Хатико так не ждал хозяина, Пенелопа так не ждала Одиссея, даже Ждун так никого не ждал, как украинские зрители ждут «Мавку». Сейчас, когда уже известно, что премьера полнометражного мультфильма «Мавка. Лісова пісня» студии Animagrad состоится в следующем году, вопросов о проекте намного больше, чем ответов. А после премьеры официального тизер-трейлера все эти вопросы, накопившиеся как у массовой аудитории, так и у профессионального сообщества, вернулись в публичное поле. Более того – к ним добавились новые.
мавка лісова пісня
Почему мультфильм до сих пор не вышел и выйдет ли хоть когда-нибудь? Зачем изменили внешность Мавки и финальную ли версию нам показали на этот раз? Какие «вольности» позволили себе создатели, адаптируя произведение Леси Украинки? Будут ли герои петь, как в проектах Disney, и правда ли, что американская студия каким-то образом причастна к украинскому мультфильму? Почему сложная и дорогая 3D-анимация создается без копродакшен-партнеров? Зачем выпускать забрендированные Мавкой продукты, если до старта в прокате еще неизвестно сколько?.. Любая информация, появлявшаяся о мультфильме, моментально обрастала домыслами, слухами и интерпретациями, искажая реальную картину и создавая у будущих зрителей ложные ожидания. Мы решили развеять все мифы, ответить на все вопросы и показать, как же на самом деле создается самый без преувеличения ожидаемый украинский кинопроект.
А помогут нам в этом люди, возглавляющие большую команду «Мавки» (в коллаже – слева направо): продюсеры Анна Елисеева и Егор Олесов, руководитель 3D-производства Андрей Милицкий, арт-директор Кристиан Коскинин, продюсер Ирина Костюк и режиссер Олег Маламуж.
Как стало известно в день выхода тизер-трейлера, премьера анимации состоится в 2022 году. Первая информация о мультфильме появилась в 2015-м – и разобраться, как за это время развивались производственные процессы, оказалось не так-то просто: одни происходили параллельно, накладываясь один на другой, вторые требовали переработки, усложняя или откладывая связанную с ними другую работу, третьи тормозила пандемия, четвертые менялись под влиянием бюджета…
И так до бесконечности!
«Грубо говоря, года два длился девелопмент, потом параллельно запустился препродакшен, а еще через три года стартовал продакшен – но препродакшен продолжался, а девелопмент финализировался», – объясняет Егор Олесов то, что понятно продюсерам, но для непосвященной аудитории выглядит крайне запутанно.
Что ж, попробуем визуализировать основные этапы производства (но помним, что таким линейным, как на картинке, процесс можно считать с большой натяжкой):
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВО 3D-АССЕТОВ;
АНИМАЦИЯ ВСЕХ ЛЕЙАУТОВ
2021
ЗАПИСЬ ЗВУКА,
ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА МУЛЬТА В 3D
2020
ПЕРЕДЕЛКА СЦЕНАРИЯ И 2D-АНИМАТИКА
2019
ЗАПУСК СОЗДАНИЯ
2D-АНИМАТИКА
2018
ВЫХОД ТИЗЕРА, НАЧАЛО МЕЖДУНАРОДНОГО АЖИОТАЖА;
ПАРАЛЛЕЛЬНО ПИШЕТСЯ СЦЕНАРИЙ,
РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ОБРАЗ И ВНЕШНОСТЬ МАВКИ

2017
2016
ГЛУБОКИЙ ДЕВЕЛОПМЕНТ,
СЦЕНАРИЙ
2014
НАПИСАНИЕ БРИФА
ПОИСК СЦЕНАРИСТОВ,
ОБРАБОТКА ЗАЯВОК
2015
Учитывая технические особенности создания 3D-анимации, непосредственно производство начинается только после создания 2D-аниматика. До него разрабатываются образы и внешность персонажей, пишется сценарий. А в случае «Мавки» – еще и переписывается. «Почему все намного дольше, чем кажется, ­– объясняет Ирина. – Когда написан сценарий, запускается аниматик – 2D-версия всего мультфильма по сценарию. Наш аниматик получился очень длинным – пошел процесс сокращения. По сути, мы написали новый сценарий, на что ушло еще порядка года работы. Переписываешь сценарий, переделываешь аниматик и, только когда выходишь на нужный хронометраж, начинаешь считать бюджет. А когда видишь, что бюджет больше, чем нужно – начинаешь упрощать сцены. Или ищешь дополнительное финансирование… 2D-аниматик был закончен в конце 2019-го, в начале 2020-го мы планировали записать звук (не финальный, а необходимый для анимации героев. – MBR ), и только тогда начинается процесс производства всего мульта в 3D. То есть, по сути, производство стартовало год-полтора назад». «Ощутимое движение началось с 2017 года, – добавляет Анна Елисеева. – На самом деле, не так уж и долго для большого полнометражного проекта. Та же Disney, делающая мультики с 1930-40-х, по пять-семь лет производит каждую полнометражную анимацию – с ее-то ресурсом».
