Запертые на карантине украинцы с нетерпением ждут 24 апреля. Еще больше окончания карантина ждут бизнесы, оказавшиеся под угрозой исчезновения из-за простоя. Но в сложившихся условиях, когда количество заболевших коронавирусом растет, нельзя быть уверенными в том, что карантин не продлят еще раз. Тем временем кинотеатры закрыты уже полмесяца (а некоторые - дольше). И в этом материале мы попытаемся просчитать, какого дохода лишились украинские кинодистрибуторы и демонстраторы за время карантина.
Точка отсчета
Для анализа мы просчитаем, сколько украинские дистрибуторы собрали за первую половину марта и сколько могли бы собрать, если бы не было пандемии коронавируса и введенного из-за нее карантина. Проще говоря, если бы жизнь шла своим чередом. Получившийся показатель сравним с тем, что украинские дистрибуторы собирали за тот же временной отрезок в 2017-2019-х (возьмем по два первых уик-энда марта каждого года), - и составим прогноз.
Обращаем внимание, что мы считаем именно уик-энды, а не итоговые данные недель.
Бокс-офис Украины в первой половине марта 2017-2020 годов
Вікенди |
Дистрибутори |
|||||||||||||
Kinomania |
B&H |
Вольга Україна |
UFD |
MMD UA |
ParakeeT film |
Артхаус Трафік |
||||||||
Бокс-офіс, грн |
Квитки, од. |
Бокс-офіс, грн |
Квитки, од. |
Бокс-офіс, грн |
Квитки, од. |
Бокс-офіс, грн |
Квитки, од. |
Бокс-офіс, грн |
Квитки, од. |
Бокс-офіс, грн |
Квитки, од. |
Бокс-офіс, грн |
Квитки, од. |
|
2017 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-5 березня |
736 016 |
12 041 |
3 440 134 |
49 435 |
1 001 868 |
14 197 |
21 340 713 |
263 750 |
1 900 408 |
24 802 |
- |
- |
- |
- |
Разом: |
28 419 139 грн |
364 225 квитків |
||||||||||||
9-12 березня |
16 687 121 |
194 135 |
862 975 |
12 679 |
2 856 147 |
35 977 |
8 126 268 |
108 840 |
870 408 |
12 432 |
- |
- |
415 854 |
5 410 |
Разом: |
29 818 773 грн |
369 473 квитки |
||||||||||||
Бокс-офіс, млн грн |
58 237 912 |
|||||||||||||
Відвідуваність, квитків |
733 698 |
|||||||||||||
2018 |
Kinomania |
B&H |
Вольга Україна |
UFD |
MMD UA |
ParakeeT film |
Артхаус Tрафік |
|||||||
1-4 березня |
3 437 670 |
40 988 |
7 688 507 |
90 749 |
5 096 291 |
60 243 |
10 032 488 |
109 338 |
262 347 |
2 968 |
- |
- |
- |
- |
Разом: |
26 517 303 грн |
304 286 квитків |
||||||||||||
8-11 березня |
2 992 958 |
34 549 |
17 266 613 |
199 728 |
8 981 043 |
99 441 |
30 677 013 |
395 986 |
634 930 |
6 870 |
- |
- |
- |
- |
Разом: |
60 552 557 грн |
736 574 квитки |
||||||||||||
Бокс-офіс, млн грн |
87 069 860 |
|||||||||||||
Відвідуваність, квитків |
1 040 860 |
|||||||||||||
2019 |
Kinomania |
B&H |
Вольга Україна |
UFD |
MMD UA |
ParakeeT film |
Артхаус Трафік |
|||||||
28 лютого - 3 березня |
2 648 948 |
28 411 |
18 852 103 |
210 114 |
7 291 838 |
76 428 |
4 675 355 |
48 953 |
2 225 674 |
22 530 |
- |
- |
1 480 180 |
14 907 |
Разом: |
37 174 098 грн |
401 343 квитки |
||||||||||||
7-10 березня |
723 371 |
6 982 |
47 817 507 |
485 803 |
15 419 805 |
176 306 |
1 696 012 |
19 458 |
1 057 349 |
10 718 |
2 213 253 |
21 949 |
789 879 |
7 581 |
Разом: |
69 717 176 грн |
728 797 квитків |
||||||||||||
Бокс-офіс, млн грн |
106 891 274 |
|||||||||||||
Відвідуваність, квитків |
1 130 140 |
|||||||||||||
2020 |
Kinomania |
B&H |
Вольга Україна |
UFD |
MMD UA |
ParakeeT film |
Артхаус Трафік |
|||||||
5-8 березня |
13 598 135 |
141 094 |
10 937 628 |
108 463 |
8 743 782 |
82 217 |
3 594 062 |
38 103 |
1 251 564 |
13 540 |
1 165 344 |
11 283 |
267 539 |
2 825 |
Разом: |
