Bіддана
Как мир романа «Феликс Австрия» стал реальностью фильма «Віддана»

ТЕКСТ: Анна Беликова
Оживший модерн
Каждый раз, погружаясь в ту или иную книжную историю, мы рисуем ее мир в собственном воображении. А детализация зависит только от красноречия автора и от того, насколько хорошо его воспримет читатель – благодаря мастерству Джона Толкина мир Средиземья ожил задолго до экранизации «Властелина колец» Питера Джексона, да и вселенная «Песни льда и пламени» поселилась в умах поклонников до того, как за нее взялись Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс.

Говоря об удачных экранизациях литературных произведений, зрители в первую очередь вспоминают заслуги режиссеров и сценаристов, однако за перенос книжных вселенных на большие и малые экраны в ответе не только они. Львиную долю работы в этой области выполняют профессионалы художественного департамента, которые обычно остаются в тени. И между прочим, совершенно зря – именно от художника-постановщика зависит то, каким в итоге получится «оживший» мир и будет ли он перекликаться с тем, что нарисовалось в воображении читателя.

Перед создателями картины «Віддана» также стояла подобная задача. В книжном первоисточнике «Феликс Австрия» София Андрухович сумела воссоздать атмосферу Ивано-Франковска – который тогда, на рубеже ХІХ и ХХ веков, назывался Станиславов и входил в состав Австро-Венгерской империи, – слегка приправив ее мистикой и утонченным эротизмом. Оживить этот мир предстояло художнику-постановщику проекта Александру Батеневу и его команде.
Знакомьтесь, это Александр.
Он создает миры
«Мне всегда была интересна эпоха, в которой происходит действие фильма. Кроме того, в нем было где себя проявить, что на нашем рынке случается нечасто. Пожалуй, это первый такой проект, что меня и прельстило: здесь можно было развернуться, показать всю палитру того времени, его атмосферу», – объясняет Александр мотивы, побудившие его погрузиться в работу. Что же касается первостепенных вводных, озвученных художественному департаменту, то они оказались предельно просты в формулировке: нужно сделать лучше всех. «Поэтому, наверное, меня и пригласили», – улыбаясь, говорит Батенев.

На деле же работы у Александра и его команды было очень много. Прежде всего департаменту нужно было в реальном мире проделать то же, что Андрухович сделала в романе, – воссоздать атмосферу города, находившегося на границе не только столетий и эпох, но и культур, а затем поместить туда героев, чтобы те выглядели органично. По словам художника-постановщика, это и стало для него настоящим вызовом, ведь работать пришлось с историческими материалами и архивами, а также с куда более тонкими материями, которые трудно передать словами. «Атмосфера картины должна была одновременно отражать эпоху и иметь соответствующий настрой – полумистический, с элементами эротики и женственности», – описывает Батенев вверенный ему фронт работ.

В то же время и автор романа, и режиссер, и продюсеры осознавали: Александр – опытный в своей отрасли специалист, а потому в процессы, царившие в художественном департаменте, практически не вмешивались. «К счастью, нам довольно быстро удалось найти общий язык и с Софией [Андрухович], и с Кристиной [Сиволап]. Они поняли, что мне можно довериться и не мешать – тогда все будет хорошо», – с улыбкой вспоминает Батенев, добавляя, что вместе им удалось отыскать формулу взаимодействия, которая устраивала всех: режиссер прислушивалась к художнику-постановщику, он отвечал ей взаимностью, и в итоге каждый делал свою работу, выкладываясь на все сто. К тому же важнейшие («судьбоносные» – так называет их Александр) решения были приняты еще во время первых читок сценария, поэтому в дальнейшем команде нужно было лишь время от времени «сверять часы».

