Bіддана
Как создавались украшения для «Відданої» в рамках первой в истории коллаборации украинского фильма и ювелирного бренда
ТЕКСТ: Анна Давыдова
Штрихи
к портретам
«Фразу «У меня слишком много украшений» вы никогда в жизни не услышите ни от одной девушки», – со смехом говорит Зарина Нетовкина, амбассадор украинского ювелирного бренда ZARINA, принимавшая непосредственное участие в разработке капсульной коллекции «Віддана». Мы встретились в самом большом столичном бутике ZARINA на бульваре Тараса Шевченко: вокруг нас в двухэтажном помещении в самом сердце Киева разместилось более 5 тыс. ювелирных украшений на любой вкус и кошелек. И на самом видном месте – непосредственно рядом со входом – расположена витрина со стильными жемчужными серьгами, браслетами, колье: одновременно и винтажными, и очень актуальными. На то, как называется эта коллекция и что именно вдохновило ее создателей, прозрачно намекает стоящий рядом на подставке постер «Відданої», а если намека мало, на помощь всегда готовы прийти консультанты бутика.
Амбассадор бренда Зарина Нетовкина и сама прониклась магией коллекции «Віддана»: свой образ она дополнила серьгами «Вільна» с барочным жемчугом
Всего в коллекции «Віддана» 16 позиций, но во время нашей встречи с Зариной – за несколько дней до Нового года – далеко не все они были представлены на витрине. «Просто все раскупили – и здесь, и даже в онлайн-магазине, – объясняет Нетовкина. – Коллекция разлетелась за две недели с момента поступления в продажу, сейчас мы ее допроизводим. И ведь мы не делали никаких мероприятий, не проводили кампанию в прессе – лишь анонсировали выход коллекции на своей странице в Instagram и на странице «Відданої». Но каждая женщина, которая заходит в наш бутик и видит эти украшения, – она влюбляется: просто потому, что очень красиво».
Эта капсульная коллекция – первый в истории украинского кино пример коллаборации фильма и ювелирного бренда. Она стала логичным продолжением партнерства студии FILM.UA и компании ZARINA, начавшегося более года назад с производства украшений, необходимых для съемок «Відданої».
Фильм: когда в фокусе – детали
И в романе Софии Андрухович «Феликс Австрия», и в его экранизации, картине «Віддана», разнообразные предметы играют очень важную роль – можно даже сказать, наравне с героями-людьми. «Те, у чому ми живемо, – будівлі, одяг, меблі, посуд – може не тільки служити нашим потребам. Водночас вони не конче мусять бути такі дорогі і прекрасні, що перед ними малієш і скручуєшся, як опалий лист. Усі ці предмети здатні бути продовженням думок і почуттів, розмовою, запитанням, твоєю власною відповіддю», – пишет София Андрухович. В ее романе предметы – и прежде всего украшения – дополняют портреты героев и обыгрывают сложности и тонкости их взаимоотношений.

Так, золотые часы на цепочке, принадлежавшие доктору Ангеру, которого рассказчица истории Стефа воспринимает как своего приемного отца, – это символ беззаветной любви и словно бы остановившегося времени. Времени, где увязли неразрывно связанные друг с другом Стефа и Аделя, дочь доктора Ангера. Времени, где застыл ныне Ивано-Франковск, а тогда Станиславов, тонущий в бесконечном дожде, будто маркесовский Макондо.
Таким получился воплощенный в реальность гребень из книги
Другой важный предмет – изящный гребень с двумя цикадами на одной вишневой ветке. В нем опять-таки прослеживается двойственный мотив Стефы и Адели. А еще он символизирует статусность в их отношениях. Этим гребнем служанка Стефа с восторгом и трепетом украшает волосы своей хозяйки Адели: «Я вилась навколо неї ластівкою. Накрутила разки перлів на її білосніжну шию, вклала коси вигадливим вихором, увіткнула у них тризубий гребінець із хрому і тонкого кольорового скла: цикаду на гілці з вишневим цвітом. Що ще зробити з моєю кралечкою, щоб вона засліпила всім очі, щоб усі побачили, щоб зрозуміли, яка вона в мене є». Этот же гребень Аделя милостиво дает поносить самой Стефе, а затем безжалостно отбирает (в фильме этот эпизод отсутствует).

В экранизации романа эти и другие аксессуары также постоянно оказываются в фокусе, помогая визуализировать историю и акцентировать ее важные моменты и смыслы. Их роль в фильме «Віддана» очень важна, и к вопросу производства команда проекта подошла с большой ответственностью, выбрав для этого лучшего партнера.

