Создатель Википедии Джимми Уэйлс представил новую соцсеть - WikiTribune: Social - и пытается переосмыслить модель существования социальных медиа как таковых. По его словам, на сегодняшний день бизнес-модели соцсетей построены на продаже данных пользователей и рекламы, хотя их миссия - быть информационными платформами, улучшающими мир с помощью коммуникации.
«Ложные новости повлияли на глобальные события, а алгоритмы заботятся только о «вовлеченности» и поддержке зависимости людей от платформ. WikiTribune хочет быть другой. Мы никогда не будем продавать ваши данные. Наша платформа выживает благодаря добровольным пожертвованиям, обеспечивая конфиденциальность и защиту вашего социального пространства без рекламы. Мы дадим вам возможность самостоятельно выбирать, какой контент вам нужен, и напрямую редактировать вводящие в заблуждение заголовки, а также отправлять сообщения о проблемах. Мы будем способствовать созданию среды, в которой недобросовестные пользователи будут удалены, потому что это правильно, а не потому, что это влияет на нашу прибыль. Но это заработает только с вашей помощью. Так что присоединяйтесь сегодня и помогите изменить ландшафт социальных сетей», - говорится на стартовой странице сервиса.
Звучит как утопия, но Джимми Уэйлс убежден, что такая модель социальной сети - без «эксплуатации» пользователей - возможна.
За месяц работы соцсеть WT: Social набрала около 50 тыс. пользователей. Платформа похожа на Twitter или Facebook, здесь можно делиться ссылками и оставлять комментарии, пользователям доступны все виды тем - от политики и технологий до аниме и пчеловодства.
Уэйлс напоминает, что эта сеть независима от Википедии, хотя и основана на схожей модели пожертвований и отсутствия рекламы.
Одна из особенностей WT: Social заключается в том, что «почти все на платформе является редактируемым», то есть любой пользователь может изменить публикации других людей. Джимии считает, что это станет стимулом лояльного поведения, потому что если опубликовать что-то ложное или разжигать ненависть, кто-то другой может отредактировать это и даже удалить. Такой метод редактирования контента успешно работает в Википедии, поэтому было решено опробовать его и для социальной сети.
Джимми Уэйлс считает, что модель рекламы в социальных сетях привлекает только низкокачественный контент. Но доступность полноценных качественных материалов вознаградится откликами пользователей. По этой причине WT: Social сначала будет выдавать свежие публикации и будет работать без алгоритмов. При этом Уэйлс отметил, что планируется добавить систему голосования, подобную Reddit, где пользователи могут голосовать за публикацию, чтобы рекомендовать ее как «качественный контент» своим подписчикам.
Уэйлс не ожидает от этой модели огромной прибыли, но надеется, что она будет устойчивой. Ведь многим надоело, что их данные продаются, и сталкиваться с ненавистью в социальных сетях. «Людям надоедает весь этот мусор вокруг. Новостные компании делают все возможное в такой сложной среде, но с этим действительно сложно справиться», - делает выводы создатель новой соцсети.
Идея WT: Social не нова. Фактически, сам Уэйлс опробовал ее еще в 2017 году, когда запустил WikiTribune - платформу, призванную предлагать пользователям уникальный контент. Но это была закрытая среда, которая наполнялась контентом сотрудников компании - «гражданских журналистов».
WikiTribune закрыли несколько недель назад и переосмыслили в WT: Social, добавив совместный социальный фактор. На платформе будут работать модераторы, чтобы сохранить WT: Social свободным от токсичных факторов.
В будущем Уэйлс надеется создать сообщества в рамках WT: Social - что-то вроде субреддитов, которые имеют собственную базу пользователей и являются устойчивыми благодаря пожертвованиям от того же сообщества.
Со временем планируется создать для соцсети мобильное приложение.
Поскольку проект только стартовал, возможности сайта невелики - например, ограничено количество одновременных пользователей сайта. Для доступа формируется очередь, которую можно пропустить, внеся пожертвование или пригласив на сайт новых пользователей.
Пока все звучит очень заманчиво, но значительная часть успеха WT: Social будет зависеть от сообщества.