В марте депутаты Европарламента проголосовали за принятие Директивы об авторском праве в едином цифровом пространстве, некоторые статьи которой активно критиковались обществом и цифровыми площадками.
24 октября новый закон вступит в силу на территории Франции, и местные издательства получат право требовать от Google и Facebook плату за ссылки на их новости. В Google решили не дожидаться вступления Директивы в силу и громко заявили о своей позиции.
«Мы не принимаем плату за включение в результаты выдачи. Мы продаем рекламу, а не итоги поиска, и каждая реклама в Google четко помечена. Вот почему мы не платим издателям, когда люди нажимают на их ссылки в поисковой выдаче», - написал в своем блоге, вице-президент Google по новостям Ричард Гринграс.
Также он отметил, что Google предоставляет бесплатную возможность издателям демонстрировать свои материалы читателям, что создает реальную ценность: только в Европе пользователи ежемесячно кликают на новостной контент, который находят в Google, более 8 млрд раз, то есть около 3 тыс. раз в секунду. Для крупных издателей новостей исследование Deloitte оценивает стоимость каждого клика в 4-6 евроцентов. Кроме трафика, Google постоянно обновляет рекламные технологии, которые позволяют новостным сайтам оставлять себе подавляющую часть доходов от рекламы – в 2018-м компания отправила более $14 млрд издателям по всему миру.
Но цифры и доводы никого не убедили: французские и немецкие издатели объединились и выступили с заявлением, осуждающим политику Google, также обвинив компанию в шантаже.
«Google не выше закона. Европейские издатели намерены объединиться перед лицом запугивания и требовать соблюдения законодательства ЕС. В противном случае свободная, независимая и качественная пресса не сможет выжить в Европейском Союзе», - говорится в заявлении.
Во Франции на Google и Facebook припадает от 85% до 90% рынка отображений, что делает монетизацию цифровой рекламы особенно сложной, по словам Бертрана Джи, директора новостных отделов в области печати и цифровых технологий в Le Figaro Groupe и президента французской ассоциации цифровых издателей Le Geste.
«Это шантаж! Вы должны предоставить им цифровые права на ваш контент бесплатно; в противном случае вы исчезнете из поиска», - сказал Джи.
В Google, в свою очередь, пояснили, что издатели не будут полностью исключены из результатов поиска – заголовки и ссылки будут отображаться. Однако фото, картинки и контекстное сопровождение не будут видны пользователям, таким образом компания, согласно нормам закона, избавляется от необходимости платить лицензионный сбор издателям. Если издатели решат, что им нужно дополнительное изображение и фрагмент контекста, они могут сообщить об этом Google, и он будет отображаться для этих сайтов. Также в компании уверяют, что такое отображение новостного контента не повлияет на рейтинг сайтов, и информационное пространство не достанется сайтам с сомнительным контентом.
Бертран Джи заявил, что издатели из разных европейских стран будут продолжать встречаться и обсуждать дальнейшую стратегию. Один из планов - пересмотр закона для поиска и исключения лазеек, которые позволяют Google занять текущую позицию.
Удастся ли издателям добиться успеха - другой вопрос. Французское правительство полностью на их стороне, а вот Федеральная служба по борьбе с картелями Германии ранее постановила, что Google не злоупотреблял своей позицией в антиконкурентных делах, выдвинутых против него издателями. Офис заявил, что пользователи страдают из-за конфликта крупных издателей и Google, в то время как у небольших не возникает проблем с принятием позиции компании - они признают роль Google в обеспечении посещаемости их страниц.
К слову, Франция станет первой страной ЕС, применившей директиву и, по мнению генерального директора международного информационного агентства Agence France Presse Фабриса Фриса, это будет настоящим испытанием для французской прессы.
«Наш опыт проложит путь для дальнейших переговоров на европейском уровне, но уже сейчас ясно: если будут преобладать разногласия, директива мертва. Хотя я по-прежнему придерживаюсь мнения, что совместное использование стоимости контента, которую создают издатели, отвечает долгосрочным интересам Google: платформа нуждаются в качественной журналистике, а качественная журналистика - в деньгах», - сказав Фрис.
Между тем Европейский совет издателей обратится к Европейской комиссии по поводу позиции IT-гиганта, утверждая, что Google нарушает правила конкуренции. Учитывая поддержку французского правительства, которое намерено общаться с правительствами других европейских стран, можно с уверенностью утверждать, что выходка Google не останется безнаказанной.