МЕНЮ
«Великий хроникер Голливуда», открывавший звезд с другой стороны
Аллан Грант
«Щёлк! Человек, который давал жизнь звездам» – так называлась статья британской Independent об Аллане Гранте. В оригинале звучит как Click! The man who brought the stars to life и определенным образом обыгрывает название легендарного журнала LIFE, которому Грант около двадцати лет «приносил» свои снимки первых персон Голливуда и не только. А еще в этом названии таится грустная ирония, ведь инфоповодом для того, чтобы в конце 2010-х вспомнить о работе и жизни фотографа, прославившегося в середине ХХ века, стала, увы, его смерть. Аллан Грант ушел 1 февраля 2008 года в возрасте 88 лет. Но и сейчас, когда фотографа нет уже двенадцать лет, магия его снимков не стала слабее.
Аллан Грант рассказывает об искусстве фотографии в частной школе Hotchkiss Prep. School/Photo by Allan Grant/The LIFE Picture Collection via Getty Images
Грант родился 23 октября 1919 года в Нью-Йорке. С самого детства его тянуло вперед и вверх – мальчик мечтал стать авиаконструктором. Когда Аллану было десять, он поменялся с другом – модель аэроплана на карманную фотокамеру Kodak: благодаря этому детскому «бартеру» его жизнь пошла по другому пути.

Опробовав возможности своей новой игрушки, паренек всерьез увлекся фотографией. И, еще учась в школе, начал подрабатывать в одной из нью-йоркских фотолабораторий, где занимался печатью фотографий. Там он среди прочего печатал снимки таких мастеров, как Альфред Эйзенштадт (автор легендарной фотографии «День Победы над Японией на Таймс-сквер» – той, где матрос целует медсестру) и Роберт Капа (один из основоположников военной фотожурналистики). Грант брал с них пример и учился всему на практике. В 1945-м он стал фрилансером LIFE, а чуть более года спустя – после того как сделанное им фото попало на обложку одного из номеров – молодого фотографа взяли в штат. Аллан проработал в LIFE до конца 1960-х. Основной его специализацией стал интертейнмент: он освещал все – от бэкстейджей съемочных площадок до, конечно же, церемонии «Оскара».
Юная Софи Лорен смеется над шутками комедийного актера Боба Хоупа, одного из ведущих 30-й церемонии «Оскара» в 1958 году/Photo by Allan Grant/The LIFE Picture Collection via Getty Images
1961 год: Элизабет Тейлор на афтерпати церемонии со своим первым в жизни «Оскаром» за главную роль в фильме «Баттерфилд, 8»/Photo by Allan Grant/The LIFE Picture Collection via Getty Images


Эпоха, когда Аллан Грант стал «великим хроникером Голливуда» (по определению журнала Time), – это времена развития телевидения, сделавшего абсолютно недосягаемых ранее звезд чуть ближе к простым смертным. В 1950-1960-х телевизоры в США перестали быть предметом роскоши. Если в 1952 году чудом техники владели лишь 34% американцев, то к 1955-му показатель поднялся до 85%, и телевизор ежедневно начали смотреть более 70 млн человек. Наконец-то кинозвезд можно было увидеть не только в раз и навсегда заданных условиях кинофильма, но и вживую – на прямых эфирах телепрограмм. Однако поклонникам этого было мало – хотелось больше, ближе, подробнее. И тут-то на помощь приходили журналы, чьи фотографы – такие как Аллан Грант – бывали на съемочных площадках картин, в домах звезд и имели доступ к закулисью церемоний.
1962 год: Натали Вуд готовится к церемонии в гримерке Warner Bros. Увы, ей, трижды оскаровской номинантке, награда Киноакадемии так никогда и не досталась. А конкретно на той, 34-й церемонии Вуд обошла Софи Лорен с ролью в «Чочаре»/Photo by Allan Grant/The LIFE Picture Collection via Getty Images
Актриса Симона Синьоре прихорашивается к 32-й церемонии «Оскара» в своем номере в Beverly Hills Hotel, пока ее муж Ив Монтан играет в карты. Уже через несколько часов Симона получит заветную статуэтку за роль в фильме «Путь наверх»/Photo by Allan Grant/The LIFE Picture Collection via Getty Images
Две кинобогини – Одри Хепберн и Грейс Келли – готовятся в гримерке перед выходом на сцену 28-й церемонии «Оскара» в 1956 году, чтобы вручить награды за лучший фильм и лучшую мужскую роль соответственно/Photo by Allan Grant/The LIFE Picture Collection via Getty Images
Стиль съемки Гранта нельзя назвать панибратским – он всегда фотографировал звезд уважительно и несколько отстраненно. Но тем не менее на его снимках они получались удивительно живыми и открытыми, становясь ближе к обычным людям.
1962 год: Уоррен Битти грызет ногти на церемонии «Оскара»?! Ну с кем не бывает/Photo by Allan Grant/The LIFE Picture Collection via Getty Images
1960 год: получив свой «Оскар», Симона Синьоре не скрывает эмоций/Photo by Allan Grant/The LIFE Picture Collection via Getty Images
Впрочем, Аллана Гранта никак нельзя назвать только лишь интертейнмент-фотографом. В 1947-м он снимал первый и последний полет легендарного Говарда Хьюза на супертяжелом, супердорогом (и суперпровальном) самолете-амфибии Hercules – монументальной махине выше пятиэтажного здания, с размахом крыльев, превышающим футбольное поле. В 1950-х – документировал испытания атомной бомбы в Неваде. Также именно Аллан первым сфотографировал Марину Освальд – вдову Ли Харви Освальда, человека, застрелившего Джона Кеннеди. И он же сделал последнюю фотосессию Мэрилин Монро, которая появилась на страницах LIFE в номере от 3 августа 1962 года, а уже 5 августа актрисы не стало.
Среди исторических событий, попавших в объектив Аллана Гранта, было и открытие Диснейленда 17 июля 1955 года, а среди легендарных персон – и сам Уолт Дисней/Photo by Allan Grant/The LIFE Picture Collection via Getty Images
Грант ушел из LIFE в конце 1960-х, занявшись документальным кино. Когда в 1990-х годах его спросили, каким фотографом он себя считает, Грант ответил прямо и честно: «Я бы сказал, хорошим – для начала. Я долго был в LIFE. Я был очень разносторонним. Я сделал все».
МЕНЮ
Текст: Анна Давыдова
Дизайн: Алексей Панов
Бильд-редактор: Андрей Полищук
Фотоматериалы: Getty Images
Литературные редакторы: Марина Дерская, Дарья Дерская
Редактор спецпроекта: Анна Давыдова