Создание образа:
такая разная Мавка

Образ Мавки без преувеличения рождался в муках, чтобы сделать максимально качественную анимацию, которая понравится зрителям всех возрастов. Но после выхода тизер-трейлера многие задались вопросом: почему Мавка изменилась? На постере 2016 года она одна, в первом тизере – другая, а в новом видео – вообще третья… Если коротко, для ответа на вопрос нужно знать две вещи. Во-первых, тизер 2017 года, с которым сравнивают сегодняшнюю Мавку, был создан задолго до финализации образа – чтобы продемонстрировать международной B2B-аудитории, потенциальным партнерам и покупателям мультфильма, что студия Animagrad «умеет в анимацию» и с ней можно вести переговоры. Во-вторых, все это время Мавка не менялась, а искалась, и каждый из вариантов внешности персонажа, попавших в публичное поле, не был окончательным.
Карандашный эскиз-набросок Мавки
«Все это – work in progress, – объясняет продюсер Ирина Костюк. – Вариантов Мавки было столько, что вы видели даже не 1%. Она долго искалась, но из-за того, что процесс поиска освещался публично, складывается ощущение, что героиня менялась».

А началось все с огромного количества эскизов. Художники студии Animagrad придумали и нарисовали горы вариантов Мавки – без каких-либо визуальных референсов, опираясь исключительно на бриф с описанием героини и собственную фантазию. На этом этапе перед криейторами не ставилась задача придумать окончательный вариант – скорее попасть в образ, передать настроение, заложить основу для дальнейшей работы над героиней.
На первом из отобранных эскизов Мавка была полностью голубая и, по определению Ирины Костюк, эфемерная. «Классный вариант – героиня взрослая и вместе с тем круглолицая, аутентичная», – добавляет продюсер Анна Елисеева.
Самый первый эскиз Мавки. Автор - арт-директор мультфильма Крис Коскинин
В какой-то момент арт-директор Кристиан Коскинин предложил такой вариант ответа на запрос об уникальности – Мавку с сиреневой кожей.
продюсер Ирина Костюк
«Из всех первых эскизов мы выбрали этот – наиболее близкий по духу и ощущениям, передающий воздушность, – рассказывает Костюк. – Талия тут, конечно, намного шире, чем осталась в итоге». (Улыбается.) «Тут есть какая-то округлость, – соглашается Елисеева. – Она и сейчас нам нравится – наша Мавка, соответствующая истории».

Оттолкнувшись от этого образа, художники начали рисовать лицо для постера – так получилась знакомая всем девочка с синими волосами.
Впрочем, со временем от этого варианта пришлось отказаться: создатели посчитали, что такая Мавка слишком кукольная. «У нас получилась маленькая девочка, а по истории ей предстоит любовь, испытания – она бы просто не легла в сюжет. Это был бы мискаст для истории, которая задумывалась взрослой, – вспоминает Анна. – Начали искать. Какая она? Более дикая, более лесная. Сделали более дикой – получилась восточная, какая-то грузинская внешность. Давайте сделаем более славянской – но не слишком, чтобы не получилась девушка из села, должно быть что-то необычное… В общем, сложно было угадать, «якими ті зелені очі мають бути».
Вариантов Мавки и их переделок было так много, что одна из художниц – Ольга Петренко, нарисовавшая горы эскизов, – в какой-то момент перегорела и ушла в творческий отпуск (но, когда вернулась, сразу нарисовала персонажей для другого мультфильма Animagrad, «Роксоланы» ). Этот случай отлично иллюстрирует одну из технологических особенностей создания анимации. Когда снимается фильм, создатели отбирают актеров на кастинге и сразу видят, попадают ли в образ. А в случае с рисованными персонажами каждый рождается в муках, проходя тысячи микроскопических изменений. «Помню, нам присылали какие-то ресницы Мавки, отдельные части лица, – смеется Елисеева. – До этого я никогда не задумывалась, насколько несущественная деталь может изменить лицо: чуть-чуть меняешь крылья носа – и получаешь совершенно другого человека, приподнимаешь брови – и уже новое ощущение. У нас иногда так бывало: десять картинок, и мы с Ирой не понимаем, в чем разница. «В смысле, в чем разница?! – негодуют художники. – Тут брови не такие, тут крылья носа не такие, тут губы вверх, тут губы вниз, уже, шире...»

