Сейчас все, кто хоть сколько-нибудь интересуется контентом, с любопытством наблюдают за зреющим бунтом американских сценаристов, который, как это уже случалось в 2008-м, может снова перекроить правила работы кино- и телеиндустрии.
Украинские сценаристы, само собой, тоже вовлечены в процесс. Однако вместе с радостью за американских коллег, раз в пару десятилетий отстаивающих и доказывающих авторитет своего сообщества среди других кинематографистов, наших авторов одолевают и другие, менее приятные чувства. И неудивительно - множество проблем, которые для сценаристов Голливуда остались в далеком прошлом (в том числе благодаря многочисленным стачкам), нашей индустрии только предстоит решить. А чтобы делать это было легче, еще в 2014-м авторы самоорганизовались в собственную Гильдию сценаристов, ее президентом тогда стал соавтор «Нюхача» и сценарист ряда других украинских проектов Андрей Бабик.
Сейчас организация находится на пороге перезагрузки: уже завтра состоится ее конференция, в ходе которой сценаристы планируют не только переизбрать главу Гильдии, но и решить череду назревших вопросов. Накануне встречи редакция MBR поговорила с Бабиком о том, какие проблемы сегодня являются для него и его коллег самыми болезненными, как Гильдия поможет их решить и насколько далеки украинские реалии от западных.
Но сначала - немного предыстории. Несмотря на почти шестилетний период существования, в публичном пространстве Гильдия сценаристов мелькает нечасто. Ее члены время от времени участвуют в различных отраслевых ивентах, а самый, пожалуй, глобальный всплеск активности сценаристов случился ровно год назад, когда Андрей Бабик, Владимир Нагорный, Максим Данкевич и Ярослав Войцешек объявили о создании еще одного профессионального сообщества авторов и даже опубликовали его манифест. Логично, что наш с Андреем разговор начался именно с этого, однако оказалось - союз закончился, так толком и не начавшись. «Данкевич уехал в США, а мы с Войцешеком из проекта вышли. Сейчас им занимается только Владимир, однако за год каких-то заметных подвижек так и не произошло», - объяснил Бабик.
Разногласия, по словам Андрея, возникли из-за того, что инициаторы несостоявшегося профсоюза по-разному видели стратегию его развития. «Лично я отношусь к данному начинанию скептически, поскольку для полноценной работы профсоюза нужно выполнить перечень условий. Например, у нас нет индустрии в американском понимании этого слова, нет такого количества сценаристов, да и самих проектов, где они могли бы работать, не так много. Профсоюз предполагает наличие профессионального сообщества. А у нас, повторюсь, его нет. Есть небольшое количество авторов, пишущих профессионально и хорошо, и есть куча сценаристов, которые, скажем так, пописывают - заполняют какие-то проекты, и все. Сегодня в наших рядах нет общности, нет понимания профессии в целом. Нет профессиональных стандартов: как писать серии, как их оценивать и т. п.», - уточняет Бабик.
Именно по этой причине он и решил вернуться к развитию Гильдии. Зарегистрированная как некоммерческая общественная организация, она способна помочь сперва объединить сценаристов, определить и решить их первостепенные проблемы, а уж затем - влиять на остальные отрасли индустрии, как делал бы профсоюз. «Стачки по примеру американских коллег у нас сейчас невозможны. Мы сотни раз обсуждали этот момент, но, во-первых, всегда найдутся сценаристы, которые согласятся работать на любых условиях, а во-вторых, для наших каналов это будет некритично. То есть требования к качеству продукта в наших реалиях таковы, что его может написать и полупрофессиональный сценарист, и тот, кто никогда сценариев вообще не писал», - убежден Андрей.
На вопрос, как можно было бы решить проблему, Бабик отвечает, что сперва нужно разработать стандарты профессии: «К примеру, устав той же Гильдии сценаристов США состоит из двух огромных томов, где прописаны все потенциально возможные ситуации. На нашем же рынке есть всего три-пять известных всем вариантов развития событий, и каждый просто ищет для себя самый приемлемый - по условиям договора, оплате труда и т. д. Кроме того, большинство договоров заключаются через личные контакты и не требуют коррекции со стороны профсоюза или адвокатов».
Причем, по его словам, определение и внедрение таких стандартов было бы выгодно не только сценаристам: «Мы как-то обсуждали этот вопрос с Алексеем Терентьевым (продюсер Star Media. - MBR). Он отметил, что, с точки зрения продюсера, четкие правила для сценаристов тоже важны, ведь они бы повысили требования и к самим авторам. Так что, возможно, именно сейчас пришло время воплотить все это в жизнь».
Впрочем, отсутствие стандартов - далеко не единственная проблема, с которой живут украинские сценаристы. На сегодняшний день нерешенным остается, например, вопрос авторских прав. По словам Бабика, они с коллегами давно пытаются найти способ, позволяющий автору хоть как-то контролировать судьбу своего детища, однако пока этого добиться не удалось. «По факту нас не защищают даже договоры с каналами, - говорит он. - Самый свежий пример - история с сериалом «Карпатский Рейнджер», когда режиссер самовольно вмешался в сценарий, на свое усмотрение начал его переделывать и выкидывать целые смысловые куски, а вещатель ему не мешал (в итоге сериал, изначально писавшийся как остросюжетный детектив, больше похож на мелодраму. - MBR). И это несмотря на договор, где такой пункт был прописан - все понимают: отстаивать свою правоту в юридической плоскости никто не будет».