«Нам позвонила Юлия [Пилипенко, руководитель направления спонсорских проектов FILM.UA ] и пригласила в «украинский Голливуд» на Троещине, где сделала презентацию всех проектов киностудии, – вспоминает Зарина о начале сотрудничества. – Я просто не могла не влюбиться во все, что они делают, – притом что довольно скептически относилась к украинскому кино, потому как попадала на некоторые, скажем, не очень хорошие работы. Но когда увидела такой уровень, меня это очень вдохновило!»
Сотрудничество двух компаний началось с того, что нужно было произвести пять украшений для «Відданої», необходимых по сценарию. Мастера бренда создали три гребня для волос – тот самый гребень с цикадами, еще один с ласточками и один с веткой калины – также два открывающихся кулона и еще инкрустировали аксессуар иллюзиониста шевалье Торна – массивный мужской перстень – гипнотизирующим зеленым камнем. Помимо того, на съемках использовались другие украшения ZARINA – не специально созданные для фильма, а взятые из уже готовых линеек, в основном из коллекции PERLA.

Все предметы создавались мастерами ZARINA вручную по эскизам Леси Патоки. Изначально разрабатывались 3D-модели украшений.
Превращение виртуальных 3D-моделей в реальные предметы – магия XXI века
Превращение виртуальных 3D-моделей в реальные предметы – магия XXI века
По 3D-моделям создавалась форма, которая сначала с помощью специальной машины выливалась из воска, а затем заменялась металлом. Создание такой формы занимает минимум два-три дня, дальше – начинается ручная работа по декору предметов: очень скрупулезная и кропотливая. Так, над одними лишь гребнями пятеро мастеров работали целый месяц. «Тоненькие прожилки на крылышках цикад – это и есть те детали, которые и создают красоту», – подчеркивает Зарина.
На создание этой красоты ушел месяц кропотливого труда пяти мастеров

Для изготовления украшений для «Відданої» использовалась смесь лигатур – серебра и некоторых других металлов. В гребне с цикадами есть натуральный жемчуг, в гребне с ласточками – фианиты, которые имитируют фиалковые сапфиры. Все они – с почернением, чтобы добиться винтажного эффекта. Для этого сверху наносился черный родий – металл, который дороже золота. Он используется для разных целей: иногда для того, чтобы украшения сияли, а порой, наоборот, чтобы их «состарить».

Не обошлось и без курьезов. «Наши медальоны с открывающимися крышечками получились изначально очень глянцевыми, слишком отполированными, – вспоминает Зарина. – Я привожу их в съемочный павильон, а мне говорят: «Это нельзя так оставлять, потому что в них будет отражаться камера – как в зеркале». И нам пришлось использовать подручные средства. На площадке мы нашли какой-то серебряный маркер и с его помощью начали матировать медальоны».
Коллекция «Віддана»: красота вне времени
«Когда после создания украшений для съемок мы начали работать над коллекцией, то в первую очередь хотели передать в ней дух этой истории. Старались все «переплести» между собой, чтобы была не просто красивая коллекция, а чувствовался единый концепт с фильмом и книгой», – рассказывает амбассадор бренда ZARINA.

Разработка концепции заняла около трех месяцев. «Изначально мы думали использовать просто серебро – с камнями и без, также была идея использовать велюровые ткани, – вспоминает Зарина. – Но когда придумали и утвердили концепцию – барочный жемчуг, – нашей задачей стало подчеркивание его уникальной красоты».

Барочный жемчуг – один из главных ювелирных трендов последних лет, и при этом он очень хорошо перекликается с эстетикой конца ХІХ – начала ХХ века, когда происходят события «Відданої».

«Драгоценности – они вне времени, – говорит Зарина. – Как жемчуг был актуален тогда, век назад, как он вернулся в моду сейчас – и также он будет актуален и через 20, 50, 100 лет. Потому что в мире масс-маркета, где все очень быстро приходит в моду, а уже на следующий день становится моветоном, драгоценности – это то, что вечно. Как говорила Коко Шанель, «жемчуг всегда прав». И если маленькое черное платье – важнейшая часть «обычного» гардероба, то жемчуг – такая же универсальная база гардероба ювелирного».

В коллекцию «Віддана» вошли серьги, кольца, браслеты, колье, чокеры, дизайн которых перекликается с характерами главных героинь, подчеркивает важные для истории темы.

