В условиях, когда индустрия аудиовизуального контента всего мира испытывает значительные трудности из-за пандемии коронавируса, вопрос государственной поддержки отрасли стоит как никогда остро. Телевизионный контент не исключение: получит ли производство сериалов в Украине поддержку, если судьба питчингов Госкино до сих пор неизвестна?
Прием заявок на участие в четырнадцатом питчинге, ориентированном на сериалы, был запланирован на 2 апреля - 3 мая 2020 года. Но ввиду вызванного коронавирусом карантина, крайне маловероятно, что прием заявок, а затем и сам питчинг проведут в срок. Да и вообще проведут. Ведь сейчас подвешена вся господдержка кино- и телеотрасли, и совершенно неясно, насколько сильно сложившаяся ситуация ударит по экономике Украины.
В ожидании ответа на главный вопрос предлагаем обратиться к международному опыту: как поддерживают сериалы в других государствах. Рассмотрим все возможные варианты финансирования, на которое претендуют продюсеры сериалов из разных стран мира, - возможно, каким-то из них однажды найдется место и в Украине.
Больше 740!
Если собрать вместе схемы и типы поддержки сериального контента из проанализированных 130 стран, то получится 748 вариантов финансирования, направленных на разработку сценариев, поддержку девелопмента и производства, промо или дистрибуцию. Не станем отрицать, что часть программ дублируется - например, европейская MEDIA действует в нескольких странах и в каждой считается как отдельная единица. Тем не менее мы считаем: вести подсчет как-то иначе было бы неправильно.
Несмотря на дублирование, программ так много, что перечислить все в одном обзоре невозможно, поэтому статей будет несколько. Первую мы посвятим основным типам поддержки. Таковых насчитывается пять: международного, национального, регионального и местного уровней, плюс отдельная категория инициатив в виде налоговых льгот, рибейтов и пр.
Количество вариантов поддержки сериалов в разных странах мира в марте 2020 г.
(для увеличения картинки - нажмите на нее)
Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», март 2020 года
Международные программы поддержки сериалов
MEDIA
Вышеупомянутая MEDIA от Creative Europe ориентирована на увеличение количества копродукций европейских стран и зарубежья. Сериалами занимаются три подпрограммы: поддержки производства - MEDIA Support for TV Programming of Audiovisual EU Works, а также поддержки девелопмента - MEDIA Support for Development (Slate Funding) и MEDIA Support for Development (Single Project).
MEDIA Support for TV Programming of Audiovisual EU Works предполагает поддержку сериалов в размере до €500 тыс. или 12,5% общего бюджета проекта (выбирается меньший показатель). Если проект состоит минимум из шести эпизодов и является копродукцией нескольких стран-участниц MEDIA, а бюджет превышает €10 млн, поддержка может достичь €1 млн или 10% бюджета. Последний вариант работает только для первых и вторых сезонов.
Подаваться имеют право независимые продакшен-компании (доля телеканала не превышает 25% или 50%, если каналов-владельцев несколько) с отделениями в ЕС или странах-участницах программы MEDIA.
MEDIA Support for Development (Single Project) и MEDIA Support for Development (Slate Funding) ориентированы на европейские независимые продакшены с опытом (производящие проекты такого формата не впервые). Подпрограммы финансируют игровые, анимационные и документальные сериалы с хронометражем одного эпизода не менее 24 минут. Поддержка не может превышать 50% бюджета, но может предоставляться сразу нескольким проектам компании (до пяти).
Украина также может участвовать в подпрограммах MEDIA.
Ibermedia
Программа Ibermedia предназначена для Испании и стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Боливия, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Чили, Эквадор, Сальвадор, Гватемала, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Пуэрто-Рико, Доминиканская Республика, Уругвай и Венесуэла), а также Италии на правах сопродюсера.
Подаваться могут независимые продакшены (общественные или коммерческие вещатели не владеют контрольным пакетом), зарегистрированные или имеющие отделения на территории стран-членов программы. Предоставляется поддержка производства игровых, анимационных и документальных сериалов. Размер гранта - не более 50% бюджета и не больше $30 тыс. на проект.
Nordisk Film & TV Fond
Скандинавский фонд Nordisk Film & TV Fond предлагает поддержку производства сериалов из Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Продакшены из других стран могут подаваться при следующих условиях:
- мажоритарный продюсер проекта - компания из пяти перечисленных государств;
- сопродюсером выступает один из датских (DR и TV2 Danmark), финских (YLE и MTV), исландских (RUV, Sýn hf/Stöð 2 и Síminn), норвежских (NRK, TV2 Norge, Discovery Networks Norway/TVNorge и VGTV), шведских (SVT, TV4 и Discovery Networks Sweden/Kanal 5) телеканалов или продакшен-отделения медиагрупп NENT Group и C More;
- получена поддержка национальных центров кино одной из пяти стран-участниц.
