На кинорынке Asian Film market, проходившем в рамках Международного кинофестиваля в Пусане c 5 по 8 октября, представители Комиссии по вопросам кинематографии Иордании объявили о повышении процента наличного возврата вложенных в производство средств с 20% до 25%. На cash rebate могут рассчитывать полнометражные фильмы, телесериалы, веб-сериалы и анимационные картины, продюсеры которых потратили на территории страны не менее $700 тыс. Кроме того, одним из условий является найм на проект как минимум 50 местных профессионалов и 20 интернов.
Первым фильмом, который получит наличный возврат согласно обновленному закону о кино, является первая часть «Дюны» (Dune) режиссера Дени Вильнева производства Legendary Pictures, обещающая стать одним из главных фантастических блокбастеров 2020 года. Новая экранизация классического научно-фантастического романа Фрэнка Герберта выйдет в двух частях, также в июне этого года появилась информация о планах WarnerMedia снять телевизионный сериал, действие которого происходит во вселенной «Дюны».
Сага о приключениях Пола Атрейдеса на пустынной планете Арракис уже была несколько раз экранизирована, причем весьма неудачно. Впервые за постановку взялся сюрреалист Алехандро Ходоровский, но проект провалился из-за масштабности - голливудские продюсеры сочли его слишком рискованным. Фильм, в котором согласились участвовать Орсон Уэллс, Мик Джаггер и Сальвадор Дали, так и не был снят, а через несколько лет после закрытия проекта все внимание уже было приковано к «Звездным войнам». Этой неснятой ленте посвящен документальный фильм Фрэнка Павича (Frank Pavich) Jodorowsky's Dune 2013 года.
Воплотить роман на киноэкране взялся в 1984 году Дэвид Линч – тогда бюджет ленты составил $40 млн. Несмотря на именитого режиссера (а к тому времени Линч успел снять драму «Человек-слон», получившую восемь номинаций на «Оскар») и приличное финансирование, картина не только провалилась в прокате, но и была освистана прессой: несколько уважаемых изданий окрестили работу худшим фильмом года.
Но сегодня ситуация изменилась: из-за особенностей производства и проката блокбастеров, и так называемых «войн VOD-сервисов» особую ценность получили не столько единичные истории, сколько права на киновселенные – и масштабность из минуса превратилась в преимущество. Что бы ни было причиной провала предыдущих киноадаптаций, сегодня ясно одно - «Дюна» не знакома широкой аудитории, которая тоскует по новой большой истории после окончания сразу нескольких популярных франшиз.
Иордания же, являющаяся главным поставщиком съемочных локаций для «Дюны» как минимум на ближайшие несколько лет, имеет все шансы повторить финансовый кейс Хорватии и Северной Ирландии, связанный с созданием «Игры престолов».