Каждый год профессор Ник Ньюман британского Reuters Institute for the Study of Journalism публикует развернутый отчет с прогнозами о развитии технологий, коммуникаций и их влиянии на журналистику и жизнь общества в целом. Начало 2020-го исключением не стало: Ньюман традиционно подготовил многостраничный доклад, а редакция MBR решила в нем покопаться, чтобы выделить самое главное и любопытное.
Поскольку предыдущее десятилетие определялось значительными трансформациями медиаиндустрии (стали популярными соцсети, основанные на рекламе бизнес-модели начали терять эффективность, а роль регуляторов журналистики ослабла), на следующие 10 лет Ньюман пророчит процессы, которые попытаются исправить их последствия. Кроме того, по словам профессора, нам придется пережить очередную волну технологических нарушений от управляемых искусственным интеллектом систем, больших данных и новых визуальных и голосовых интерфейсов, и все это - на фоне экономической и политической неопределенности во всем мире.
Во время подготовки отчета Ник Ньюман опросил руководителей СМИ на предмет того, каких тенденций те ждут от 2020-го для своих изданий и для индустрии в целом. Большинство медиаменеджеров говорят, что уверены в перспективах собственной компании, чего не скажешь о будущем глобальной журналистики. Многих предсказуемо беспокоит организация местных новостей, а также заданный Дональдом Трампом тренд на игнорирование традиционных средств массовой информации в пользу прямого общения со сторонниками через соцсети. Что касается доходов, то половина опрошенных издателей считает, что львиная их доля будет поступать от чтения. Около трети (35%) уверены, что реклама и доходы от читателей будут одинаково важны, и лишь каждый седьмой (14%) возлагает надежды исключительно на рекламу.
Несмотря на то, что усиление платформ вызывает серьезную озабоченность у большинства издателей, на регулирование этого вопроса они смотрят по-разному. Четверть опрошенных считают, что вмешательство политиков скорее навредит, чем поможет журналистике, противоположного мнения придерживаются 18% респондентов. Подавляющее же большинство (56%) ответили, что это на ситуацию никак не повлияет.
Прогнозы обещают хороший год для подкастов: 53% опрошенных издателей говорят, что инициативы в этой области будут для них приоритетом. Впрочем, среди респондентов нашлись и те, кто намерен сделать ставку на голосовые версии и превращение текстовых статей в аудио как на способ извлечь выгоду из растущей популярности аудиоформатов. Помочь с этим сможет искусственный интеллект, а еще его, вероятно, будут использовать для персонализации первых полос и внедрения других форм автоматизированной рекомендации.
2020-й ознаменуется еще и тем, что все больше веб-сайтов будут требовать регистрационные данные в обмен на контент, а выборы по всему миру станут очередным шансом для распространителей дезинформации попробовать новую тактику, включая технологии искусственного интеллекта, чтобы сокрушить защиту различных платформ. С другой стороны, технологический прогресс обещает нам еще большее развитие сетей 5G, что обеспечит более быстрое и надежное подключение смартфонов к интернету.
Изучить доклад целиком можно здесь. Но и краткой выжимки из него достаточно, чтобы понять, что год всем нам предстоит очень насыщенный.