В целом претендентом может выступать местная или иностранная компания, зарегистрированная в ЕС, Швейцарии или Европейской экономической зоне, с офисом (отделением) в Скандинавии и опытом в производстве контента. Дистрибуция проекта минимум в двух из перечисленных государств обязательна.
OIF - Francophonie
Во Франции действует программа OIF - Francophonie: Aide à la finition, помогающая продюсерам из 37 стран на этапах девелопмента (до €240 тыс. на проект), продакшена (€30 тыс.) и постпродакшена (€90 тыс.) сериалов. Претендовать на поддержку могут производители франкоязычных сериалов из таких государств: Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Камбоджа, Камерун, Кабо-Верде, Коморские острова, Конго, Кот-д'Ивуар, Джибути, Доминика, Египет, Габон, Гвинея, Гвинея-Бисау, Экваториальная Гвинея, Гаити, Лаос, Ливан, Мадагаскар, Мали, Марокко, Маврикий, Мавритания, Нигер, ЦАР, Конго, Руанда, Сент-Люсия, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сейшельские Острова, Чад, Того, Тунис, Вануату и Вьетнам.
Development Fund For Women Filmmakers
В Ирландии и Люксембурге действует программа Development Fund For Women Filmmakers для поддержки женщин-режиссеров. Фонд, основанный в 2019 году с бюджетом €120 тыс., предлагает до €40 тыс. на один проект. Затраты делятся пополам между Film Fund Luxembourg и Screen Ireland.
Doha Film Institute Grants Programme
Наконец, в Катаре существует Doha Film Institute Grants Programme, стимулирующая девелопмент сериалов от независимых сценаристов/продюсеров стран Ближнего Востока и Северной Африки - до $20 тыс. на один проект. Поскольку единого общепринятого списка стран региона нет, отметим, что участие в программе могут принимать такие государства: Алжир, Ливан, Сомали, Бахрейн, Ливия, Южный Судан, Коморы, Мавритания, Судан, Джибути, Марокко, Сирия, Египет, Оман, Тунис, Ирак, Палестина, ОАЭ, Иордания, Катар, Йемен, Кувейт и Саудовская Аравия.
Если речь идет о веб-сериале, то финансируется не девелопмент, а производство - до $30 тыс. на проект (не более половины общего производственного бюджета) при условии, что остальные деньги уже есть.
Итого: шесть международных программ в сумме дают 289 вариантов поддержки для 112 стран.
Продюсеры одной страны могут принимать участие в конкурсах сразу нескольких программ. Например, во Франции действуют три подпрограммы MEDIA и три подпрограммы OIF - Francophonie. А с учетом национальных программ добавится еще 21 вариант финансирования сериалов. Всего же у продюсеров Франции есть 88 вариантов поддержки сериалов на этапах производства и дистрибуции.
Национальные программы поддержки сериалов
Национальные программы действуют лишь в 35 государствах, то есть примерно в 26,9% от общего количества проанализированных.
Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», март 2020 года
Сосредоточимся на ТОП-7 стран, где с 21 вариантом поддержки лидирует Франция. Следом идут Канада, Норвегия и Австралия - 9, 8 и 6 вариантов соответственно. Еще три - Бельгия, Мальта и Новая Зеландия - предлагают по пять типов поддержки сериалов.
Во Франции только Национальный центр кинематографии (Centre national du cinéma et de l'image animée (CNC) предлагает массу вариантов: CNC Internet Video Creators Support Program (CNC Talent) - на производство веб-сериалов; CNC Co-development Support in the Grand Region - на девелопмент сериалов для Франции, Германии, Бельгии и Люксембурга; подпрограммы CNC Support for Preparation - на девелопмент игровых и документальных сериалов; CNC Audiovisual Selective Support - на производство анимационных сериалов; CNC Support for Innovation - на написание сценария и т. д.
В Канаде поддержкой сериального контента на государственном уровне занимается Canada Media Fund. Три программы фонда - с Люксембургом, Ирландией и Северной Ирландией - направлены на девелопмент, пять подпрограмм направления Convergent Stream - на разработку и производство сериалов на английском, французском и на языках аборигенов Канады.
Продюсеры сериалов в Норвегии могут претендовать на поддержку национального киноинститута Norwegian Film Institute (по три подпрограммы на производство и девелопмент), а также Film Fund Nord - на написание сценария, девелопмент и производство.
