Вариантов Мавки и их переделок было так много, что одна из художниц – Ольга Петренко, нарисовавшая горы эскизов, – в какой-то момент перегорела и ушла в творческий отпуск (но, когда вернулась, сразу нарисовала персонажей для другого мультфильма Animagrad,
«Роксоланы»
). Этот случай отлично иллюстрирует одну из технологических особенностей создания анимации. Когда снимается фильм, создатели отбирают актеров на кастинге и сразу видят, попадают ли в образ. А в случае с рисованными персонажами каждый рождается в муках, проходя тысячи микроскопических изменений. «Помню, нам присылали какие-то ресницы Мавки, отдельные части лица, – смеется Елисеева. – До этого я никогда не задумывалась, насколько несущественная деталь может изменить лицо: чуть-чуть меняешь крылья носа – и получаешь совершенно другого человека, приподнимаешь брови – и уже новое ощущение. У нас иногда так бывало: десять картинок, и мы с Ирой не понимаем, в чем разница. «В смысле, в чем разница?! – негодуют художники. – Тут брови не такие, тут крылья носа не такие, тут губы вверх, тут губы вниз, уже, шире...»
Ажиотаж, вызванный и в Украине, и на международном рынке первым тизером «Мавки», уверенности создателям не добавил. «Когда ожидания и ставки настолько высоки, когда понимаешь, что облажаться никак нельзя, это начинает давить, и ты в креативе каждую мелочь проверяешь по сто раз. А в какой-то момент просто начинаешь бить себя по рукам, потому что постоянно что-то менять уже невозможно», – признаются продюсеры. Только на поиски образа Мавки ушло больше года, а дальше начались терзания по поводу ее действий, магии, одежды – всего, что так или иначе связано с героиней. Например, должна ли Мавка петь? Мнения разделились: часть команды боролась за коммерческий потенциал (детям нравится, когда герои Disney поют), часть отстаивала историю (Мавка слышит сердцем, как поет Лукаш, на чем завязана одна из сюжетных линий). И в этом заключалась еще одна из сложностей производства: пройти по тонкой грани между тем, что точно сработает, и оригинальностью. «Можно мыслить коммерческими референсами, воспользоваться набором определенных ходов, сработавших в других мультфильмах, – рассуждает Ирина. – Но Мавка «выстрелила», так как уникальна и ни на что не похожа, поэтому мы должны ориентироваться на собственное видение, не поддаваться соблазну сравнивать с западными проектами. С другой стороны, оригинальность – это риск. Если мультфильм
«Викрадена принцеса»
создавался с четким расчетом не рисковать, а идти по паттернам, сработавшим в других проектах, то «Мавка» предполагает больше уникальности. И соответственно, больше терзаний». По словам продюсеров, в разработке оригинального образа не на что опереться – по сути, ты руководствуешься только субъективным мнением, нравится или не нравится. Правильного или неправильного здесь нет – сработать может все. А учитывая, что вариантов Мавки было множество, очень важно принимать решения в команде единомышленников, имеющих одинаковое видение персонажа, одинаковую насмотренность, вкус. «Возможно, иногда стоило бы принимать волевые единоличные решения с целью экономии времени и средств, но у нас в команде было много демократии».