Расшитые ткани и кружево ручной работы для нарядов Адели – из китайских и индийских кварталов («Я не могла оттуда уйти, выгребла все деньги и привезли полтора чемодана этих материалов»).
Некоторые сумочки потом дорабатывались украинскими мастерицами –
например, обшивались стеклярусом
Украшения – из тайского квартала («Из них я сделала потрясающий головной убор для Кати Кухар. Там же мы купили эти длинные ногти – насадки на пальцы, и я была абсолютно счастлива!»).
А еще – перья райских птиц, винтажные шляпы и прочие мелочи, без которых невозможно обойтись при таком внимании к деталям. «У иллюзиониста шевалье Торна по книге есть «розкішний перстень зі смарагдом» в виде змеи, которая держит этот камень. Мы собирались его заказывать, пробрифовали разных мастеров, но в Бангкоке мне повезло попасть в квартал байкеров и отхватить там потрясающее кольцо со змеей, держащей во рту камень – прямо как в книге. В Киеве мы камень выбили и вставили Swarovski, чтобы он красиво мерцал», – признается Патока.
Вышивальщицы украшали узорами женские чулки и перчатки.
Мастер из Винницкой области делала корсеты.
Кузнецы создавали шлемы для пожарных. «В то время пожарные шлемы – отлитые из металла, с красивой геральдикой – делали кузнецы, – объясняет Патока. – И например, в Австрии они сохранились, можно арендовать, но транспортировка и налоги – это сумасшедшие деньги. Потому мы находили мастеров, которые занимаются реконструкциями, рыцарскими доспехами, и они для нас отливали шлемы, делая специальную формовку под геральдику. Потом это все с помощью шпилей привинчивалось к одежде – в общем, серьезные вещи, не из папье-маше».
«Стационарно» же с Лесей работали порядка 10 закройщиков и портных, а также ее команда из шести человек (помощники, ассистенты, костюмер). «Это просто фантастика! Такой объем должны делать в три раза больше портных, но мне очень повезло», – говорит художница. Кроме того, во время работы над костюмами для фильма к Патоке пришли студенты из КНУТД. «Они проходили практику два месяца и, конечно, были в шоке от количества задач и бессонных ночей, – смеется Леся. – Но это была лучшая практика, какую можно придумать».
Впрочем, работы «под заказ» украинским умельцам хватило и без перстня. Обувные мастера изготавливали для «Відданої» мужские ботинки на пуговицах и обувь для Стефы и Адели (в том числе туфельки из парчи и шелка с бархатными лентами).