Недавно Министр культуры, молодежи и спорта Украины Владимир Бородянский выступил на парламентских слушаниях с заявлением касательно безопасности журналистов, сообщив, что министерство планирует усилить ответственность медийщиков за распространение фейков. Например, планируют расписать критерии понятия «манипулирование общественным мнением» и ввести за манипулирование административную и даже уголовную ответственность. Такое заявление вызвало эмоциональную реакцию представителей прессы, а также множество вопросов: каким образом все это будет происходить, не будут ли нарушаться гражданские свободы, будет ли журналист сам защищен от манипуляций с законом и т.д.
Чтобы ответить на все вопросы, министерство организовало публичную дискуссию «Свобода слова, защита журналистов и информационного пространства Украины от дезинформации (манипуляции и фейков)», которая прошла вчера в агентстве «Укринформ». Владимир Бородянский и его первый заместитель Анатолий Максимчук обсудили с представителями СМИ основные моменты будущего законодательного проекта, разработать первый драфт которого планируют уже через три недели.
Позиция министерства, по словам Максимчука, проста: в условиях информационной войны против украинской государственности чиновники хотят разработать эффективные механизмы защиты национального информационного пространства. Эти механизмы преследуют цель уберечь медиа от давления, обеспечить гражданам условия доступа к достоверной информации и поддерживать ответственность за умышленное систематическое распространение дезинформации, которая является элементом военной агрессии против Украины.
К обсуждению были предложены такие моменты: введение позиции омбудсмена по вопросам информации, саморегулирование журналистского сообщества, информирование, усовершенствованный порядок опровержения информации, медиаграмотность, запрет на владение или финансирование медиа гражданами или компаниями РФ, аккредитация иностранных журналистов, регистрация СМИ и ответственность.
Итак, омбудсмен по вопросам информации должен стать институтом защиты права общества на достоверную и точную информацию. Омбудсмен будет мониторить информпространство, проверяя на наличие дезинформации, рассматривать жалобы на дезинформацию и обращаться в суд для защиты интересов общества. Проверять информацию ему помогут фактчекинговые организации.
Важный нюанс: в министерстве не считают дезинформацией оценочные суждения, сатиру и недостоверную информацию о каком-либо лице, не вредящую общественным интересам.
Для саморегулирования журналистского сообщества должна быть создана независимая журналистская организация, частично или полностью финансируемая из бюджета. Сообщество должно разрабатывать и контролировать соблюдение этических стандартов журналистской деятельности, присваивать индекс достоверности новостей и предоставлять, подтверждать или лишать статуса журналиста тех, кто эти стандарты не соблюдает.
По словам Анатолия Максимчука, сегодня журналистом себя может назвать любой - и требовать государственной защиты. Но фактически такие сторонние люди журналистами не являются, поэтому их статус должен быть подтвержден.
В пункте об информировании речь шла о внедрении индекса достоверности, что давно практикуется в западных странах. Например, предлагается не называть информацию «новостью», если она таковой не является, и идентифицировать оплаченный контент (не рекламный, но оплаченный третьими лицами).
Также предлагается ввести обязательное уведомление об авторе с указанием, под каким именем он пишет - настоящим или псевдоним, а также обязать интернет-СМИ указывать первоисточник и размещать гиперссылки в случае подачи жалобы об опровержении.
Повысить ответственность медиа в министерстве планируют обязательным государственным лицензированием. В случае, если дизинформация была распространена разово, нарушитель будет нести административную ответственность, а за систематическую деятельность с нарушением правил СМИ смогут привлечь к уголовной ответственности.
Если говорить о следственных действиях по отношению к представителям СМИ, то будет разработана отдельная система их проведения и предоставлена бесплатная правовая помощь по уголовным делам. Если представителю прессы угрожают (например, из-за публикации резонансного расследования), ему, согласно планам министерства, должны предоставить физическую охрану. Государство также должно будет финансово поддержать журналиста в случае потери работы из-за давления (в том числе собственника издания).
Кроме того, предлагается ввести страхование жизни и здоровья журналистов за счет медиа.
По мнению Владимира Бородянского, необходимо создать фонд развития информационного пространства, который функционировал бы подобно Украинскому культурному фонду и выдавал государственные гранты на развитие направления.
По каждому из указанных пунктов Бородянский попросил присутствующих отметить плюсы и минусы предложенного министерством. Перечислим предложения по сути: шеф-редактор издания «Детектор медиа» Наталья Лигачева попросила четко определить полномочия омбудсмена, а шеф-редактор издания «Обозреватель» Орест Сохар выразил беспокойство возможной заангажированностью будущего омбудсмена. Экс-глава новостей «Медиа Группы Украина» и политический медиаконсультант Алексей Мустафин предложил назвать омбудсмена «великим инквизитором», поскольку такое определение больше соответствует описанным функциям. Редактор общественных тем издания theБабель Юлиана Скибицкая засомневалась в необходимости введения нового института, как и в том, сможет ли омбудсмен справиться с огромным объемом информации.
Журналистка «Громадське» Анастасия Станко заметила, что контролирующих органов в Украине достаточно, а власти, по ее мнению, не нужно вмешиваться в саморегуляцию медиа и создавать дополнительные регуляторные органы. Лина Кущ из Национального союза журналистов Украины напомнила, что монополии на информацию не существует, а информационное пространство не закрыто, поэтому она видит в введении позиции омбудсмена усиление контроля только над легальными медиа - количество дезинформации от этого не уменьшится. Бородянский ответил, что нелегальных СМИ в Украине вообще не должно быть, а непосредственно омбудсмен сможет отслеживать дезинформацию даже в Telegram, однако не пояснил, каким образом.
Однако, есть и те, кто нашел плюсы в предложениях министерства. Ольга Седова, представляющая медийные программы посольства Швеции, отметила, что у страны появился шанс заполнить большой институциональный пробел. Впрочем, непонятно, на какие деньги это делать - в принятом бюджете-2020 не заложены суммы на указанные инициативы министерства.
Соучредитель и главный редактор сайта StopFake Евгений Федченко заявил, что индустрия действительно нуждается в том, кто бы занимался вопросами дезинформации: сегодня информация собирается, но не выносится в policy making, нет звена, ответственного за выработку определенной политики с конкретными последствиями.
Говоря о безопасности, представители медиа отметили, что обязательное уведомление об авторе нарушает право журналиста на анонимность, как, возможно, и обязательное лицензирование, а страхование жизни и здоровья журналистов за счет медиа создаст большую дополнительную нагрузку на бюджет медиа. И, зная реалии отечественного медиарынка, с этим сложно не согласиться.
Полностью ознакомиться с ходом обсуждения можно по ссылке.
В конце мероприятия Владимир Бородянский обратился к присутствующим с просьбой принять участие в разработке первого драфта законопроекта. От представителей медиа он ожидает сотрудничества 10-12 часов в неделю в течение ближайших трех недель. По завершению этого периода мы и узнаем, удастся ли министерству и представителям СМИ выработать совместное решение, которое удовлетворило бы обе стороны.