«Давайте определимся с терминологией, – комментирует таймлайн Ирина Костюк. – Есть процесс девелопмента, есть процесс производства. В какой-то момент Созановский (Сергей Созановский, сооснователь FILM.UA Group. – MBR ), зная, как я ношусь с драмой «Лісова пісня», предложил сделать по этому произведению анимационный фильм. Вот идея. Ее можно датировать 2014 годом. Но считать ли это официальным стартом проекта? Проект может девелопиться десятки лет, от появления идеи до каких-то конкретных шагов может пройти много времени. И это зависит от стратегии группы, от финансирования, от чего угодно. В нашем кейсе от момента «а давайте сделаем» до начала производства прошли годы – мы медленно раскачивались. Кроме того, в тот момент уже велась работа над мультфильмом «Викрадена принцеса», и понятно, что параллельно никто бы не пошел ручками делать «Мавку», просто не хватило бы ресурсов.
«Ощутимое движение началось с 2017 года – на самом деле, не так уж и долго для большого полнометражного проекта. Та же Disney, делающая мультики с 1930-40-х, по пять-семь лет производит каждую полнометражную анимацию – с ее-то ресурсом»
На сегодняшний день производство «Мавки» пребывает на этапе работы с лейаутами, анимацией и сборки финальных сцен. Завершено производство всех 3D-ассетов (каждый цветочек, травинка, каждый листик на каждом дереве – это ассет в 3D-модели). «В «Мавке» очень много эффектов, фишечек, – говорит Егор. – Казалось бы, что стоит добавить одну деталь? Но технологически всплывает огромное количество нюансов, которые удорожают всю анимацию с персонажем в три раза. С другой стороны, именно благодаря таким вещам проект будет очень зрелищным».
Создатели признаются, что «Мавка. Лісова пісня» – большой шаг вперед и для студии Animagrad, и для всей украинской индустрии. А из каких вызовов, задач, сложностей и побед он складывался – мы подробно расскажем в следующих частях спецпроекта. Для удобства чтения он разбит на тематические блоки: о Мавке как персонаже, о разработке истории и всех вложенных в нее смыслов, о непосредственно анимации и, конечно, о маркетинге и промо.
Вопреки расхожему мнению, что слишком много промо не бывает, а внимание аудитории никогда не будет лишним, именно повышенный интерес к проекту и преждевременное информирование зрителей о нем сыграли с создателями «Мавки» злую шутку
Создание мира, в котором живут персонажи «Мавки», требует не меньших усилий, чем создание главной героини, ведь с точки зрения анимации буквально каждая травинка здесь – сама по себе целый мир
Буквально с первого пресс-релиза о «Мавке» создатели обращали внимание на то, что их история не экранизация драмы-феерии «Лісова пісня», чтобы не сформировать у аудитории ложных ожиданий. Но как пройти путь от классического произведения – сложной, наполненной мифами, лирикой, очень «взрослой» сказки – до мультфильма для семейной аудитории?
Промо:
кейс «Как проснуться знаменитыми»
Работа аниматоров:
наука и магия
Разработка идеи и истории:
«Я в серці маю те, що не вмирає»
Создание образа:
такая разная Мавка
После выхода тизер-трейлера многие задались вопросом: почему Мавка изменилась? На постере 2016 года она одна, в первом тизере – другая, а в новом видео – вообще третья… На самом деле образ без преувеличения рождался в муках, а все для того, чтобы сделать максимально качественную анимацию и понравиться зрителям всех возрастов
Редакторы спецпроекта: Анастасия Рахманина, Анна Давыдова
Тексты: Анастасия Рахманина, Анна Беликова
Дизайн: Андрей Полищук
Фотоматериалы: Андрей Полищук, пресс-служба FILM.UA
Литературный редактор: Марина Дерская