Десять лет понадобилось американским властям для того, чтобы вплотную подобраться к Джулиану Ассанжу, но и теперь максимум, чего они смогли достичь - встречи с основателем WikiLeaks в суде Лондона. Вчера в столице Великобритании начались слушания по поводу того, экстрадировать ли Ассанжа в США.
Наряду с основателем WikiLeaks стороной в процессе выступает американское правительство. Его цель - заполучить Ассанжа в свои руки, чтобы затем судить по обвинениям в шпионаже. Если подробнее, то в США ему вменяют целых 18 пунктов в связи с публикацией секретных документов. По версии обвинения, он вступил в сговор с аналитиком военной разведки США Челси Мэннинг с целью взлома компьютерных систем Пентагона и публикации тысяч секретных дипломатических депеш и военных файлов о войнах в Ираке и Афганистане.
Американские власти утверждают, что деятельность WikiLeaks поставила под угрозу жизни американцев. Ассанж в ответ на это говорит, что он действовал как журналист, защищаемый Первой поправкой Конституции США, и что просочившиеся документы раскрыли нарушения со стороны американских военных. Например, среди опубликованных WikiLeaks файлов было видео вертолетной атаки американских военных в Багдаде в 2007 году, в результате которой погибли 11 человек, включая двух журналистов Reuters.
Впрочем, власти США настаивают, что действия Ассанжа далеки от журналистики: среди документов, выкраденных со взломанных компьютеров, были фамилии сотрудников правительства и военных, работающих в Афганистане. И после публикации этих данных несколько человек из списка бесследно исчезли. «Журналистская деятельность не может быть прикрытием для обычных уголовных преступлений», - заявил представитель США Джеймс Льюис.
Быстрого решения по делу ждать не стоит: после заслушивания вступительных аргументов сторон суд объявит перерыв до мая, когда стороны представят свои свидетельства. Ожидается, что судья вынесет решение не раньше, чем еще через несколько месяцев, а проигравшая сторона может подать апелляцию. Но и это еще ничего не гарантирует: даже если правосудие поддержит экстрадицию, последнее слово - за британским правительством.