С января на платформах MEGOGO и YouTube стремительно набирает популярность анимационный сериал «Пес Патрон»: только за первые два дня премьерный эпизод «Зруйнований міст» набрал 6 913 854 минут смотрения на MEGOGO и более 1 млн просмотров в YouTube (по состоянию на сегодня – более 2,3 млн), а саундтрек мультсериала в украинском TikTok использован в десятках тысяч видео. У проекта производства ООО «Патрон не спить» и анимационной студии Plastic bag есть потенциал стать успешным кейсом не только по количеству аудитории, но и с точки зрения лицензирования, ведь главный герой мультфильма – тот самый пес Патрон из ГСЧС, который помогает разминировать Украину.
Как создается мультсериал в условиях отключения света и как нашел финансирование (спойлер – проект реализуется при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и в партнерстве с UNICEF)? Чьим голосом говорит Патрон и кому принадлежат права на его образ? Как выживает украинская анимация во время войны? Обо всем этом мы поговорили с создателями мультфильма: режиссером Анастасией Фалилеевой, автором сценария Александрой Рубан и продюсером Юлией Гребеневской.
Патрон – собака Михаила Ильева, начальника части пиротехнических работ ГУ ГСЧС Черниговской области. Пес активно разминирует поля, здания, улицы городов вместе с саперами, но делать его популярным на самом деле никто не собирался: «Вся страна была в шоке от войны, поэтому работники ГСЧС для забавы, просто чтобы показать милую собачку на службе, выложили фотографию Патрона», – говорит исполнительный продюсер мультфильма Юлия Гребеневская. Тогда пес Патрон начал набирать популярность. И сейчас в его Instagram 405 тыс. подписчиков, в Tik-Tok – 567 тыс., в Twitter – более 74 тыс. Кроме того, Патрон – первая собака в истории с титулом «Пес доброй воли» от UNICEF. На полках магазинов уже можно найти книгу о псе Патроне, игрушки и одежду из «официальной» коллекции. А теперь еще и мультфильм.
Права на мультсериал принадлежат компании «Патрон не спить», конечный бенефициар которой, по данным YouControl, – Юлия Гребеневская. Она же исполнительный продюсер мультфильма и операционный директор продакшена Антона Птушкина «Все сам». Собственно через Птушкина Юлия и познакомилась с владельцами Патрона: весной 2022-го Антон захотел снять сюжет о героическом псе и попросил Юлию договориться о совместной работе.
«Тогда же изображения собаки начали использовать разные бренды, появились коврики с изображением Патрона и надписью «Лялю, ходи спокійно», много других вещей, – рассказывает Гребеневская. – Ляля – это объективизация, нельзя так говорить. Возникло очень много спорных вопросов, и владельцы Патрона хотели каким-то образом оказать на это влияние». Юлия, уже имеющая опыт работы с брендами, предложила свою помощь: было создано ООО «Патрон не спить», которому Михаил Ильев предоставил лицензию на использование изображения Патрона и его имени.
Идея создания мультфильма «Пес Патрон» также возникла из-за неправомерного использования образа собаки. В интернете появилась странная анимация, где пес бегает по минам и писает на них – конечно, владельцы Патрона хотели как можно скорее найти авторов этого мультфильма и удалить видео из сети. «Мы следим, чтобы в нашей коммуникации все было правильно, потому что если в одном посте говорить, что нельзя прикасаться к мине, а в мультике Патрон на мине танцует, – это возмутительно», – объясняет Юлия Гребеневская. В инстаграме Патрона написали о проблеме с некорректным мультфильмом, и решить этот вопрос предложила Настя Фалилеева. Тогда же команда «Патрон не спить» задумала создать собственный мультфильм, и оказалось, что Настя – режиссер анимации. «Она показала свои работы – и у нас случился метч», – говорит Юлия.
Режиссер анимационных фильмов Анастасия Фалилеева открыла студию Plastic bag – творческое объединение аниматоров-фрилансеров – еще в 2018 году. «Наш девиз – floating around (где-то рядом, но неизвестно, где именно): мы здесь, мы там. Почему так? Потому что Plastic bag появилась у моего деда в гараже, я там работала. Потом была студия, но бахнул ковид, и я снова переехала к деду в гараж. Из-за постоянных катаклизмов студия должна быть очень мобильной», – говорит Настя.
