МЕНЮ
МЕНЮ
Евгений Котенко
«Удачная фотография – это та, которая заинтересовала вашего соседа или простого прохожего на улице. Она должна привлекать к себе внимание. Если фотография этого не делает, в чем ее смысл?» – считает Евгений Котенко.

Кстати, о соседях или прохожих: один из самых известных фотопроектов Евгения – настоящий хит соцсетей – это «Лавочка», серия кадров со случайными людьми, которые фотограф делал более десяти лет, снимая из одной точки. А именно – из окна квартиры своих родителей в спальном районе столицы, которое выходит на обычную лавочку и всю ее бурную социальную жизнь.
С искусством фотографии Евгений познакомился в пять лет, когда отец подарил ему фотоаппарат «Смена». Профессионально Котенко занимается этим с 2004 года, поработав за это время в ряде ведущих СМИ: изданиях «Вечерние вести», «Тиждень», «Комментарии Украина», «Апостроф» и информагентстве «Укринформ» (кстати, его фото («Укринформ»/Barcroft Media) представлены и на Getty Images). Преимущественно снимает фоторепортажи, потому и фото подбирал, отталкиваясь прежде всего от исторических событий. Каких именно – смотрите в галерее.
Теракты 9/11 – одна из самых трагических страниц современной истории. Но в то же время это были фактически мгновения – неожиданные, мимолетные, к которым невозможно подготовиться. И тем выше ценность фотодокументов об этих событиях, снятых за минуты, секунды, – и демонстрирующих весь ужас тех минут и секунд. «Терроризм – понятие не новое, но оно стало особенно известно именно в ХХ–ХХI веках, – говорит Евгений Котенко. – 9/11 – одно из первых проявлений терроризма на моей памяти. Когда без предупреждений, без требований террористы взорвали здание Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Помню, сидел на паре в институте, кто-то зашел и сказал: «Там что-то взорвалось». У меня тогда отец как раз в США летел, хоть и не в Нью-Йорк, но я все равно волновался. Прибежал домой и, как миллионы других людей, смотрел трансляцию ... » / Photo by David Surowiecki / Getty Images
Простые обыденные фото также могут показывать, как меняется история. Вот хороший пример. «Еще одно явление, которое пришло к нам из ХХ века, – это толерантность. На фото – протест темнокожих студентов в американской кофейне, где их не хотели обслуживать. Я бы сказал, что толерантность, как и что-либо другое, имеет две стороны. События, происходившие в этом году в Штатах из-за смерти Джорджа Флойда, наглядно демонстрируют такую дуальность: когда движение за справедливость превращается в угнетение всех белых – это перегиб. А начиналось все с уважения», – говорит Котенко, подчеркивая, какими актуальными сегодня могут быть старые архивные фото. / Photo by Bettmann / Contributor
Это фото, сделанное 6 августа 1945 года вблизи Хиросимы, известно всем. И Евгений отобрал его как предостережение всем нам: «Расщепление атома – большой прорыв технологий. Это момент, изменивший не только науку, но и историю. Страны, которые в ХХ веке владели ядерным оружие, правили миром. К счастью, со временем мы начали отходить от такой логики, потому что так можно и без планеты остаться». / Photo by Roger Viollet via Getty Images
От истории – к современности. Той современности, когда каждый – сам себе и фотограф, и режиссер, и бродкастер. «Я хотел подобрать изображение, которое бы показывало смартфоны или всемирную сеть, а это фото – два в одном, – объясняет Котенко. – С появлением мобильных телефонов и интернета мы очень изменили свое отношение к миру. Ранее ходили и наслаждались искусством собственными глазами, а теперь – через камеру своих смартфонов и социальные сети. Я не против людей, которые снимают все на телефон, – лишь бы не мешали другим». / Cyril Marcilhacy / Bloomberg via Getty Images
«Одним из величайших достижений прошлого и этого века я считаю исследование космоса. Выбрал фото не просто так: надпись Exit на нем – символ нашего выхода во вселенную. Меня поражает, как быстро все происходит: вон Илон Маск совсем недавно планировал спутники для интернета, а теперь уже хочет на Марс миссию отправить», – говорит Евгений, подчеркивая бешеный темп изменения мира и то, как важно фиксировать для истории его поворотные точки. / Joe Raedle / Getty Images

Текст: Ольга Тарасенко
Дизайн: Алексей Панов
Бильд-редактор: Андрей Полищук
Фотоматериалы: Getty Images
Литературный редактор: Светлана Кирилаш
Редактор спецпроекта: Анна Давыдова