Добиться такой синергии авторам удалось благодаря изначальному отсутствию споров относительно общей философии фильма и ее визуального воплощения. «Мне хотелось воспроизвести своего рода мистический любовный аквариум. То есть создать очень живописную среду, в которой живут красивые существа. Но все это сопровождается недомолвками, находясь как бы в легкой дымке, в тумане… Какие-то вещи демонстрируются не явно, а полунамеками, чтобы сохранялся мистицизм. Есть место для неоднозначных оценок и таких же отношений между героями», – говорит Батенев, выражая надежду, что зрители это прочувствуют и оценят. Разумеется, авторы не забыли и о том, что картина со всей своей мистичностью и утонченностью должна быть еще и красивой: «Мы старались сделать так, чтобы происходящее на экране радовало глаз, пробуждало интерес не только к эпохе, но и к красоте в художественном смысле слова. На выходе нам хотелось получить весеннюю историю, однако не радужную и приторную, а глубокую и утонченную».
Перед создателями декораций стояла сложная, но интересная задача – перенести на экран мистическую атмосферу романа
Ввиду большого опыта работы никаких особых референсов Александру не потребовалось, хотя без ориентиров все же не обошлось. По словам художника-постановщика, во время создания декораций к фильму «Віддана» он вдохновлялся работами художников Альфонса Мухи и Обри Бердсли. «В целом с художественной точки зрения мы работали в стиле модерн, ведь сама история им пронизана. Так что изобретать велосипед не пришлось – только адаптировать», – со смехом отмечает Батенев.
Вот так художник увидел рыночную площадь с колоритной торговкой рыбой на первом плане – и практически такой же мы видим эту сцену в фильме
Для всех, кто имеет хотя бы косвенное отношение к кинопроизводству, не секрет, что полет фантазии в отрасли не ограничен ничем, кроме бюджетов. В случае с «Відданой» это правило тоже работало. «На воплощение всех идей денег всегда не хватает, потому время от времени приходилось выкручиваться с помощью таланта», – объясняет Александр, приводя в пример оживающие портреты, фигурировавшие и в романе, и в сценарии. «Одновременно сложная и интересная задача. Для их создания можно было задействовать CGI, и такой вариант обсуждался, но это было бы очень затратно и проблемно. Поэтому мы решили идти более традиционным путем – вручную расписывали актеров и их костюмы, имитируя мазки красок и фактуру живописи, а затем снимали их «вживую». В общем, рискнули, и оказалось, что риск – благородное дело».
А вот и те самые картины, которые оживают в фильме
Те, кто читал «Феликс Австрия», в курсе, что один из главных героев романа зарабатывал на жизнь изготовлением надгробных скульптур. Разумеется, обойти этот момент в фильме не могли, и Батеневу с командой довелось попотеть над созданием соответствующего реквизита. «Это был весьма мучительный процесс, ведь всем его участникам приходилось выкладываться на полную, – рассказывает Александр. – Мы ездили по старым кладбищам, в частности заезжали на Лычаковское во Львове, искали подходящие скульптуры и фотографировали их. Потом эти материалы передавали скульпторам, которые под моим чутким руководством создавали декорации для фильма». Надо ли говорить, что такой тщательный и требующий внимания к деталям процесс стал одним из самых трудоемких для художественного департамента? Впрочем, по словам Александра, антураж для остальных героев создавался с неменьшей отдачей и желанием сделать их образы как можно более яркими.
Скульптуры получились очень правдоподобными, не находите?
К слову, об антураже. Отдельного упоминания стоит то, что и в книге, и, соответственно, в сценарии огромное внимание уделено описанию еды. Чтобы как можно лучше и вкуснее показать блюда на экране, к работе над картиной привлекали не только фуд-стилистов, но и людей, искавших настоящие старинные рецепты, а также проверявших их на историческую достоверность. «Мы стремились, чтобы еда в кадре радовала глаз, однако этим дело не ограничилось. Специальные люди следили, чтобы все было правильно – подача блюд и их декор должны были соответствовать реальности и в то же время быть частью общей атмосферы фильма», – объясняет Батенев.

Все вышеперечисленное хоть и вызывает уважение к труду профессионалов, но не внушает того трепета, который появляется во время знакомства с главной декорацией картины. Только представьте – около сотни строителей в течение месяца были заняты возведением настоящего города. На участке в четыре гектара под Киевом (в селе Нежиловичи) они воссоздали десятки домов, магазинов, городских учреждений, центральную площадь, школьный двор, еврейский квартал и даже рынок с торговыми лотками – словом, все то, из чего состоял город Станиславов в начале ХХ века.

«Это довольно редкая и нетипичная история для украинского рынка – создание декорации такого масштаба, хотя потуги, конечно, случаются», – рассказывает о работе в Нежиловичах Батенев. «Однако все всегда упирается в бюджеты: на любой стройке денег вечно не хватает. Нам же, художникам, хочется сделать условный Лувр, а у продюсеров другое видение», – в шутку жалуется художник-постановщик.

