В начале полномасштабной войны более пяти недель Киевская область страдала от нашествия российских оккупантов. Утром 24 февраля местные жители услышали звуки вертолётов, из которых в районе аэропорта «Антонов» высаживался вражеский десант, со стороны Беларуси в направлении столицы стремительно продвигались танковые колонны, российские солдаты убивали мирных жителей и уничтожали все, до чего могли дотянуться. Благодаря украинским защитникам планам захватчиков «взять Киев за два дня» не суждено было сбыться: уже 2 апреля вся Киевская область была освобождена от оккупантов. Враг ушел, но остались братские могилы, разрушенные города и тысячи нерассказанных историй о том, что происходило в те дни.
«Область Героїв» – это проект, который попытается отрефлексировать страшные события в Киевской области посредством необычного для украинского медиапространства формата кинореконструкции. Фильм расскажет несколько реальных историй людей, переживших российскую оккупацию и готовых поделиться этим с другими. Проект создает кинокомпания IDEAFILMS в партнерстве с Киевской областной военной администрацией.
«Я искал форму. Она должна была быть оригинальной. Снимать как журналист? Это не мое, – рассказывает автор и продюсер проекта Алексей Комаровский. – И однажды я ощутил: мы должны писать даже не интервью, а фильмы-портреты, в очень эпических локациях. Я не с самого начала понял, в каких именно. Но точно знал, что это должен быть киношный свет. Мы нашли такие локации – это Украинский дом и библиотека Вернадского».
Уже во время освоения локаций оператор-постановщик проекта Евгений Усанов заметил интересное явление: в интерьере мест, где они снимают, над главными героями в том или ином виде присутствует круг, словно ореол. Как у ангелов. Символическое совпадение, ведь слоган фильма звучит так: «Истории об ангелах, прошедших сквозь ад».
Впрочем, Алексей Комаровский понимал, что только портретов-интервью недостаточно, чтобы сделать историю интересной массовой аудитории. Поэтому решили прибегнуть к визуализации: зритель увидит лишь несколько историй из Киевской области, хотя на самом деле их тысячи. Страшных, героических, трагичных, невероятных. В проекте не будет закадрового голоса, только прямая речь – это один из элементов, отличающий «Область Героїв» от документальных фильмов.
Истории, которые можно было бы экранизировать, искали непублично. То есть не давали объявлений в соцсетях, чтобы люди откликнулись. «Не хотели из поиска устраивать кастинг», – объясняет Комаровский. Вместо этого создатели обратились к журналистам, волонтерам и военной администрации. Некоторые герои появлялись совсем неожиданно – например, от знакомых, с которыми продюсер не виделся много лет.
Таким образом на первом этапе отбора создатели выделили 150 историй. «Есть очень много интересных, ярких, харизматичных, но они не подлежат сценарной обработке, ведь там должно быть развитие, драматургия, конец. А многие истории были как кульминация – оно уже произошло, и все. А одна из наших концепций предполагала ловить такие истории, где ничего не надо додумывать и можно сценарно воссоздать по принципам драматургии», – делится Комаровский.
Еще один принцип, по которому отбирали истории, – разнообразие. В результате в «Область Героїв» вошел рассказ о врачах, об отце и сыне, о верующем и атеисте, вместе спасших около 11 тыс. человек... «Этот фильм о простых украинцах, гражданских людях. Об ангелах в душе. Я их другими словами назвать не могу. Это люди с большим сердцем, с большой добротой», – говорит продюсер.
Еще от двух историй, которые Комаровский очень хотел экранизировать, пришлось отказаться, поскольку герои уехали за границу. Вариант снять интервью в онлайне создатели сразу же отвергли как то, что стилистически не соответствует основной цели – снять кино. «У меня в офисе была большая доска, на которой эти истории менялись. Одни стирались, появлялись другие. Из 150 историй мы выбрали около тридцати героев – ездили, знакомились», – рассказывает Алексей.
Актеров для кинореконструкции не приглашали: во всех эпизодах участники событий сами воспроизводили на экране то, что рассказали создателям проекта в интервью, что пережили во время оккупации. И это имело своего рода терапевтический эффект. «Некоторые плакали, но благодарили за возможность еще раз это все отрефлексировать и переосмыслить», – вспоминает Комаровский.
Основной акцент в проекте сделан на реалистичности: военные в эпизодах были настоящими военнослужащими (с этим помогла военная администрация Киевской области) и даже художница по гриму Джулия Мельник, воспроизводя ранения, консультировалась с врачами, чтобы все выглядело аутентично.
Несмотря на всю амбициозность фильма «Область Героїв», срок девелопмента и производства составил всего три месяца: «Так быстро мы еще никогда не снимали. 1 июня я придумал формат. Даже сценария еще не было», – говорит продюсер, добавляя, что по состоянию на сегодня уже готовы музыка (которую, кстати, не покупали, а писали самостоятельно), спецэффекты, цветокоррекция и т. д. В один из съемочных дней на площадку проекта заглянули голливудские фильммейкеры: Фил Нильсен, главный постановщик трюков в блокбастерах «Трансформеры: Эпоха истребления», «Железный человек», «Матрица: Воскрешение», и оператор-постановщик Шон Прайс Уильямс, наиболее известный по фильмам «Тесла», «Фолловер» и «Двенадцать». Комаровский вспоминает, что они также были в шоке от темпов съемок, но, когда увидели уже готовые небольшие кусочки материала, были приятно удивлены качеством.
