Несмотря на принятую в прошлом году норму, которая обязывает иностранные потоковые сервисы иметь не менее 30% местного контента, европейский рынок останется для американских стримеров одним из самых привлекательных. И даже конкуренция со стороны местных компаний, похоже, не удержит Apple TV Plus, Disney Plus, HBO Max и Peacock от попыток привлечь зрителей ЕС.
До сих пор неясно, как будет оцениваться квота - по количеству часов или количеству наименований: официальные лица должны прояснить этот аспект к концу года. «Европейской комиссии будет сложно создать справедливую систему квот, поскольку подсчет по наименованиям или часам может стать предметом злоупотреблений», - говорит Эд Бордер из лондонской консалтинговой компании Ampere Analysis.
Пока практически полностью готовы к нововведениям только Netflix и Amazon Prime Video, поскольку узнали о квоте более года назад и близки к ее достижению. Европейскому рынку Netflix и Amazon в среднем могут предложить 5 тыс. и 3 тыс. наименований соответственно, и около 20-30% подходят для удовлетворения требований европейского регулятора. Такого результата компании смогли достичь благодаря сочетанию покупного контента и оригинального производства в Великобритании, Испании, Франции, Италии и Германии.
Disney Plus и Apple TV Plus не могут похвастать таким объемом контента, и на достижение 30%-го порога уйдет некоторое время. По оценкам Ampere Analysis, у Apple TV Plus для Европы есть 38 единиц оригинального контента, включая фильмы и сериалов и только 6,2% произведены на территории ЕС. У Disney Plus дела с контентом однозначно лучше – стример готов предоставить доступ к 982 наименованиям, но только 4,7% из них произведены на европейском континенте.
Источники сообщают, что для достижения заветных показателей Apple TV будет полагаться на оригинальный контент.
«В отличие от Netflix и Amazon, которые покупали много готового контента для пополнения своих библиотек, стратегия Apple TV в Европе выглядит иначе - она будет сосредоточена на создании определенного количества оригинальных фильмов и сериалов с участием крупных местных звезд и креативщиков. Если они получат все права, то смогут распространять контент по миру вместо того, чтобы приобретать шоу для конкретных рынков», - объяснил Тим Уэсткотт из IHS Markit.
Среди европейских наименований, ведущих переговоры о присоединении к конвейеру Apple TV, триллер «Безликий», созданный французской Leonis и британской Artists Studio, англоязычный сериал (копродукция Великобритании и Франции), а также анимационное шоу от Gaumont.
Disney, вероятно, таки совершит некоторые приобретения в Европе, чтобы заполнить квоты, но от разработки оригиналов также не откажется. Согласно недавнему объявлению, опубликованному на LinkedIn, компания планирует нанять директора по программированию для Disney Plus в Европе и Африке.
Не стоит забывать, что у Disney есть лицензионные соглашения на ключевых европейских рынках: со Sky в Великобритании, Италии и Германии, а также с Canal Plus во Франции – это значит, что его потоковое предложение будет отличаться в зависимости от рынка. Неясно, намерена ли компания вернуть себе права на контент после истечения срока действия этих сделок, как это случилось с сериалами Marvel на Netflix. По мнению аналитиков, Disney не будет спешить с таким решением, поскольку компании необходимо сделать расчеты потенциальной аудитории – она может не компенсировать прибыль от сделок по предоставлению прав на показ контента. HBO Max столкнется с аналогичной ситуацией во Франции с группой платного телевидения OCS, с которой у HBO есть лицензионное соглашение.
Генеральный директор Canal Plus Максим Саада недавно заявил, что его компания ведет переговоры с Disney Plus о распространении нового потокового сервиса через французскую группу платного телевидения. Такой же контракт в этом месяце был подписан с Netflix.
Но квота в 30% - не единственная проблема для глобальных стримеров в Европе. Французское правительство недавно заявило, что намерено потребовать от всех международных потоковых сервисов не менее 16% их годовых доходов, полученных во Франции, на инвестиции в местный и европейский контент. Предлагаемое требование будет внесено в Сенат Франции в январе.
Министр культуры Франк Райстер предупреждает: если законопроект будет принят, во Франции могут быть закрыты потоковые службы, которые не соответствуют требованиям. Те, кто выполнят условие, получат доступ к фильмам до истечения 36-месячного периода ожидания, который действует сейчас в отношении международных потоковых сервисов. Это станет своего рода революцией и создаст на французском рынке более ровные конкурентные условия для местных и зарубежных игроков.