Так, к примеру, колье с названием «Калейдоскоп кохання» символизирует головокружительные взаимоотношения персонажей, а также в прямом смысле отражает тему калейдоскопов и цветных витражей, присутствующих и в книге, и в картине. Чокер «Вільна» обыгрывает тему взаимоотношений служанки и госпожи. А жемчужное колье «Софія» отдает дань уважения автору романа Софии Андрухович.
Так и хочется сказать, что колье «Софія» – настоящая жемчужина этой жемчужной коллекции
И конечно, здесь отражены образы главных героинь. «Барочная жемчужина несет в себе очень много смыслов, – рассказывает Зарина. – Есть идеальные круглые жемчужины: у нас они олицетворяют Аделю – аристократичную, утонченную. В кольцах и серьгах «Аделя» такие жемчужины дополнены багетными фианитами. К слову, багетная огранка – прямоугольная – считается очень «балованной», потому что требует самых качественных камней, иначе малейший изъян будет заметен. А вот в серьгах «Стефа» барочная жемчужина, наоборот, максимально «дикая», неправильных форм. Но именно в этом заключена ее ценность. Она прекрасна такая, как есть: неотшлифованная, настоящая».
КОЛЬЦО «АДЕЛЯ»
СЕРЕЖКИ «АДЕЛЯ»
Вот так дизайнеры ZARINA отразили в украшениях утонченную натуру Адели…
СЕРЕЖКИ «СТЕФА»
… а вот так – горячий и необузданный
нрав Стеф
По словам Зарины, вся коллекция расходится очень хорошо, а самые топовые позиции – изящный чокер «Вільна» и серьги «Вільна», в которых природная красота барочной жемчужины подчеркивается серебряным сатиновым медальоном, матированным с помощью пескоструйной техники. «Люди просто сошли с ума по жемчугу – и мы с «Відданою» очень успешно влились в эту мировую историю», – с улыбкой говорит амбассадор бренда. Чтобы сохранить общую канву всего проекта «Віддана», концепция и дизайн коллекции согласовывались с FILM.UA, а названия для украшений коллекции и их легенды придумывались вместе с креативной командой киностудии.
ЧОКЕР «ВІЛЬНА»
Чокер «Вільна» – один из главных хитов коллекции
Говоря о партнерстве двух компаний, Зарина акцентирует, что это – история win-win. «В каждом нашем бутике – баннер «Відданої», а FILM.UA на своих мероприятиях постоянно говорит о нас. Это очень позитивный опыт. Планируем ли мы еще сотрудничать с кино? Я думаю, да. Но в любом случае мы сейчас дружим и сотрудничаем только с «Відданою», весь фокус на этом проекте», – говорит она.

Амбассадор бренда подчеркивает, что для подобной успешной коллаборации очень важно совпадение ценностей партнеров: «В понимании нашего бренда главная ценность – в самой девушке: ее характере, настроении, в ее возможности меняться. Наш девиз – «Цінність – це ти». Мы не говорим о том, что тебе нужны украшения, чтобы быть красивой, – тебе нужно просто любить и поощрять себя. И «Віддана» – она тоже об этом».

Но кто же все-таки раскупил коллекцию «Віддана» чуть ли не за месяц до премьеры фильма? Постоянные клиентки ZARINA – ценительницы барочного жемчуга? Горячие поклонницы романа?

«У нашего бренда, конечно, есть своя очень лояльная аудитория, но мне кажется, что целевая «Відданої» – абсолютно все женщины Украины так отвечает на этот вопрос Зарина. – Почему? Во-первых, естественно, «Феликс Австрия» – бестселлер. А когда 16 января состоится премьера фильма по этой книге, то все вообще сойдут с ума. Но здесь есть еще много факторов, создающих нужную атмосферу: жемчуг, женская сила, красивая эпоха и красивая история. Когда девушка приходит в наш бутик, мы сначала просто показываем ей коллекцию – и она сразу же в нее влюбляется. А потом еще и рассказываем предысторию, и она говорит: «Да! Заверните мне все!» Это – настоящая синергия: и Софии Андрухович, и киностудии FILM.UA, и нас».
Bіддана
Текст: Анастасия Рахманина, Анна Беликова, Анна Давыдова
Дизайн: Алексей Панов
Бильд-редактор: Андрей Полищук
Фотоматериалы: пресс-служба FILM.UA; Zarina; MBR
Литературные редакторы: Марина Дерская, Дарья Дерская
Редактор спецпроекта: Анна Давыдова