Ажиотаж, вызванный и в Украине, и на международном рынке первым тизером «Мавки», уверенности создателям не добавил. «Когда ожидания и ставки настолько высоки, когда понимаешь, что облажаться никак нельзя, это начинает давить, и ты в креативе каждую мелочь проверяешь по сто раз. А в какой-то момент просто начинаешь бить себя по рукам, потому что постоянно что-то менять уже невозможно», – признаются продюсеры. Только на поиски образа Мавки ушло больше года, а дальше начались терзания по поводу ее действий, магии, одежды – всего, что так или иначе связано с героиней. Например, должна ли Мавка петь? Мнения разделились: часть команды боролась за коммерческий потенциал (детям нравится, когда герои Disney поют), часть отстаивала историю (Мавка слышит сердцем, как поет Лукаш, на чем завязана одна из сюжетных линий). И в этом заключалась еще одна из сложностей производства: пройти по тонкой грани между тем, что точно сработает, и оригинальностью. «Можно мыслить коммерческими референсами, воспользоваться набором определенных ходов, сработавших в других мультфильмах, – рассуждает Ирина. – Но Мавка «выстрелила», так как уникальна и ни на что не похожа, поэтому мы должны ориентироваться на собственное видение, не поддаваться соблазну сравнивать с западными проектами. С другой стороны, оригинальность – это риск. Если мультфильм «Викрадена принцеса» создавался с четким расчетом не рисковать, а идти по паттернам, сработавшим в других проектах, то «Мавка» предполагает больше уникальности. И соответственно, больше терзаний». По словам продюсеров, в разработке оригинального образа не на что опереться – по сути, ты руководствуешься только субъективным мнением, нравится или не нравится. Правильного или неправильного здесь нет – сработать может все. А учитывая, что вариантов Мавки было множество, очень важно принимать решения в команде единомышленников, имеющих одинаковое видение персонажа, одинаковую насмотренность, вкус. «Возможно, иногда стоило бы принимать волевые единоличные решения с целью экономии времени и средств, но у нас в команде было много демократии».
«Только на поиски образа Мавки ушло больше года, а дальше начались терзания по поводу ее действий, магии, одежды – всего, что так или иначе связано с героиней»
Таким же концептуальным вопросом для создателей стал стиль поведения героини в целом: если те же диснеевские принцессы всегда активно действуют, то Мавка, на первый взгляд, ничего не делает. Одна из ее уникальных характеристик – внешность, а красота и эстетическое удовольствие от созерцания героини задумывались немаловажной составляющей сюжета. Но часть команды (в том числе именитый западный скрипт-доктор) требовала действий. «В подобных спорах мы стараемся отталкиваться от истории. Мавка поражается, впервые в жизни услышав музыку, – раньше она никогда такого не слышала. А если бы она запела песню, и потом появился Лукаш со своей музыкой – не было бы этого вау-эффекта! Всегда нужно отталкиваться от истории, от персонажа, – уверена Анна Елисеева. – Уникальность Мавки – в ее магии, доброте, нежности, лирическом характере. Она не может быть как Мерида или Рапунцель: распустить косу, взять кого-то в плен, стрелять из лука. С другой стороны, Мавка не может все время просто стоять и быть красивой. В отличие от игрового кино, позволяющего работать с крупными планами (как, например, в «Сумерках», где герои томно смотрят друг на друга), в анимации персонаж должен двигаться. И здесь нужно было найти форму, в которой Мавка останется собой, но вместе с тем будет что-то делать. Мне кажется, мы этого достигли».