И хотя в «Відданій» Александру было где развернуться, без определенных хитростей ради максимального результата не обошлось. Например, очень кстати пришлись декорации проекта, снимавшегося на локации ранее, – их, по словам Батенева, проапгрейдили и грамотно вписали в конструкцию города.

Кстати, рады сообщить: если вы боитесь анахронизмов в кино, это не о данном фильме. Во время разработки декораций художники изучали исторические документы и зарывались в архивы, чтобы избежать несоответствий. «Главной целью для нас было сделать город еще одним полноценным героем картины», – говорит Александр.
Современный Ивано-Франковск – с его машинами, наружной рекламой и пр. – уже совсем не подходит на роль Станиславова вековой давности, но магия кино способна устроить путешествие во времени
Недоумеваете, зачем было строить существующий в реальности город вместо того, чтобы поехать снимать туда? У создателей на это были как минимум три веские причины. Во-первых, драматургия фильма предполагает определенное расположение объектов и камерность, которой в настоящем городе добиться невозможно. Во-вторых, современный Ивано-Франковск очень отличается от Станиславова столетней давности – по словам Батенева, он, как и другие города Украины, в плане исторического архитектурного наследия буквально выхолощен, не говоря уже о повсеместной рекламе. Ну и, в-третьих, сюжет «Феликс Австрия» предполагает большой пожар, который нужно было отразить в «Відданій». «Мы готовились вместе с пиротехниками, пропитывали декорации специальными жидкостями, учитывали вероятность всевозможных форс-мажоров. Снимать подобные сцены – всегда риск, поэтому подготовка была тщательной и основательной», – вспоминает о процессе Александр.

Не менее впечатляюще выглядят и интерьерные декорации картины: в одном из павильонов студии FILM.UA команда Батенева воссоздала целый особняк – с мебелью, окнами, портьерами и потолками из настоящего стекла.
Так выглядела еще незаконченная декорация особняка
А такой вы увидите ее в фильме
Стеклянные потолки, как и обещал Батенев, в наличии
Александр признается, что именно в павильоне можно добиться максимальной точности и уделить больше внимания деталям, тогда как на натуре это получается не всегда. «Мы соблюдали исторические нюансы, но с оговорками и в привязке к нашей вселенной. Ведь, честно говоря, если соблюдать их на 100%, то это никому, кроме узких специалистов, не будет интересно. Потому всегда нужно немного адаптировать такие моменты, художественно переосмысливать их. Мы с самого начала приняли решение вольно трактовать те или иные вещи, не выходя притом за рамки – у нас не было цели эпатировать публику. Но общая стилистика эпохи, разумеется, нами сохранена: мы только сделали ее более яркой, насыщенной и приятной глазу зрителя», – описывает Батенев тонкости этого этапа.

Кстати, «Віддана» – не первый исторический проект в фильмографии Александра. Буквально в прошлом году он занимался оформлением сериала «Крепостная». И несмотря на кажущееся сходство, отличий у них много. «Прежде всего разная специфика: «Віддана» – полнометражный фильм, а «Крепостная» – телевизионный продукт. Сложно было и там и там, но в то же время работать над обеими картинами было интересно. «Тончить» больше пришлось на «Відданій», поскольку того требовал жанр, а в «Крепостной» использовались более широкие мазки. Это не значит, что было меньше работы, просто телевидение требует несколько иного подхода», – объясняет специалист.

Глядя на размах проделанной работы, легко поверить, что в ней участвовало множество людей – это и уже упомянутая сотня строителей, и более специализированные команды бутафоров и декораторов, и сам Батенев с четырьмя ассистентами, доводившими детали до идеала. Результаты их многонедельного труда можно будет оценить в кинотеатрах уже с 16 января, так что спешите обзавестись билетами. А напоследок любопытный факт: Александру, чтобы создать оформление «Відданої», понадобилось два раза прочесть роман и один раз – сценарий. Поэтому за эффект полного погружения в мир, придуманный Софией Андрухович, можете не переживать: он практически гарантирован даже самым ярым поклонникам ее таланта.
Bіддана
Текст: Анастасия Рахманина, Анна Беликова, Анна Давыдова
Дизайн: Алексей Панов
Бильд-редактор: Андрей Полищук
Фотоматериалы: пресс-служба FILM.UA; Zarina; MBR
Литературные редакторы: Марина Дерская, Дарья Дерская
Редактор спецпроекта: Анна Давыдова