Впрочем, даже присутствующие на съемочной площадке голливудские звезды не способны улучшить печальную реальность: сегодня, чтобы снять кино, украинцам нужны не только финансы и логистика, но еще и смелость. Ведь опасность погибнуть от российского снаряда остается по сей день: «В один из съемочных дней рядом прилетели ракеты», – говорит продюсер. Съемка, конечно, сразу же прекратилась, команда разъехалась по домам. Однако, по словам Комаровского, ни у кого не возникало сомнений, следует ли продолжать на следующий день.
На случай воздушной тревоги на площадке был разработан специальный алгоритм действий, хотя со съемками под открытым небом он не всегда помогал. «Если ты на улице, то не спрячешься нигде, – констатирует Алексей. – Наши съемки чаще всего проходили в тех местах, где все что можно уже разрушено». Когда снимали в Украинском доме или библиотеке им. Вернадского, при тревоге группа сразу должна была спускаться в бомбоубежище. К счастью, именно в дни съемок на этих локациях сирена в Киеве не звучала.
Команда фильма составила более 50 человек, многие из которых ранее не работали с Комаровским. «Я сразу почувствовал, что хочу взять [режиссера-постановщика] Артура Лермана, хотя мы с ним работали впервые. Поначалу у меня была идея снимать самому. Но я физически бы не вытащил», – признается Алексей. Для кого-то – например, второго режиссера Анжелики Горобець – это был первый крупный проект. И по словам Комаровского, она отлично с ним справилась. Впрочем, к съемкам были привлечены также опытные профессионалы: оператор-постановщик Евгений Усанов, художник по гриму Джулия Мельник, исполнительный продюсер Вера Сердечкина и другие.
Многие, с кем обычно работал продюсер, не смогли присоединиться на этот раз: кто-то выехал за границу, кто-то ушел на войну, а кому-то психологическое состояние еще не позволяло полноценно вернуться на площадку. Однако результатом Комаровский доволен: по его словам, вся команда работала творчески и как слаженный механизм. И конечно, участие в этом проекте люди принимали не ради гонораров: рынок сильно изменился, и ситуация в индустрии в целом такова, что оплата труда очень снизилась. Отдельно продюсер отмечает рентал-сервис Patriot, технического партнера фильма, всячески способствовавшего команде и делавшего все, чтобы лента была высокого технического качества.
Что же касается бюджета «Області Героїв», то Алексей Комаровский признается: финансы – это его личный риск. А поскольку у государственных учреждений почти нет денег, они пытаются поддержать отечественное кинопроизводство иным образом: «Реализовать кинопроект настолько быстро, в таком качестве и масштабах удалось благодаря партнерству с Киевской областной военной администрацией (КОВА). В ответ на наше обращение о помощи с локациями и другими организационными вопросами КОВА максимально быстро отреагировала и эффективно помогала съемкам».
Что же касается Госкино, которое, как отмечено в пресс-релизе, способствует созданию проекта, речь идет только об имиджевой поддержке и помощи с промотированием: по словам продюсера, ни копейки от государственного агентства фильм не получил. Так что остается только надежда на частный капитал. Со временем Комаровский объявит точный бюджет ленты, а пока еще ведутся определенные партнерские переговоры. Продюсер подчеркивает: учитывая тему проекта, речь идет только об одном формате сотрудничества – того, кто поддержит фильм, создатели обязательно отметят в титрах.
Сейчас фильм почти готов к прокату, в сети уже доступен первый тизер.
«Премьера планируется на осень. Но точную дату сказать не могу, пока договариваемся с украинским дистрибутором», – объясняет Комаровский. Также создатели работают над англоязычным вариантом тизера для западных партнеров, ведь зарубежный прокат тоже в планах (особенно в тех странах, куда вынужденно переехали многие украинцы). Впрочем, это все пока что без конкретных дат.
Продюсер уверен, что целевая аудитория «Області Героїв» не только в Украине. Он хочет показать всему миру, какие украинцы на самом деле. А в ответ на вопрос, разве за полгода полномасштабной войны европейцы еще не увидели, каковы украинцы, он приводит слова Артура Лермана: «Посмотрите, как нас изображают топовые журналы – бабушка на фоне сожженных жигулей. Честно говоря, у нас еще нужно поискать старенькие жигули. В Украине машины среднего класса. Мы не такие, какими видят нас иностранцы. Мы гораздо цивилизованнее. Гораздо современнее. А они думают, что мы такие, как были лет двадцать назад. Вот что хотчется передать на языке кино – мы совсем не отличаемся от европейцев».
Комаровский уверен, что фильм мог бы заинтересовать и западные стриминговые сервисы. Параллельно продюсер ведет переговоры о показе с отечественными телеканалами.
А вот о своих будущих проектах Комаровский говорит немного – сначала хочет дождаться реакции зрителей кинореконструкции. Впрочем, признается, что есть планы снять фильм об одном из наших городов-героев. Кроме того, на начальной стадии разработки находится шпионский триллер о событиях в Украине: для него точно будут искать западного инвестора, и продюсер таинственно намекает, что на площадку «Області Героїв» голливудские профессионалы наведались не просто так.