Конечно, раскрыть все детали сюжета мультфильма мы не можем, но понять, что имеют в виду продюсеры, говоря о достижении компромисса, поможет сцена с зубрами из тизер-трейлера. В представленной зрителям версии Мавка бежит навстречу стаду, запрыгивает на зубра и несется на нем к пропасти, с помощью магии предотвращая на ходу трагедию. Другой вариант сцены предполагал, что стадо зубров несется навстречу героине, а она просто стоит и применяет свою магию, забирая страх у испуганных животных: бегущие зубры замедляются, как бы обтекая Мавку, и в итоге останавливаются.
MAVKA. THE FOREST SONG. Official Teaser Trailer
Animagrad studio (FILM.UA Group)
Впрочем, выбор в пользу экшена делался далеко не каждый раз, и впечатление о Мавке, ведущей себя как амазонка, может быть ошибочным – стоит все же увидеть мультфильм целиком.

Искать компромиссы приходилось не только между коммерческим и оригинальным: от большого количества задумок создатели были вынуждены отказаться из-за сложности и дороговизны их реализации инструментами анимации. Один из примеров прямой корреляции результата с бюджетом – платье Мавки. Как вы наверняка обратили внимание, в первом тизере оно длинное, а во втором – короткое. «Если делать платье длинным на протяжении всего хронометража, внизу оно должно постоянно с чем-то соприкасаться (с травой, землей), а симуляция этого – очень дорого и долго. Потому платье короче, чем изначально хотелось», – объясняет Ирина Костюк.
Платье Мавки из первого тизера разрабатывала Ольга Навроцкая, и этот принт используется в самом мультфильме. Но в целом работа художника по костюмам в анимации тоже сильно отличается от кино: Навроцкая создала базу, отталкиваясь от которой художники рисовали костюмы персонажей в соответствии с техническими требованиями производства. Кстати, изначально задуманное количество нарядов также пришлось сократить, потому что производство каждого – дорого и сложно.

«Почему в первом видео на голове Мавки есть венок, а во втором нет? – продолжает делиться подробностями Костюк. – В первом тизере, создававшемся для B2B-аудитории, все сложено «из кусочков» (обратите внимание – там только крупные планы), и эту модель сложно бы было анимировать в случае 90-минутного мультфильма. Поэтому у Мавки нет венка на протяжении всего хронометража: он должен симулиться с волосами и, как впоследствии оказалось, отбрасывает тень на лицо. На голове героини остались цветы, но и их нужно было к чему-то крепить: если посмотреть на 3D-модель, цветы растут прямо из головы (волосы же симулятся отдельно)».
«Украшения на голове Мавки – вообще яркий пример, – добавляет режиссер Олег Маламуж. – Там предполагались и листики, и цветочки – столько вариантов графики было! На картинке это выглядит очень красиво, но, как только начинает симулиться в 3D, цветочки «работают» с волосами, все начинает болтаться… А зритель ведь должен смотреть на лицо, а не на эту «корону». Так что мы следили еще и за тем, чтобы персонаж не был перегружен. На статичной картинке можно долго рассматривать детали, а когда персонаж «живет», двигается – это выглядит не очень. Поэтому, кстати, тяжело снимать кино с девушками в украинских народных костюмах: венки очень красивые, но в кадре они не работают».

