Прошедший год для голливудских фильмов в Китае был не слишком удачным, при этом кинотеатральные доходы страны выросли до нового рекордного уровня. Об этом сообщает издание Variety со ссылкой на онлайн-платформу продажи билетов Maoyan.
Лишь две американские картины вошли в десятку лучших по сборам в стране: «Мстители: Финал» (на третьем месте) и «Форсаж: Хоббс и Шоу» (на десятом). Но даже без Голливуда китайский рынок продолжал расти. Доходы от кассовых сборов увеличились на 5,4% до нового рекорда в $9,2 млрд (64,3 млрд юаней) в 2019 году. Впрочем, темп прироста снизился в сравнении с 9% за 2018-й.
Китайские анимация «Нэчжа» (Ne Zha) и блокбастер «Блуждающая Земля» стали двумя лучшими фильмами года. В десятку также попали патриотические картины «Мои люди, моя страна» и «Капитан». Китайская компания Bona Film Group поддержала четырех из десяти лучших игроков года.
В настоящее время в Китае насчитывается 69 787 кинотеатров, что на 9 708 больше, чем в 2018 году. В стране считают текущий момент «золотым веком» для развития китайской киноиндустрии, так как за последние три года иностранные фильмы упали в кассе, а китайские показали себя пропорционально лучше.
За исключением «Мстители: Финал» и «Холодное сердце 2», последние выпуски голливудских франшиз не срабатывали здесь так же хорошо, как их предшественники. Очевидно, аудитория хотела чего-то нового. Среди не слишком успешных оказались фильмы «Как приручить дракона 3: Скрытый мир», «Джуманджи: Следующий уровень», «Люди Икс: Темный Феникс» и недавний релиз - «Звездные войны: Скайуокер. Восхождение».
«Местные фильмы догоняют Голливуд по многим показателям, таким как IP, сюжет, спецэффекты и жанр, в то время как голливудские картины попадают в узкое место самосовершенствования и отсутствия оригинальности. Интерес [китайских] зрителей к ним, естественно, уменьшается», - заявляет китайский сайт Mirror Entertainment.
По данным Mirror Entertainment, китайские зрители в прошлом году, в противовес американским блокбастерам, оценили импорт в духе «Зеленой книги», ливанского «Капернаума» и индийского «Андхадхуна».
Данные Maoyan по 20 лучшим фильмам года показали, что китайские картины были оценены зрителями выше, как в целом, так и отдельно по сюжетам и спецэффектам.
Наиболее успешными новыми жанрами в Китае в 2019 году были фильмы о катастрофах («Храбрейший» (The Bravest) и «Годзилла 2: Король монстров»), биографии («Китайский пилот», «Зеленая книга»), фэнтези («Нэчжа», «Мстители: Финал»), научная фантастика («Блуждающая Земля») и анимация.
«Успех кассовых сборов больше не ограничен предметом или жанром - все зависит от контента», - утверждают в Maoyan.
Онлайн-платформа продажи билетов также отмечает, что в прошлом году в течение четырех основных праздничных периодов - китайского Нового года, летнего периода, Национального дня и календарного нового года - кинотеатры посетили почти 50% зрителей.
Maoyan утверждает, что за последние три года рыночная доля крупных блокбастеров с валовой стоимостью более 2 млрд юаней ($287 млн) в Китае неуклонно росла - с 18,5% от общей кассы в 2017 году до 29,9% в 2018-м и 36,9% в прошлом году - на обороте всего шести фильмов. Этот рост произошел за счет снижения с 80,5% до 62,3% доли фильмов среднего уровня с общим объемом от 10 млн до 2 млрд юаней.
Десять из пятнадцати фильмов, заработавших в прошлом году более 1 млрд юаней ($144 млн), были китайскими.
По данным Национального бюро кинематографии, в прошлом году в Китае было выпущено 1037 фильмов, в том числе 850 полнометражных художественных, 51 анимационный, 74 научно-образовательных, 47 документальных и 15 специализированных фильмов. Это чуть меньше по сравнению с 1082 фильмами в 2018 году. Причиной, вероятно, стало замедление производства из-за новых правил и налоговых схем.