Интересно и то, что работа над детским мультсериалом для режиссера стала своеобразным дебютом: «Было очень сложно, поскольку на протяжении всей карьеры я делаю анимационные фильмы для взрослых, фильмы на серьезные темы, где можно рисовать что угодно в своем стиле и это будет воспринято. А здесь – детский контент, своя специфика огромная. Например, очень важно, чтобы персонаж легко перерисовывался ребенком. То есть, если ребенок захочет нарисовать Патрона, он мог бы это сделать», – говорит Анастасия.
Сценаристом проекта стала Александра Рубан – сценарист и режиссер детской анимации, в свое время работавшая над сериалами «Ескімоска» и Whizz Kids, полнометражной лентой «Мавка. Лісова пісня». «Я увидела пост Анастасии Фалилеевой в инстаграме: «Отзовитесь, кто у меня здесь сценарии пишет. Потому что есть крутая идея». И сказала: «Так это же я!» – рассказывает Александра, которая так увлеклась идеей, что буквально за несколько недель написала все серии первого сезона «Пса Патрона».
Главная цель мультфильма – научить детей правильно обращаться с опасными предметами. «Очень сложно не перейти границу, рассказывая об этом: не делать «рекламу» войне и одновременно предотвращать неправильные действия, которые могут совершить маленькие дети. Объяснять, как обращаться с взрывоопасными веществами, не причинить себе вреда и не погибнуть», – объясняет Рубан специфику работы. Первое образование Александры – детский психолог, и это помогло ей и команде проекта в целом выдержать баланс.
По словам сценаристки, концепция мультфильма очень проста: есть Патрон, есть Том и есть бубухи. Том – это кот, друг Патрона, ожидающий его дома с суперсверхсекретных заданий.
Бубухи – это вымышленные существа, злодеи. Почему бубухи? Потому что так говорят маленькие дети: бубух! Разобравшись с бубухами, Патрон возвращается домой и рассказывает коту истории своих приключений.
«Сразу скажу, так как все пишут: почему кота назвали Том? Потому что это реальный Том – друг Патрона, он действительно существует. Кот появился у владельцев первым, он старше и воспитывает Патрона, как нам рассказывали в семье. Поэтому героев зовут Том и Патрон, как в жизни», – говорит Александра.
Команда мультфильма тесно сотрудничает с Черниговской ГСЧС: специалисты предоставили авторам перечень взрывоопасных предметов и как они выглядят. Также владелец Патрона профессионально проверяет сценарии, чтобы все было правильно, учитывая минную безопасность.
«Если вы заметили, мы только в финале, на небольшой промежуток времени показываем реальную часть ракеты или взрывоопасный предмет. На тот момент, когда Патрон говорит: «Все, дальше по протоколу». Это уже настоящая жизнь: ГСЧСник ставит табличку «Осторожно: мины!», и мы показываем, как вынимают реальную ракету. Это реальность, на которой основана наша история, но упакована так, чтобы дети не получили травматический опыт и одновременно запомнили: не подходи, не трогай, 101 набирай. Сделать мультик для ребенка проще, чем воевать, но и это может спасти», – подытоживает Александра.
Над креативной частью мультсериала работает команда из одиннадцати человек, возглавляемая Анастасией Фалилеевой. Она же создала изображения пса и кота. «Я не видела Патрона и Тома вживую, но у них есть страницы в инстаграме – так что я взяла оттуда кучу фотографий, и мы начали рисовать. Было очень сложно, постоянно выходили персонажи, похожие на кого-то – героев Disney, например. Я даже думала отдать кому-то, но в итоге справилась сама, и теперь у нас есть Патрон и Том», – раскрывает тайны производства Анастасия Фалилеева.
Создатели мультсериала работают онлайн из разных уголков Украины и мира. Например, Александр Рубан пишет сценарии, находясь в Кривом Роге: «Я присылаю их в чат, коллеги читают, дают фидбэк, мы обсуждаем». Далее – работа художников и аниматоров, «блуждающих» в поисках электроэнергии. Однажды даже рисовали в метро: «Мы используем айпады, поскольку часто нет света, а этот гаджет можно зарядить и работать на нем долго», – признается Анастасия Фалилеева.
«Конечно, анимация не приспособлена к работе, когда в тебя летит ракета или нет света, но анимация делается не как кино, вот почему мы более живучи. В кино нужно собирать команду в одном месте, на площадке, а мы сидим дома, каждый делает свою часть на компьютере, и человек может ее смотреть где угодно: в Черновцах, в Харькове, Запорожье, Донецке», – рассуждает Александра.
