировать во всех двадцати восьми странах-членах ЕС.
Именно это положение для видеоплатформ, равно как и Европейская конвенция о трансграничном вещании для телеканалов, позволяет создавать большие общеевропейские контент-хабы без особых бюрократических проволочек, чем активно пользуются крупные международные вещательные и развлекательные корпорации, преимущественно американского происхождения.
Аудиовизуальные медиасервисы, рассчитанные не только на локальные рынки, имеют тенденцию локализироваться в местах с наиболее выгодным региональным законодательством. К примеру, 87% из 124 зарегистрированных в Люксембурге телеканалов работают не столько для местного рынка, сколько для рынков других стран.
45% вещателей, зарегистрированных в Нидерландах, работают на внешние рынки, а, например, в Чехии данный показатель составляет 41%. Конечно, в абсолютных цифрах 41% телеканалов в Чехии - это немногим больше, чем 87% в Люксембурге, так как в Чехии зарегистрированы 220 вещателей, в Люксембурге же - 124. Притом в Нидерландах по состоянию на 2019 год было зарегистрировано 478 телеканалов.
В Великобритании зарегистрированы 417 вещателей, работающих на соседние рынки, - это 33% от общего количества телеканалов в стране. До Брекзита показатель был выше - 46%.
Тремя наибольшими хабами для релокации и запуска локальных версий больших международных телевизионных сетей являются Великобритания, Нидерланды и Испания. Здесь находятся 69% всех телеканалов, зарегистрированных в Европе и рассчитанных на другие рынки.
Телеканалы, таргетированные на соседние рынки стран Европы
Країна |
Кількість телеканалів, що таргетовані на ринки Європи |
Частка таргетованих на Європу телеканалів від загальної кількості таких каналів у Європі |
Великобританія |
417 |
33% |
Нідерланди |
268 |
22% |
Чехія |
114 |
9% |
Іспанія |
112 |
9% |
Люксембург |
111 |
9% |
Франція |
68 |
5% |
Швеція |
35 |
3% |
Бельгія |
28 |
2% |
Румунія |
23 |
2% |
Німеччина |
17 |
1% |
Естонія |
10 |
1% |
Італія |
7 |
1% |
Ірландія |
6 |
0% |
Хорватія |
5 |
0% |
Мальта |
5 |
0% |
Латвія |
4 |
0% |
Австрія |
2 |
0% |
Швейцарія |
2 |
0% |
Греція |
2 |
0% |
Польща |
2 |
0% |
Росія |
2 |
0% |
Данія |
1 |
0% |
Фінляндія |
1 |
0% |
Ісландія |
1 |
0% |
Литва |
1 |
0% |
Словаччина |
1 |
0% |
Туреччина |
1 |
0% |
Кіпр |
0 |
0% |
Загалом |
1246 |
100% |
Источник: Supply of audiovisual media services in Europе. MAVISE insights - 2019
Если же говорить о сервисах pay-on-demand, то в Ирландии зарегистрированы 77% платформ, работающих на другие европейские рынки, в Испании - 65%, в Великобритании - 64%.
Список стран с наибольшим количеством сервисов pay-on-demand, которые работают на европейский рынок, опять-таки возглавляет Великобритания: здесь зарегистрировано 190 соответствующих компаний, что составляет 36% от общего количества pay-on-demand платформ, таргетированных на рынки Европы. На втором месте находится Ирландия со 159 сервисами (25% от общего числа pay-on-demand платформ). Тройку лидеров закрывает Испания с 64 платформами (12% от общего количества в Европе).
Pay-on-demand сервисы, таргетированные на соседние рынки стран Европы
Країна |
Кількість pay-on-demand сервісів, що таргетовані на ринки Європи |
Частка таргетованих на Європу pay-on-demand сервісів від загальної кулькості таких сервісів в Європі |
Великобританія |
190 |
36% |
Ірландія |
159 |
25% |
Іспанія |
64 |
12% |
Нідерланди |
47 |
9% |
Франція |
21 |
4% |
Швеція |
18 |
3% |
Німеччина |
15 |
3% |
Чехія |
11 |
2% |
Кіпр |
6 |
1% |
Італія |
4 |
1% |
Данія |
3 |
1% |
Хорватія |
3 |
1% |
Люксембург |
2 |
0% |
Австрія |
2 |
0% |
Латвія |
2 |
0% |
Швейцарія |
1 |
0% |
Фінляндія, Бельгія, Естонія, Греція, Ісландія, Туреччина, Литва, Мальта, Польща, Румунія, Росія, Словаччина |
0 |
0% |
Загалом |
548 |
100% |
Источник: Supply of audiovisual media services in Europе. MAVISE insights - 2019
Отметим, что одним из главных потрясений для аудиовизуального сектора Европы за последний год предсказуемо стал Брекзит, который привел к частичной реструктуризации как телевизионного, так и рынка рay-on-demand сервисов. Из-за действия Директивы об аудиовизуальных медиасервисах (AVMSD) многие компании, специализировавшиеся на доставке контента в Европу, передислоцировались в другие страны. Подобные сервисы ранее составляли практически половину рay-on-demand платформ Великобритании, но всего за год их количество сократилось почти на 20%. Такая же тенденция теперь наблюдается и в работе больших американских телевизионных сетей, нацеленных на европейскую аудиторию.
Тем не менее Великобритания остается страной, обладающей крупнейшим по объему рынком, где функционирует наибольшее количество телеканалов и наибольшее количество различных цифровых сервисов. Также прослеживается тенденция постепенного запуска на территориях отдельных государств локальных версий больших международных телесетей: в 2019 году наибольшее их количество было запущено во Франции и Чехии.
В общих чертах в Европе продолжают преобладать телеканалы, которые нацелены на локальный рынок. Обратная тенденция наблюдается на рынке цифровых сервисов, где большинство компаний работает на зарубежную аудиторию. В то же время медиасервисы-гиганты все так же создают адаптированные версии для каждой из стран, включающие каталоги контента локального производства.