Еще один болезненный вопрос - отсутствие роялти. «Если канал семь раз показал снятый по моему сценарию проект или даже продал его кому-то, я не получаю ничего - только одну выплату по договору», - констатирует сценарист. Добавляя, что это логичным образом сказывается на качестве скриптов, ведь у сценаристов нет ни малейшего стимула создавать по-настоящему хорошие истории: «Мы существуем как в «Капитале» Карла Маркса - отчуждены от результатов собственного труда. Можно, конечно, работать на энтузиазме, но надолго его не хватает. Рано или поздно ты понимаешь - смысла напрягаться и писать как можно лучше нет. Ты все равно получишь те же деньги».
Перечисленные Бабиком проблемы и сами по себе кажутся вполне серьезными, однако, по его словам, все они - лишь части куда более глобальной и важной темы, и ее силами Гильдии планируют поднимать в публичном пространстве. Дело в том, что в нашей индустрии отсутствует уважение к профессии сценариста - и именно это, если разобраться, является корнем всех бед. «Нас не воспринимают как полноценную творческую единицу, как составляющую, без которой невозможен ни один качественный проект. В наших реалиях сценарист - просто некто, кто что-то написал, а затем ему можно сказать «Свободен!» и отдать сценарий режиссеру, чтобы он его переписал. Глобально нет уважения ни к автору, ни к его работе, ни тем более к мнению», - делится Андрей.
В киноиндустрии, к слову, дела обстоят не лучше: здесь, по оценкам Бабика, к сценаристам относятся с такими же неуважением и бесцеремонностью, как и на телевидении. «Очень часто сценарии пишут сами режиссеры, ведь Госкино выделяет деньги, ориентируясь на имена режиссеров и продюсеров, а фамилия сценариста преимущественно не имеет никакого значения. Мы неоднократно озвучивали и эту проблему. Мой коллега Ярослав Войцешек прямо говорит о том, что на разные грядущие питчинги Госкино будет подано в общем около 200 сценариев тех или иных проектов, и всерьез полагать, будто всех их прочитают, - обман. Или самообман. Так обесценивается значимость сценария для проекта, его важность. Часто - и это не секрет - на питчинги подают сценарий, просто чтобы он был. Потом его множество раз переписывают, а в итоге от первоначального скрипта вообще ничего не остается».
Хотя есть и хорошие новости. Андрей Бабик уверен: сценаристы способны решить все озвученные проблемы и изменить ситуацию в лучшую сторону, и пока еще возглавляемая им Гильдия может стать в этом процессе подспорьем. «Главное, что мы сейчас можем и должны сделать, - сосредоточиться на создании профессионального сообщества», - подчеркивает он.
На данный момент организация насчитывает 24 члена, но на ближайшей конференции сценаристы собираются принять в свои ряды новых. По словам Бабика, крайне важно, чтобы это были именно профессионалы, а не случайные люди, потому устав Гильдии и предусматривает ряд критериев к кандидатам. Главный из них - наличие хотя бы одного утвержденного или снятого проекта. «Это может быть как полный или короткий метр, так и эпизод сериала, в том числе анимационного, и даже скриптед-реалити. Если у человека уже есть этот опыт, значит, он проделал определенный путь, знает, что это такое, и, по нашему мнению, может считаться профессиональным сценаристом», - объясняет Андрей.
Бабик не скрывает: в предыдущие годы существования Гильдии ее активность была в основном связана с ним самим, однако сегодня он хотел бы это изменить и устроить организации перезагрузку. «Я бы не сказал, что пять лет прошли впустую. В течение данного времени большинство из нас только входили в индустрию и набирались опыта. Теперь же, когда он есть, нужно подвести итоги, сделать выводы на будущее и, главное, прийти к общему знаменателю в создании профессионального сообщества. Нам уже четко понятно, чем мы можем заниматься, чем - нет, а чем - и вовсе не должны».
Пока неизвестно, останется ли Андрей главой Гильдии (выборы президента - один из основных вопросов повестки завтрашнего дня), но у него есть ответы на то, в каких направлениях кроме решения накопившихся проблем будет работать организация в ближайшее время: «Я бы хотел акцентировать внимание коллег на обучении и самообразовании, потому что оба эти момента у нас очень слабые. По большей части сегодня все ограничивается локальными проектами, все не скоординировано. Притом в стране есть различные киношколы - возможно, есть смысл договориться об общем видении преподавания сценаристики».
Не менее важным Бабик считает выработку правил поведения и этических норм профессии. «Это касается не только взаимодействий между сценаристами, а и наших контактов с другими представителями индустрии: режиссерами, продюсерами, актерами», - уточняет он, добавляя, что в условиях развивающейся индустрии коммуникации буквально жизненно необходимы, причем всем игрокам без исключения.
Конечно, о результатах, которых с завидной регулярностью добиваются американские сценаристы, нашим авторам пока приходится лишь мечтать. Пример WGA не подходит украинской Гильдии даже в качестве референса - настолько заокеанские реалии далеки от происходящего здесь. По словам Бабика, ни уставом, ни планом действий его организация не похожа на объединения сценаристов в других странах, хотя, возможно, это изменится в будущем - потенциальным ориентиром Андрей называет Польшу.
В любом случае всего озвученного достаточно, чтобы понять: Гильдии сценаристов Украины только предстоит проделать долгий и сложный путь. Первый шаг - сдвинуть дело с мертвой точки. А когда это случится, то и до картин, снятых по хорошим сценариям (и в парадигме взаимовыгодного сотрудничества), будет рукой подать.