«Мне всегда была интересна эпоха, в которой происходит действие фильма. Кроме того, в нем было где себя проявить, что на нашем рынке случается нечасто. Пожалуй, это первый такой проект, что меня и прельстило: здесь можно было развернуться, показать всю палитру того времени, его атмосферу», – объясняет Александр мотивы, побудившие его погрузиться в работу. Что же касается первостепенных вводных, озвученных художественному департаменту, то они оказались предельно просты в формулировке: нужно сделать лучше всех. «Поэтому, наверное, меня и пригласили», – улыбаясь, говорит Батенев.
На деле же работы у Александра и его команды было очень много. Прежде всего департаменту нужно было в реальном мире проделать то же, что Андрухович сделала в романе, – воссоздать атмосферу города, находившегося на границе не только столетий и эпох, но и культур, а затем поместить туда героев, чтобы те выглядели органично. По словам художника-постановщика, это и стало для него настоящим вызовом, ведь работать пришлось с историческими материалами и архивами, а также с куда более тонкими материями, которые трудно передать словами. «Атмосфера картины должна была одновременно отражать эпоху и иметь соответствующий настрой – полумистический, с элементами эротики и женственности», – описывает Батенев вверенный ему фронт работ.
В то же время и автор романа, и режиссер, и продюсеры осознавали: Александр – опытный в своей отрасли специалист, а потому в процессы, царившие в художественном департаменте, практически не вмешивались. «К счастью, нам довольно быстро удалось найти общий язык и с Софией [Андрухович], и с Кристиной [Сиволап]. Они поняли, что мне можно довериться и не мешать – тогда все будет хорошо», – с улыбкой вспоминает Батенев, добавляя, что вместе им удалось отыскать формулу взаимодействия, которая устраивала всех: режиссер прислушивалась к художнику-постановщику, он отвечал ей взаимностью, и в итоге каждый делал свою работу, выкладываясь на все сто. К тому же важнейшие («судьбоносные» – так называет их Александр) решения были приняты еще во время первых читок сценария, поэтому в дальнейшем команде нужно было лишь время от времени «сверять часы».
Добиться такой синергии авторам удалось благодаря изначальному отсутствию споров относительно общей философии фильма и ее визуального воплощения. «Мне хотелось воспроизвести своего рода мистический любовный аквариум. То есть создать очень живописную среду, в которой живут красивые существа. Но все это сопровождается недомолвками, находясь как бы в легкой дымке, в тумане… Какие-то вещи демонстрируются не явно, а полунамеками, чтобы сохранялся мистицизм. Есть место для неоднозначных оценок и таких же отношений между героями», – говорит Батенев, выражая надежду, что зрители это прочувствуют и оценят. Разумеется, авторы не забыли и о том, что картина со всей своей мистичностью и утонченностью должна быть еще и красивой: «Мы старались сделать так, чтобы происходящее на экране радовало глаз, пробуждало интерес не только к эпохе, но и к красоте в художественном смысле слова. На выходе нам хотелось получить весеннюю историю, однако не радужную и приторную, а глубокую и утонченную».