МЕНЮ
МЕНЮ
Константин Черничкин
«Для фотографа важно чувствовать исторический момент. Чувствовать, что и где может произойти», – считает Константин Черничкин.

Еще с детских лет Константина готовили к профессии фотожурналиста. Его отец, Михаил Черничкин, уже не одно десятилетие занимается спортивным репортажем и хотел передать свое дело сыновьям. Однако подростковое бунтарство взяло верх – Константин пошел учиться по экономической специальности в КПИ. «А потом почувствовал, что у меня есть видение и я получаю удовольствие от наблюдения через объектив камеры», – вспоминает Черничкин.
Четыре года Константин снимал для информагентства Reuters, а в 2012-м перешел в издание KyivPost, где работает до сих пор. Черничкин вместе с коллегами основал агентство Pole Zoru: по его словам, пошел на это, «потому что хотелось не просто делать фото, а развивать фотографические процессы в стране». В 2017 году команда Pole Zoru издала визуальную историю о войне в Украине – .RAW – при участии 33 международных профессиональных авторов и организовала выставку фотографий, которые в зоне проведения АТО/ООС сделали украинские воины – фотографы-любители.
Для спецпроекта Черничкин выбирал снимки с историей – такие, где фото было бы «уникальным медиумом». Что это именно за фотографии, смотрите далее.
20 июля 1969 мир замер – и наблюдал, как астронавты Apollo 11 делали первые шаги по лунной поверхности. Несмотря на бешеный прогресс в технике и освоении космоса, прогулка на Луне по сей день остается уникальным опытом, которым могут похвастаться с десяток людей со всей нашей планеты. «Глядя на это фото, мы чувствуем невесомость – то, как Базз Олдрин держится за лестницу, чтобы не оторваться. Фотография передает ощущение первого шага, чего-то эпохального», – отмечает Черничкин. Ее автор – не кто иной, как Нил Армстронг, командир миссии и космонавт, который сделал тот самый «маленький шаг для человека, огромный прыжок для человечества». / Photo by SSPL / Getty Images
Война во Вьетнаме стала местом появления многих снимков, повлиявших на общество и ход истории. Пользуясь развитием фототехнологий и опытом работы в горячих точках, корреспонденты привели документальную фотографию к золотому стандарту. На фото 1966 года изображен раненый военный, который проходит мимо своих товарищей, погибших в ожесточенном бою за холм 484 у линии разграничения. «Фотография показывает, как солдат в критический момент ценит плечо побратима, хотя в то же время не считается с жизнью людей по ту сторону баррикад», – рассказывает Черничкин. И добавляет: «Благодаря фотографам люди увидели вьетнамскую войну со всем ее нутром. После войны возник стереотип, что фотография призвана изменить мир». / Photo by Larry Burrows / The LIFE Picture Collection via Getty Images
«Это фото было в нашем проекте .RAW. Хотелось взять что-то из современности, что-то близкое нам», – отмечает Черничкин. Фотография 2014 года показывает офицера военно-морских сил Украины, который покидает Генштаб в Севастополе под давлением российских военных. Это было снято во время аннексии Крыма. Такие фотографии, считает Константин, выполняют роль доказательств, они фиксируют реальность, которую потом невозможно опровергнуть. «Фото очень сильное эмоционально – ведь мы видим, как украинский морской офицер без боя сдается и уходит, собрав вещи. Фотография, заставляющая долго на нее смотреть и думать», – делится Черничкин. / Photo by Oleg Klimov / Epsilon / Getty Images
По мнению Константина, одна из необходимых способностей фотографа – это умение ждать. Однако время – вещь сложная, и может обернуться против мастера. В 1993 году южноафриканец Кевин Картер поехал в Судан освещать голод. Его снимок девочки, за которой наблюдает стервятник, облетел весь мир и неожиданно вызвал дискуссию об этичности работы фотографа. Читатели обвиняли Картера в хладнокровии и равнодушии, хотя та самая фотография завоевала для автора Пулитцеровскую премию. Общественное осуждение привело к депрессии и наркозависимости Кевина Картера, и через год после публикации фотографии он покончил с собой. «Мне сложно представить состояние фотографа, который фиксирует такие ужасы мира. И на самом деле трудно сказать, Картера сломали они или же реакция публики, – рассуждает Черничкин. – Я точно знаю про себя: не готов ради фотографии наблюдать чужие страдания. Я не могу променять жизнь человека на удачный снимок». / Photo by Kevin Carter / Sygma / Sygma via Getty Images
Рассказать историю техногенной катастрофы в фотографиях – огромное испытание. «Для меня показатель таланта и высокого уровня сторителлинга – когда фотографу удается показать такую тему через человека и его личную историю», – считает Константин. Выбранное им фото сделано после взрыва на ЧАЭС. На нем – женщина на Востоке Украины проходит контроль радиоактивности, обязательный для тех, кто хотел вернуться домой. После аварии власти эвакуировали все ближайшие к эпицентру взрыва города и села, переселяя жителей в чужие места, где люди не приживались. Таким образом, при первой возможности многие украинцы собирали вещи и пытались попасть обратно – в родные дома. Хотя мы и не в состоянии разглядеть радиоактивные частицы в воздухе, но можем через фото почувствовать их ужасное влияние на людей. «Фотография обладает силой рассказывать историю вещей, которые мы не видим», – подытоживает Черничкин. / Photo by Keystone-France/Gamma-Keystone via Getty Images

Текст: Ольга Тарасенко
Дизайн: Алексей Панов
Бильд-редактор: Андрей Полищук
Фотоматериалы: Getty Images
Литературный редактор: Светлана Кирилаш
Редактор спецпроекта: Анна Давыдова