Bіддана
СПЕЦПРОЕКТ
Костюмы, украшения, декорации – главные составляющие визуальной магии фильма «Віддана»
«Віддана»
первая громкая украинская премьера 2020 года – это картина, во многом для нашей страны уникальная.
Во-первых, это – экранизация. Но не экранизация проверенной веками классики, знакомой (и благополучно забытой) со школьной скамьи, а современного бестселлера, романа Софии Андрухович «Феликс Австрия». Во-вторых, экранизация с довольно внушительным бюджетом: по данным Википедии, проект производства киностудии FILM.UA обошелся в 60 млн грн (из них 25 млн были выделены государством в рамках поддержки фильмов патриотического направления). Да, эта сумма почти вполовину меньше бюджета другой громкой экранизации – прошлогоднего «Захара Беркута», но ведь здесь и нет, к примеру, масштабных батальных сцен: наоборот, очень камерная, тихая, интимная история, где основные страсти кипят не снаружи, а внутри. Где две девушки – Стефа и Аделя, служанка и госпожа, выросшие как сестры, – годами не могут разобраться в своих отношениях и судьбах, которые «як два дерева, які сплелись стовбурами».
И отсюда вытекает «в-третьих». Показать внутреннее на экране. Перенести в зону видимого переживания и фантазии рассказчицы Стефы, на страницах романа превращающие Станиславов (ныне Ивано-Франковск) в некое подобие городка Макондо из «Ста лет одиночества», где так же бесконечно идет дождь, где предметы оживают, а люди увязают во времени – в постоянно повторяющихся ситуациях, состояниях и чувствах, словно мухи в янтаре, – это, согласитесь, та еще задача. Задача, с которой отлично справилась команда проекта: режиссер Кристина Сиволап, для которой «Віддана» стала полнометражным дебютом, продюсер Надежда Зайончковская, сценаристы Алина Семерякова и София Андрухович, оператор Алексей Ламах, художник по гриму Мария Коломиец, художник-постановщик Александр Батенев и художник по костюмам, также сформировавшая общее стилистическое видение картины, Леся Патока.

Они и многие другие, включая, конечно, исполнителей главных ролей – Марианну Янушевич (Стефания Чорненько), Алесю Романову (Адель Сколык), Романа Луцкого (Петро Сколык) – работали над тем, чтобы сделать историю максимально красивой. Ведь без этого – детально проработанной визуальной составляющей – ее магия просто не сработала бы.
В материале «Маньяк деталей» мы вместе с Лесей Патокой досконально разобрали, как создавалась общая концепция стилистики фильма и непосредственно наряды для него: а это, между прочим, 300 образов и около 1000 костюмов, включая второстепенных героев и массовку. Для одной лишь сцены в театре изготовили 120 оригинальных дамских шляпок и 100 мужских цилиндров!
В разделе «Оживший модерн» узнали у Александра Батенева, как создавали атмосферу города, находившегося на границе не только столетий и эпох, но и культур. Для этого в селе Нежиловичи под Киевом на территории в четыре гектара воссоздали десятки домов, магазинов, городских учреждений, центральную площадь, школьный двор, еврейский квартал и даже рынок с торговыми лотками – словом, все то, из чего состоял Станиславов в конце XIX – начале ХХ века.
А в материале «Штрихи к портретам» вместе с Зариной Нетовкиной, амбассадором бренда ZARINA, вспомнили, как создавались фантастические украшения для проекта – важные детали, ведь без них эту историю было не рассказать. А также обсудили уникальный для нашей страны опыт партнерства фильма и ювелирного бренда, в рамках которого выпущена специальная коллекция «Віддана», и ее, к слову, практически раскупили уже через две недели после поступления в продажу.
Именно ей – визуальной магии «Відданої» – и посвящен спецпроект MBR.
Bіддана
Текст: Анастасия Рахманина, Анна Беликова, Анна Давыдова
Дизайн: Алексей Панов
Бильд-редактор: Андрей Полищук
Фотоматериалы: пресс-служба FILM.UA; Zarina; MBR
Литературные редакторы: Марина Дерская, Дарья Дерская
Редактор спецпроекта: Анна Давыдова