В Австралии производство сериалов стимулируется программами Screen Australia: Documentary Development Funding - разработка документальных сериалов; Story Development - разработка игровых; Children's Program Production - производство анимационных сериалов; General Drama Production - производство игровых; Documentary Commissioned Program и Documentary Producer Program - производство документальных.
В Бельгии девелопмент немецкоязычных сериалов стимулирует сообщество DG Belgium; производство игровых - программа VAF (Flanders Audiovisual Fund) Media Fund/Crossmedia Audiovisual Derivatives. Документальными сериалами занимаются три подпрограммы Centre du Cinéma et de l’Audiovisuel: Scriptwriting Support поддерживает написание сценария, Development Support - девелопмент, Production Support - производство.
На Мальте не первый год успешно работает кинокомиссия Malta Film Commission, предлагающая пять вариантов для производителей сериалов: Malta Co-Production Fund - Loan Guarantee и Equity Finance (гарантии по займу, финансирование и кредитование сопродюсеров при съемке сериалов на территории Мальты), Writers' Grant (сценарии), Development Grant (разработка) и Production Grant (производство).
В Новой Зеландии производство стимулируют программы фонда NZ On Air: Funding stream 1 (докудрамы) и Funding stream 2 (игровые сериалы). Также работают программы Raupapa Whakaari Funding (совместная инициатива New Zealand Film Commission и NZ On Air), Boost и инициатива Advanced Development Fund. Все три ориентированы на девелопмент сериального контента. Raupapa Whakaari, например, выделяет до $10 тыс. каждому из десяти промежуточных победителей питчинга. А после доработки проектов награждает четыре лучших грантами до $80 тыс. каждому.
Региональные и локальные программы поддержки сериалов
Мы насчитали 202 региональные программы поддержки сериалов в 16 странах. Локальных - всего 10 в семи из 130 проанализированных государств.
Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», март 2020 года
Здесь снова лидирует Франция, следом идут Германия и Австралия. Столь высокая активность во Франции объясняется наличием программ едва ли не в каждом регионе страны - для большей конкуренции друг с другом. Финансы поступают из местных бюджетов. В частности, в регионе Гранд-Эст работает программа Aide au développement des œuvres cinématographiques et audiovisuelles ou à destination des nouveaux médias, в которой могут участвовать продакшены и из Франции, и из стран Евросоюза, а также Исландии, Лихтенштейна и Норвегии. Предоставляется возможность компенсировать затраты на территории региона, но не более €15 тыс. на проект.
В Германии ситуация аналогична, только вместо регионов - федеральные земли, большинство из которых имеют собственные программы поддержки. Примеры тому - FilmFernsehFonds Bayern в Баварии, HFF Film and TV Investment Program в Гессене и MFG Production Support for TV в Баден-Вюртемберге, финансирующие производство сериалов на разных условиях. Например, в Баварии на производство не менее шести последовательных эпизодов могут выделить до 30% бюджета проекта (но не более €1 млн), а в Гессене можно создавать проекты с бюджетом до €1,5 млн и более при поддержке до €250 тыс. и €500 тыс. соответственно (до 50% производственных затрат).
В Австралии подобные программы существуют в каждом штате. Среди них - поддержка от Screenwest, Screen NSW, Screen Tasmania, Screen Queensland и South Australian Film Corporation. Размер поддержки зависит от программы и региона: к примеру, Screenwest готова выделить до $600 тыс. на производство локальному продюсеру или международному копродакшену с продюсером из Западной Австралии (при наличии официальных предпосылок для сотрудничества, как то договор о копродукции между странами).
Инициативы
Благодаря налоговым льготам и другим инициативам в 51 государстве производители сериалов могут воспользоваться 142 вариантами поддержки. Больше всего таких предлагают в США, что оправдано общей дороговизной производства в Америке. Все чаще продюсеры едут снимать за рубеж, например в Венгрию или Сербию, поэтому почти каждый штат предлагает льготы, дабы переманить создателей контента к себе.
Источник: «Медиа Ресурсы Менеджмент», март 2020 года
Речь идет о компенсациях части потраченных съемочной командой средств после окончания производства (cash rebate) или кредитовании, когда сумма - уже с учетом скидки - возвращается продюсером в госбюджет. Также продюсеры могут освобождаться от ряда налоговых ставок – к примеру, НДС. В последнем случае суммы выплачиваются без учета налогов (tax shelter).
Послесловие
Все описанные виды поддержки делятся на несколько типов: на написание сценария, девелопмент, производство, постпродакшен, промо и/или дистрибуцию. Где-то поддерживается только один вариант, где-то - сразу два или три. Нас же больше всего интересует стимулирование производства, и об этом мы подробно расскажем в следующей части материала.