Саундтрек для мультсериала написали группа Karta Svitu и Дмитрий Шуров, композитор проекта – Zakhar Bo. А озвучивают героев украинские звезды: Даша Астафьева, Надя Дорофеева, Василий Байдак, Ирма Витовская, Евгений Синельников, Александр Педан. Патрон говорит голосом Михаила Карапаня, а Тома озвучивает Дмитрий Гаврилов.
«У нас крутые все актеры озвучки. И мы решили брать известных людей, близких нам по духу – они очень быстро говорят да. Патрон – лучший кастинг-директор Украины. Ты просто сообщаешь, что делаешь мультик о Патроне, и все сразу соглашаются», – рассказывает Александр Рубан.
Пока что обнародованы четыре серии первого сезона мультсериала, а сколько их будет в целом, команда проекта не говорит, ведь из-за войны и ее последствий сложно что-то гарантировать. Впрочем, компания «Патрон не спить» планирует дистрибуцию мультфильма в другие страны. «Будем дистрибутировать и самостоятельно, и с помощью партнеров – это я о USAID и UNICEF. Есть много стран, где просто необходимо показать мультик, рассказывающий, что нельзя трогать незнакомые предметы: например, там, где есть угроза террористических атак. Я мечтаю, что Патрон заговорит как минимум на десяти языках», – говорит исполнительный продюсер мультсериала Юлия Гребеневская.
Как мы уже упоминали, на реализацию проекта «Пес Патрон» команда получила грант USAID, но сколько стоит производство сериала, продюсер не разглашает – это запрещено контрактом. «Меня очень радует, что все гонорары, названные аниматорами, звукорежиссерами, композиторами, мы ни на цент не снизили. У каждого персонажа своя бумажка, и она оплачена, каждая мелодия, каждый звук оплачен по полной стоимости. Я горжусь, что во времена, когда, казалось бы, ну совсем не до анимации, у нас есть возможность создавать хороший продукт, выплачивать талантливым людям гонорары за их отличную работу», – признается Юлия.
Всем, кто обеспечил финансирование проекта и смог дать людям работу, действительно есть чем гордиться, ведь анимация, особенно ее независимый, авторский сектор, пострадала из-за войны. «По-моему, война почти добила индустрию – точнее, добила то, что не добил ковид. Полномасштабная война почти остановила поток денег. Тебе, можно сказать, не хватает ни на что. На еду и на коммуналку. А если ты не платишь за еду и коммуналку, ты донатишь на ВСУ, или отдаешь животным, или детям. Так и живешь», – констатирует Александр Рубан. Но подчеркивает, что в Украине есть несколько анимационных студий, продолжающих работать (и не прекращавших в условиях постоянных обстрелов и блэкаута): «Обычно это проекты из-за границы. Однако зарубежные заказчики рискуют заказывать что-то у нас, ведь, во-первых, мы все можем погибнуть. А во-вторых, они могут не получить материал в дедлайн, поскольку нет света. Тем не менее они все равно приходят и с пониманием относятся к нашей ситуации, и я за это им очень благодарна».
«Сейчас выживает работающий, – делится опытом Анастасия Фалилеева. – Я посещаю зарубежные форумы, съездила в Японию с фильмом, постоянно ищу возможности, гранты, подаюсь на них. На примере проекта «Пес Патрон» хочу сказать: мы создаем много рабочих мест, и для меня как человека, отстаивающего украинскую анимационную индустрию уже много лет, это очень важно, поскольку эти люди раньше работали где придется, а на «Патроне» они получают достойную заработную плату. Я думаю так: «Борітеся – поборете». Режиссер отмечает, что сейчас в мире большой фокус на Украину и стоит воспользоваться возможностями, если есть идея.
Напоследок напомним, что посмотреть мультсериал можно бесплатно на платформе MEGOGO и YouTube-канале Патрона. Так, за два дня после премьеры первую серию проекта смотрели 6 913 854 минут, а всего за месяц – более 52 млн минут. Таким образом, «Пес Патрон» занял второе место по продолжительности просмотров украинских мультиков на MEGOGO, уступив лишь «Хоробрим зайцям». На YouTube первая серия набрала более миллиона просмотров за 10 дней, хотя канал совершенно новый (пока там нет и десяти видео, а общее количество просмотров приближается к 5 млн). Кстати, YouTube не предоставил монетизацию собственникам видео, поэтому сейчас компания «Патрон не спить» совсем не зарабатывает на мультфильме.