Коронавирус не утихает, в ряде стран вводят повторный локдаун, поэтому работники множества сфер - журналисты в их числе - продолжают адаптироваться к новой реальности. Reuters Institute провел исследование, чтобы выяснить, какие изменения ожидают новостные издания. В опросе приняли участие 136 медиаменеджеров из 38 стран: редакторы, исполнительные директоры и старшие руководители новостных агентств и компаний, занимающихся теленовостями, печатными и digital-изданиями.
Что сейчас?
Работа на удаленке
С момента введения карантина во многих странах удаленная работа стала единственным способом поддерживать бизнес на плаву. Привычные ньюсрумы попросту перестали существовать - из физических они превратились в виртуальные. Некоторые шоу снимали без зрителей, ведущие вели трансляции прямо из дома, а газеты продолжали издавать без единого журналиста в офисе (отдельное спасибо Zoom и Teams).
Большинство опрошенных (55%) полагают, что удаленка сделала работу сотрудников более эффективной. Однако это произошло в ущерб социальной жизни и приводит к упадку командного духа. 77% уверены, что работать командой стало куда сложнее.
Кое-кто из редакторов и руководителей сетует на спад креативности: для хорошей командной работы журналистам требуется живое общение с коллегами. Даже тем, кто давно знает друг друга и понимает с полуслова. А все эти чаты и звонки очень быстро утомляют. И еще - парадокс! - отвлекают от работы.
Легче всего удаленка дается работникам digital-сферы, потому как большая часть штата и так редко находится в офисе.
Душевное и физическое состояние
Респонденты обеспокоены тем, что чаты, звонки и электронные письма очень быстро истощают сотрудников и размывают грань между рабочим временем и личной жизнью. Особенно это касается одиноких людей, а также тех, кто снимает жилье с кем-либо. Нагрузка легко может привести к срывам и ссорам.
Интернет и ПО
В ряде случаев работа на удаленке оказывается едва возможной из-за слабого интернета, отсутствия нужного программного обеспечения на домашних ПК и ноутбуках и слабой защиты данных.
Отдельно стоит отметить радиоведущих: для них работа дома очень отличается от работы за пультом в студии.
Проблемы с коммуникацией
Часть опрошенных считает, что сильно страдает культура, внутренняя «кухня» компаний. Коллеги меньше общаются между собой и с руководством. В итоге могут накапливаться проблемы, которые в обычном режиме решались бы в течение суток.
Энергичная, порой насыщенная юмором работа подменяется монотонной рутиной. Коллеги хуже понимают друг друга, а истинный посыл сообщений в переписках иногда теряется из-за невозможности передать тон. В результате - дополнительная нагрузка на редакторов и руководителей, которым нужно держать руку на пульсе, слышать всех и каждого.
Кризис - новые возможности
Некоторые руководители видят в локдауне возможность преобразовать рабочий процесс, воплотить некоторые идеи, которые уже были, но все не доходили руки. Сотрудники не опаздывают из-за транспорта, больше времени уделяют семье и детям. Есть вероятность, что журналисты смогут лучше организовать свое время.
Нравится удаленка?
54% опрошенных говорят, что теперь у них меньше желания ходить в офис, а 21% вообще не хотят больше ходить на работу - офис дома вполне устраивает.
И что завтра?
Лишь четверть опрошенных хотят, чтобы рабочий процесс стал прежним - остальные, так или иначе, хотят некий гибрид того, что было и того, что есть сейчас в условиях карантина. 48% хотят сократить площадь офиса, когда все придет в норму - кто-то останется работать из дома.
Разнообразие и равенство
После убийства Джорджа Флойда во всем мире прослеживается тенденция подавать новости иначе. И тенденция против расизма, сексизма и всех прочих -измов продолжится.
В целом 80% опрошенных довольны гендерным равенством у себя в компании, но показатель сокращается до 43%, когда речь заходит об этническом разнообразии.
Новые инициативы, новые люди
Сейчас - самое время внедрять новые практики и новые технологии. Например, в шведской Dagens Nyheter и британской Financial Times используют ботов, отслеживающих пол авторов и ресурсы, на которые ссылаются. Но на это нужны деньги, а бюджет есть не всегда.
Также руководители предполагают, что разнообразие и равенство должны быть и на руководящих постах. И сейчас как раз подходящее время, чтобы начать что-то менять. Лишь 37% опрошенных довольны ситуацией на уровне старшего руководства. Особенно это прослеживается в Италии.
Кстати, 61% опрошенных - мужчины.