Конец года - отличное время не только для подведения итогов, но и для прогнозов на будущее. В организации Nieman Foundation for Journalism, которая базируется в Гарвардском университете, думают точно так же, а потому накануне 2020-го опросили экспертов и аналитиков современной журналистики, чтобы разобраться, что следующий год принесет отрасли.
Сразу несколько опрошенных специалистов считают, что в 2020-м продолжится борьба с расовой и половой дискриминацией в СМИ. При этом речь не столько о будущих журналистских материалах, сколько об атмосфере в редакциях: эксперты уверены, что успеха в этой области можно достичь только тогда, когда белые мужчины перестанут быть абсолютным большинством в ньюзрумах. Ну а поскольку изменение ситуации - дело не быстрое, то и одним 2020-м дело вряд ли ограничится.
Тема дезинформации и фейковых новостей тоже появилась не вчера, но многие аналитики уверены, что в следующем году борьба с этими явлениями выйдет на новый уровень. Одни при этом предсказывают, что она станет более формализированной и мультиплатформенной (то есть будет вестись не только в самих СМИ, но и в соцсетях), а другие твердят, что самым мощным оружием в сражениях станет первичная информация. Третьи же смотрят еще шире и просят не забывать, что пугающие всех русские боты - это своего рода «диванные аналитики», которые были и будут всегда.
Что касается форм общения с аудиторией, то большое будущее аналитики предсказывают тем журналистам, которые найдут подход к читателям и зрителям через сторонние ресурсы. Среди распространенных советов - искать новых читателей на их территории (хоть в Facebook и Twitter, хоть в TikTok), стараться говорить на понятном им языке (используйте Stories, видео- и аудиоформаты), не пытаться угодить всем и уделять больше внимания локальным историям и небольшим нишам. Журналистам также рекомендуют больше писать для поколения Z (то есть тех, кто родился после 2000 года), а в идеале - брать на работу в редакцию людей соответствующего возраста.
Также в следующем году журналистов призывают наконец научиться в первую очередь думать о том, как их материалы будут выглядить в смартфоне. Эксперты так и говорят: будущее - за мобильным потреблением, а уж потом материалы можно адаптировать для платформ покрупнее. Не стоит пренебрегать аналитическими данными: нужно знать, каким образом читатель нашел вашу статью, а также хотя бы приблизительно понимать, что он из нее узнал и какие выводы сделал. Сами журналисты при этом должны не бояться брать на себя роль учителей и наставников, а для этого им стоит глубоко вникать в каждую исследуемую тему, чтобы как можно лучше понимать контекст. А еще, чтобы не перегореть, нужно уметь отказываться от некоторых хороших идей: охватить все невозможно, а если делать что-то в пол-руки, есть риск вообще не получить дивидендов.
Согласно аналитикам, 2020-й может стать годом, когда традиционная новостная журналистика останется в прошлом: пользователям становится мало сухих фактов, поэтому нужно снабжать их целыми сюжетами, желательно - с аналитикой. В конце концов, рано или поздно наступит момент, когда редакторов новостных лент заменит искусственный интеллект, а вот качественной аналитике и сторителлингу это, судя по прогнозам, не грозит.
Также эксперты призывают не закрывать глаза на проблемы, которые появляются в профессии: о них нужно говорить откровенно, ведь только так получится прийти к решению. Журналистам здесь советуют не стесняться обращаться напрямую к своим читателям - подключив их, можно найти выход, который устраивает всех.
Позитивный прогноз напоследок: аналитики считают, что в 2020-м журналисты будут откровенно говорить не только о проблемах мира и человечества, но и своих собственных - зарплатах. «Редкий журналист скажет вам, что пошел в профессию ради денег. Но нам тоже нужно есть, платить за квартиру и жить не только на работе», - говорят опрошенные специалисты. И кто мы такие, чтобы их не слушать?