39 558 054 грн |
397 525 квитків |
||||||||||||
12-15 березня |
831 378 |
10 239 |
1 444 028 |
15 967 |
1 092 235 |
11 712 |
293 964 |
3 361 |
399 482 |
4 322 |
|
|
|
|
Разом: |
4 061 087 грн |
45 601 квиток |
||||||||||||
Бокс-офіс, млн грн |
43 619 141 |
|||||||||||||
Відвідуваність, квитків |
443 126 |
|||||||||||||
Різниця, % |
2017/2018 |
|
2018/2019 |
|
2019/2020 |
|
2017/2020 |
|
2018/2020 |
|
|
|
|
|
Бокс-офіс, млн грн |
+49,5 |
|
+22,8 |
|
-59,2 |
|
-25,1 |
|
-49,9 |
|
|
|
|
|
Відвідуваність, квитків |
+41,9 |
|
+8,6 |
|
-60,8 |
|
-39,6 |
|
-57,4 |
|
|
|
|
|
Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», март 2020 года
Как видно из таблицы, показатель бокс-офиса Украины в первой половине марта 2020-го почти на 60% ниже аналогичного периода прошлого года. Почти на 50% ниже, чем в 2018-м, и на 25,1% ниже, чем в 2017-м. Спад в сегменте продаж билетов еще сильнее, что объясняется повышением стоимости билетов год от года.
Последние два года (и ранее) наблюдался рост кассовых сборов и посещаемости, ввиду чего в 2020-м можно было бы ожидать если не увеличения бокс-офиса, то по крайней мере показателя не ниже, чем в 2019-м. А это, грубо говоря, не менее 100 млн грн.
Маржа украинских кинотеатров исторически составляет 50% от бокс-офиса той или иной ленты, тогда как остальные 50% забирают дистрибуторы, после чего делятся долей с создателями фильмов. Это важный момент, поскольку в мире существуют разные практики: например, в некоторых странах доля дистрибутора самая высокая во время премьерного уик-энда и снижается с каждыми следующими выходными. То есть чем дольше кинотеатр прокатывает релиз, тем больше зарабатывает с каждого билета. Но это вряд ли сработало бы у нас, поскольку немногие картины пользуются популярностью после четвертого уик-энда.
Итого: фиксированная ставка украинских кинотеатров - 50% от билетов на любые фильмы, от «тягачей»-блокбастеров до артхауса. Таким образом, можно предположить, что по уик-эндам за март последние могли бы заработать примерно 50 млн грн. Из которых потом 15-20% отдали бы продюсерам. А в действительности заработали едва 22 млн грн. Из них 6,8 млн грн ушли «Киномании» и 5,5 млн грн - B&H. То есть около 55,9% от общей суммы.
Если считать не по уик-эндам, то суммарно бокс-офис достиг 68 млн 55 тыс. грн, и это означает, что украинские дистрибуторы заработали 34 млн 27 тыс. грн. А могли бы - порядка 100 млн грн.
На какие фильмы делались главные ставки
Не секрет, что наиболее успешными в украинском прокате становятся американские блокбастеры, вроде очередной части франшизы «Мстители» (The Avengers). Поэтому пристальное внимание уделяют тому, что производит американский рынок (или создается по заказу американских студий-мейджоров). Главное локальное место для рекламы американских лент - так называемый Super Bowl, то есть финальная игра за звание чемпиона Национальной футбольной лиги. Во время «Супербоула» 3 февраля 2020 года 30-секундный рекламный ролик обходился в $5,6 млн - очевидно, что мейджоры не стали бы тратиться на рекламу фильмов с низким потенциалом и выбрали только лучшие. А именно: «Черная вдова» (Black Widow), «Форсаж-9» (F9), «Бонд-25»/«Не время умирать» (No Time To Die), «Топ Ган: Мэверик» (Top Gun: Maverick), «Тихое место-2» (A Quiet Place: Part II), «Еж Соник» (Sonic the Hedgehog), «Мулан» (Mulan), а также полнометражные анимации «Миньоны: Восхождение Грю» (Minions: The Rise of Gru) и «Губка Боб в бегах» (The SpongeBob Movie: Sponge on the Run).
