В первой части этого обзора мы рассказывали о разных типах государственной поддержки сериалов на любой стадии производства: от глобальных международных программ до региональных инициатив. На сей раз предлагаем сместить фокус на программы, поддерживающие не девелопмент, не написание сценариев или промо, а непосредственно этап продакшена.
Инициативы (программы налоговых льгот) мы во внимание не берем, хотя и отметим, что лишь три из 142 вариантов поддержки сериального контента в мире (нами проанализировано 130 стран) касаются не продакшена, а постпродакшена, дистрибуции и девелопмента. Остальные 139 - непосредственно цикла производства сериалов.
Общая картина
Всего в мире насчитывается 238 вариантов государственной поддержки производства сериалов (без упомянутых инициатив). Большая часть таких программ - региональные.
Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», апрель 2020 года
Важное уточнение: здесь, как и в первом обзоре, учитываются именно варианты поддержки, а не количество программ как таковых. Поэтому обращаем внимание, что в международном сегменте часть программ повторяется.
Международные программы
Для поддержки производства сериалов в мире действуют 48 вариантов международных программ. В действительности это одна из трех упомянутых в прошлом обзоре подпрограмм от Creative Europe - MEDIA Support for TV Programming of Audiovisual EU Works, а также программы Nordisk Film & TV Fond, Doha Film Institute Grants Programme и OIF - Francophonie. То есть фактически четыре из шести международных программ поддержки сериального контента. Повторяться не будем - ознакомиться с ними можно в предыдущем материале.
Национальные программы
В этой категории ситуация интереснее. Национальные программы, предполагающие финансирование производства сериалов, охватывают 28 стран мира. В отличие от международного сегмента здесь количество программ и вариантов поддержки почти совпадает - 54 варианта на 52 программы. Иными словами, например, в Канаде действуют пять программ и пять вариантов поддержки производства сериального контента.
Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», апрель 2020 года
Разберем ТОП-5.
Во Франции через Национальный центр кинематографии (Centre national du cinéma et de l'image animée (CNC) работают шесть программ: CNC Internet Video Creators Support Program (CNC Talent) - на производство веб-сериалов (до €30 тыс.); Animation Production Support - на производство анимационных сериалов (компенсация до 60% затрат во Франции при бюджете не более €150 тыс. на час хронометража); Audiovisual Selective Support с отдельными питчингами для веб-сериалов, игровых, документальных и анимационных проектов (до 60% затрат во Франции при бюджете не более €150 тыс. на час хронометража); CNC Image and Diversity - производство игровых и веб-сериалов (до €20 тыс. на эпизод); CNC Support to Audiovisual Projects - производство игровых сериалов (до €20 тыс. на эпизод); CNC Support for visual or sound creation - производство игровых и веб-сериалов, интерактивных проектов.
В Канаде национальный Canada Media Fund предоставляет поддержку производства сериалов через программы Convergent Stream: Performance Envelope Program (от 49% до 60% затрат для вещателей, производящих контент самостоятельно), Diverse Language Program (максимум €200 тыс.), Francophone Minority Program (до 49% затрат), Anglophone Minority Incentive (до 15% затрат), Aboriginal Program (до 60% затрат). Все они направлены на игровые и документальные проекты. Performance Envelope Program стимулирует сотрудничество канадских продакшен-компаний и вещателей. Три последние программы ориентированы на проекты на французском, английском и языках аборигенов Канады соответственно, а Diverse Language Program - на остальных языках (при условии что проект представляет ценность для жителей страны).
На территории Австралии этап продакшена стимулируют программы Screen Australia: Children's Program Production (до 45% бюджета, но не более A$2 млн) - производство анимационных сериалов; General Drama Production (до 40% бюджета, но не более A$2 млн) - производство игровых сериалов; Documentary Commissioned Program и Documentary Producer Program (до A$1 млн) - производство документальных многосерийных проектов.
В Норвегии национальный Norwegian Film Institute предлагает три подпрограммы на продакшен сериалов: Production of Drama Series для игровых проектов, New Roads (до 80% бюджета, но не более 3,3 млн крон) и Minority Coproduction Scheme - для игровых и документальных. Также работает программа от Film Fund Nord (до €800 тыс.) для игровых, анимационных и документальных сериалов.
На Мальте продакшен сериалов стимулирован программами от Malta Co-Production Fund - Loan Guarantee и Equity Finance (гарантии по займу, финансирование и кредитование копродюсеров во время съемки сериалов на территории Мальты), а также программой Production Grant (до €120 тыс., но не более 50% бюджета) для игровых проектов.
Региональные программы
Среди программ государственной поддержки производства сериалов вариантов регионального уровня больше всего - 127. Однако распределены они неравномерно: к примеру, в США, где повсеместно практикуются инициативы рибейтов и льгот, существует лишь одна программа региональной поддержки; в Италии, Австралии и Германии таких более десяти; а во Франции - вообще 29.
Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», апрель 2020 года
В прошлом обзоре, где учитывались абсолютно все региональные программы стимулирования сериального контента, тройка лидеров выглядела иначе: Франция, Германия и Австралия. Ситуация с программами поддержки производства иная. Это объясняется тем, что в Германии и Австралии больше региональных программ, направленных на девелопмент сериалов, нежели на продакшен.