Впрочем, в одной из финальных сцен зрители все же смогут увидеть аутфит Мавки таким, каким он задумывался изначально: с длинным платьем, большим количеством цветов и с полноценным венком. Но для этого, как шутит Ирина, пришлось «применить диктатуру».
Зная, что движения Мавки «срисовали» с примы-балерины Катерины Кухар, мы не могли не поинтересоваться, как это вообще происходит. По словам продюсера Егора Олесова, это обычная практика для анимации, чтобы правильно выстроить движения персонажа: «Мы с Катериной записывали видеореференс для Мавки. Это не motion capture , когда движения полностью синхронны – такой метод больше подходит для фильмов, а у нас все-таки ручная анимация, здесь своя специфика и много творческой работы. Такие видеореференсы делаются для всех антропоморфных персонажей, просто в случае остальных обошлось без громких имен. В них по большому счету нет необходимости – это рабочий процесс: бывает, что аниматор записывает сам себя, просто чтобы понять, как отрисовать то или иное движение, развести сцену».
Motion capture (захват движения)
Метод анимации персонажей путем оцифровки («копирования») движений/мимики человека или другого реального объекта с последующим их переносом на трехмерную модель. Применение технологии позволяет аниматору сразу получить правильный вес и тайминг персонажа. Реалистичные движения чаще всего не такие плавные и точные, как в мультфильме, и как раз эту «жизненность» бывает довольно сложно анимировать вручную.
продюсеры Ирина Костюк и Анна Елисеева
А вот что действительно усложняло процесс создания персонажа – так это действия, связанные с магическими способностями Мавки, многие из которых в анимации делаются впервые. «Когда Мавка слышит музыку Лукаша, у нее на лице загораются руны. Зажигание чего-то на лице – такого в принципе нет нигде, – рассказывают продюсеры. – Свет от рун отражается в глазах, и они начинают гореть там, где не нужно (не говоря уже о том, что симуляция этого зажигания может в принципе выглядеть как пятно). Если у Мавки руна на лбу – невозможно нормально анимировать лицо: персонаж не может шевелить лбом, потому что руна начнет двигаться. Или, например, левитация волос, когда Мавка применяет свои магические способности. Понятно, что симуляция волос – это всегда самое сложное, но чтобы они еще и левитировали – такого тоже никто не делал. Плюс концепция смены цвета: в начале, когда Мавка просыпается, у нее голубые волосы, а с наступлением весны становятся зелеными. Блеск в глазах, допустим, делали, но у нас должна быть радужка, которая особым образом отражает магию. Когда Мавка в гневе, меняется состояние погоды, а когда гладит животных – под рукой возникает магическая пыльца. Может, не суперсложные эффекты, но они не были оттестированы в анимации ранее. Да и сам лес, если сравнивать с «Храброй сердцем» (Brave) или «Эпик» (Epic) по уровню картинки, не плоский: растения шевелятся, бабочки летают. То есть это все – сложные задачи. Конечно, нас пытаются сравнивать с Disney, очень завышают ожидания, но нужно понимать, что «Мавка» – европейская анимация с украинским бюджетом. Когда мы показывали готовые 30 минут мультфильма партнерам – все удивляются, в том числе уровню бюджета: как такое можно сделать за такие деньги».
По прикидкам арт-директора, в целом, начиная с идеи, образ Мавки разрабатывался года три: «Сказать, что у нас был настолько ровный и последовательный процесс, в котором можно было бы точно высчитать сроки, нельзя – оценка очень приблизительная. Мавка – наш самый сложный персонаж, а ведь есть еще десятки других героев, декорации: все делается разными группами одновременно и в итоге складывается в один большой временной массив». Процесс развития и разработки персонажа длился вплоть до начала анимации Мавки, до первых эпизодов. И даже при подготовке тизер-трейлера дорабатывались некоторые нюансы, чтобы Мавка стала еще красивее. «Показывая героиню разным людям, мы не получали единогласного фидбэка, все реагировали по-разному, – вспоминает Олег Маламуж. – Поэтому дополнительно обсуждали, что менять, как, стоит ли вообще это делать. Было непросто, ведь в мнениях большого количества людей нужно найти нечто среднее. Насколько розовыми должны быть щечки? Сильно ли должно быть видно татуировки? А волосики такие или такие, это еще натурально или уже искусственная завивка? Все вещи обсуждались до мелочей, на что также уходило очень много времени. Хочется сделать персонажа, который понравится большинству». При таком подходе создатели «Мавки» не могли обойтись без фокус-групп. «На детях тестировали обязательно, это же наша основная аудитория, – улыбается режиссер. – Даже больше: нам нужно, чтобы понравилось и детям, и бабушкам. Так что, если была возможность показать бабушке, мы показывали».
Редакторы спецпроекта: Анастасия Рахманина, Анна Давыдова
Тексты: Анастасия Рахманина, Анна Беликова
Дизайн: Андрей Полищук
Фотоматериалы: Андрей Полищук, пресс-служба FILM.UA
Литературный редактор: Марина Дерская