Из упомянутых проектов в марте украинские кинотеатры планировали показать «Тихое место - 2» и «Мулан», но из-за карантина первый фильм сдвинули на 4 сентября, второй - на 27 августа.
«Черная вдова» и «Форсаж-9», релиз которых был намечен на май, тоже перенесли на поздний срок, причем «Форсаж-9» - сразу на 2 апреля следующего года. А 25-ю часть «Бондианы» сдвинули с 3 апреля на 25 ноября. Премьера «Топ Ган: Мэверик», запланированная на июнь, переместилась на 23 декабря 2020-го. То есть на лето создатели особо не надеются… Хотя «Губка Боб в бегах» стоит на 31 июля.
Кто уже пострадал в прокате
Не стоит забывать и о картинах, хорошо зарекомендовавших себя в украинском прокате. Например, «Еж Соник», «Плохие парни навсегда» (Bad Boys For Life) и «Зов предков» (Call Of The Wild) на момент объявления карантина все еще демонстрировались в кинотеатрах. В первый мартовский уик-энд «Соник» собрал 2 414 646 грн, «Зов предков» - 2 948 857 грн. «Плохие парни навсегда» на седьмом по счету уик-энде заработали 32 070 грн, а после введения карантина в Киеве добавили еще 213 749 грн, что вывело фильм на восьмое место среди релизов уик-энда 12-15 марта.
Премьеры ряда проектов состоялись как раз накануне введения карантина в Киеве, 12 марта. То есть фактически они шли в других городах Украины, где кинотеатры продолжали работать по 16 марта. Это фильм ужасов «Кукла-2: Брамс» (Brahms: The Boy II) дистрибутора MMD, фэнтези «Крошка Зомби» (Zombi Child) от «Артхаус Трафик», музыкальный «О цi дiвчата» (Haut les filles) от KyivMusicFilm и семейное фэнтези «Приключения Пиноккио» (Pinocchio) от «Вольга Украина». В марте в прокат должны были выйти еще три ленты национального производства: историческая драма «Толока», спортивный байопик «Пульс» и мистика «В черной, черной комнате» (In a Dark, Dark Room). Их релиз перенесен.
В целом на момент объявления карантина в прокате находились по крайней мере 20 фильмов. Все они оказались заложниками пандемии коронавируса. И пока неизвестно, продолжится ли их прокат после того, как все наладится и кинотеатры Украины распахнут свои двери.
А что же кинотеатры?
Кинотеатры - вопрос особый. Как уже было сказано, они оставляют себе 50% от бокс-офиса, это упрощает схему работы - не приходится торговаться по каждому отдельно взятому фильму. Кроме того, до 1 января 2023 года отменен НДС на билеты, ранее собиравшийся до раздела бокс-офиса с дистрибуторами. Тем не менее выручки с продажи билетов украинским кинодемонстраторам недостаточно, чтобы чувствовать себя уверенно. Потому дополнительными источниками дохода для них становятся реклама перед сеансами, а также напитки, попкорн и прочие снеки, которые можно приобрести в барах кинотеатров. Сколько они теряют по этим статьям из-за карантина, мы, очевидно, просчитать не можем. Однако сделать небольшой прогноз вполне по силам.
За первую половину марта кинотеатры, как и дистрибуторы, заработали около 22 млн грн по уик-эндам и 34 млн 27 тыс. грн в целом. Хотя и не заработали как минимум столько же за вторую половину месяца, при этом еще и потратились. Дело в том, что кинотеатры - помещение, за которое следует платить аренду, оборудование, которое необходимо обновлять, ремонтировать или содержать в надлежащем виде, а также персонал, которому нужно платить зарплату. И если персонал отпустили домой за свой счет, оборудование «законсервировали», то все равно аренда, операционные расходы, включая коммуналку (OpEx; обычно 10-30% от суммы аренды), в большинстве случаев никуда не делись. Да, кое-где арендодатели пошли навстречу, как, например, в киевском Dream Town, где кинодемонстраторам предложили платить только OpEx и коммунальные. Но получить арендные «каникулы» удалось далеко не всем.
К концу марта кинотеатры не заработали порядка 35-40 млн грн на прокате и не получили ориентировочно 17-20 млн грн на попкорн-барах (обычно до 50% дохода кинотеатров). То есть уже 52-60 млн грн за полмесяца. Здесь важно отметить, что столичные кинотеатры, где наибольшая концентрация денег любителей кино, не работали с 12 марта, то есть потеряли не два уик-энда, а три.