Обратим внимание, что в ТОП-4 стран, о которых далее пойдет речь, программы действуют во всех или почти всех административных единицах на уровне штата, региона либо земли. Это стимулирует конкуренцию между продюсерами внутри государства, поскольку нужно достичь определенного порога квалификационных затрат, как при использовании рибейтов: съемки в регионе, возможно, команда из местных профи, локальный копродюсер и т. д. Участие могут принимать и международные копродакшены, хотя опять же с учетом выполнения ряда требований.
Во Франции работают: LOI Production Support (до 25% бюджета, но не более €130 тыс. на сезон) - игровые, документальные и анимационные сериалы; подпрограммы RGE Production Support для документальных, анимационных и игровых сериалов (не более €15 тыс. на проект); GUA Production Support - игровые сериалы; три программы Pictanovo Production Support - для игровых, анимационных и документальных сериалов (до €100 тыс. на контент хронометражем 60 минут, но не более 50% бюджета); FAC Structural Production Support (до €100 тыс. на контент хронометражем 60 минут, но не более 50% бюджета) - игровые и анимационные сериалы; RAR Production Support for Audiovisuel Projects (до €300 тыс. на первый сезон, но не более 50% бюджета) и REU Production Support (до €210 тыс. на игровой проект, но не более 50% бюджета; есть программа для пилотов) - игровые, документальные и анимационные сериалы.
В Италии, в частности, действуют: Toscana Support for Audiovisual Projects от Toscana Film Commission - создание игровых, анимационных и документальных проектов (порог €200 тыс. для первых проектов, компенсация не превышает 50%, весь бюджет нужно потратить в регионе); Vallee d'Aoste Documentary Film & First Works Production Fund (до 50% бюджета, но не более €50 тыс.), Vallee d'Aoste Audiovisual Production Fund (до 50% бюджета, максимум €80 тыс.) и Vallee d'Aoste Fund for Audiovisual Productions of Particular Artistic and Economic Value (до 50% бюджета, но не более €180 тыс.) при Film Commission Vallee d'Aoste - для игровых, анимационных и документальных проектов; двойная программа FVG Film Fund при Friuli Venezia Giulia Film Commission - игровые сериалы (компенсация зависит от количества съемочных дней - от €70 тыс. до €280 тыс., но не больше 50% бюджета).
В Австралии, например, работают: Production Investment Fund при Screen Tasmania - производство игровых, документальных и анимационных сериалов (минимум $30 тыс. на проект при соотношении «компенсация - затраты» в регионе 1:4); Assigned Production Investment при Film Victoria - производство игровых и документальных сериалов (компенсация в размере 3-10% от затрат на территории, но редко выше $500 тыс.; минимальный хронометраж - 30 минут); Footloose Production Fund при Screenwest - производство игровых и анимационных сериалов (до $850 тыс. на проект); Regional Incentive Grant при Screen Queensland - создание игровых, документальных и анимационных сериалов (до A$100 тыс. на проект); Production Attraction Incentive при Screen Queensland - производство игровых и документальных сериалов (для high-end проектов с затратами в регионе не менее А$3,5 млн).
Наконец, в Германии действуют такие программы: FFF Location Funding и FFF International Theatrical Feature and High-end Series (до 30% бюджета, но не более €2 млн; бюджет минимум €1,2 млн при хронометраже 60 мин или €20 тыс. за минуту при другой длительности) от FilmFernsehFonds Bayern - производство игровых сериалов; FFF Production of TV Films & TV Series (до 30% бюджета, но не более €1 млн; минимум 6 серий) от того же FilmFernsehFonds Bayern - производство игровых и анимационных сериалов; двойная программа HFF Film and TV Investment Program от Hessen Film для проектов с бюджетом менее и более €1,5 млн - создание игровых, анимационных и документальных сериалов; MFG Production Support for TV (до 30% от затрат в регионе) и MFG Production Support (обычно до €150 тыс. на проект) от Baden-Württemberg Filmförderung - создание игровых, анимационных и документальных сериалов.
Локальные программы поддержки
В мире насчитывается девять локальных программ поддержки производства сериалов в семи странах (из 130 проанализированных). Три из девяти приходятся на одну Австрию.
Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», апрель 2020 года
В Австрии работают две программы Salzburg Agentur - TV support и Salzbourg Support for Commercial Film Productions для игровых и документальных проектов, а также одна программа от Vienna Film Fund - тоже для игровых и документальных сериалов.
В Чехии доступна программа Support to Coproductions & Foreign Productions от Prague Film Fund - производство игровых, документальных и анимационных сериалов; во Франции - программа STRA Fund for TV Production and New Media от Strasbourg Eurometropole - производство игровых, документальных и анимационных сериалов; в Израиле - программа International Animation Production Incentive от Jerusalem Film Fund, рассчитанная на производство анимационных сериалов; в Польше - программа от Lublin Film Fund на создание игровых, документальных и анимационных сериалов; в Великобритании - программа от Liverpool City Region Production Fund на производство игровых, документальных и анимационных сериалов; в Уругвае - программа Montevideo Audiovisual Filming and Partner Support MVD Filma от Municipal Government of Montevideo Locations Office на создание игровых и документальных сериалов.
Послесловие
В третьей части обзора мы расскажем о вариантах поддержки разных форматов: игровые, анимационные, документальные и веб-сериалы. Последние становятся все более актуальными, особенно в условиях карантина из-за пандемии коронавируса.