Если же говорить о рекламе, то просчитать ее точный объем не представляется возможным по нескольким причинам. Во-первых, сами ролики бывают трех типов: трейлеры-хардлоки, закрепленные за релизом, к примеру, от той же студии-мейджора; бесплатные проморолики, за которые кинотеатр ничего не получает; оплаченные по договору коммерческие ролики. Во-вторых, сумма зависит от количества экранов, места и типа кинотеатра, сети. В среднем стоимость размещения одного коммерческого ролика составляет $5-7 тыс. в месяц, но выручка от него напрямую зависит от количества проданных билетов, ведь охват на 100% равен количеству зрителей. А нет сеансов - нет не только выручки от рекламы: нужно вернуть неустойку, ведь карантин по законодательству не считается форс-мажором. Конечно, стороны всегда могут договориться, однако эта информация конфиденциальна.
Тем не менее цифры по рекламе есть, и мы можем просчитать недополучение кинотеатрами по этой статье доходов (хоть и не с абсолютной точностью, но все же достаточно близко к реальным показателям). По данным Всеукраинской рекламной коалиции, в прошлом году доход кинотеатров от рекламы составил 58 млн грн, и на 2020-й прогнозировали рост до 70 млн грн. Значит, около 5,83 млн грн в месяц. Допустим, за половину марта кинотеатрам удалось заработать половину этой суммы, а ведь приблительно 3 млн оказались «за бортом». И за апрель - еще минус 5,5-6 млн грн.
Стоимость аренды и расходы OpEx являются коммерческой тайной. Но например, в прошлом году подошел к концу договор столичного кинотеатра «Киев» - за аренду трехзальника платили 47 тыс. грн в месяц. Выиграв аукцион, новая управляющая компания ООО «Синема-Центр» предложила 2,1 млн грн ежемесячно на срок 10 лет. То есть при отсутствии сеансов все равно пришлось бы заплатить за март полную сумму - убыток больше 1 млн грн с ходу. Другой вопрос, что компания по неизвестным причинам (возможно судебное разбирательство) освобождена от аренды, однако это редкое исключение из правил.
Также остается вопрос зарплаты сотрудникам. Штат одной только сети Multiplex в середине марта насчитывал около 1500 человек. После введения карантина 450 человек отправили домой за свой счет, 53 сократили. Но остальные продолжали получать зарплату.
Наконец до начала карантина во многих кинотеатрах зрители успели купить билеты на несостоявшиеся показы. И деньги за них пришлось вернуть. На фоне всего остального - не самая большая сумма, хотя приятного для кинотеатров здесь мало.
Что дальше?
По словам СЕО «Мультиплекс-Холдинг» Романа Романчука, «общая сумма убытков отрасли [кинопроката] во время карантина ориентировочно составит 80 млн грн (или $3 млн) в месяц. Цифра убытков включает не только выручку от билетов и попкорн-баров, а и выплаты по обязательствам, которые есть у бизнеса, в частности поставщикам, плюс расходы на зарплату сотрудникам, коммунальные услуги».
Очевидно, что реальная сумма куда выше и кризис отрасли - сильнее и опаснее, если дистрибуторы потеряли 35-40 млн грн, а кинотеатры (без учета аренды и зарплат) - еще порядка 63 млн грн. Итого 98-103 млн грн только за половину марта.
Копнем глубже. Если взять бокс-офис за 2019 год, составивший 2 млрд 883 млн 690 тыс. грн, то половина денег кинотеатров за год - 1 млрд 441 млн 845 тыс. грн, или, грубо говоря, в среднем 120 млн 153 тыс. грн в месяц. На одном лишь кинопрокате, без других статей дохода. В текущем году прогнозировали рост годового бокс-офиса, то есть средний показатель превысил бы 120 млн грн в месяц. Поэтому 110-120 млн грн уже можно засчитать в убытки кинотеатров за апрель и столько же - в убытки дистрибуторов. Добавим 100 млн грн за март. И получим, что убытки отрасли кинопроката составят как минимум 320-340 млн грн до конца апреля.
К сожалению, это далеко не предел. По крайней мере еще несколько месяцев «кина не будет», а попкорн никто не продаст и не купит. «После окончания карантинных мер нужно еще три-четыре месяца на расконсервацию кинотеатров», - говорит Романчук. Так что нашу цифру можно смело умножать на два. А ведь уже поговаривают о том, что карантин продлят до второй половины мая…