Летом в штатном расписании Общественного появилась новая должность - генеральный продюсер, которую занял соучредитель онлайн-радио «Аристократы» и режиссер фильма «Дикое поле» Ярослав Лодыгин. Приоритетом генпродюсер обозначил повышение показателей канала «UA: Перший», для воплощения которого НОТУ сосредоточилась на реформе всей телевизионной составляющей и, в частности, на расширении спортивного меню в эфире.
С появлением Лодыгина в эфире общественного телеканала «UA: Перший» увеличилось количество спортивных трансляций. Если говорить только про футбол, здесь показали триумфальный для Украины чемпионат мира U-20 в Польше, Евро U-21, женский чемпионат мира и церемонию награждения лучших по версии FIFA. А еще мужской и женский чемпионаты Европы по волейболу, футзальные Евро U-19, чемпионат Европы по прыжкам в воду, чемпионат мира по фигурному катанию, теннисные и гандбольные матчи.
В интервью онлайн-изданию Tribuna.com Ярослав подробно объяснил, зачем делает акцент на спортивных трансляциях, чего еще болельщикам ждать в эфире и почему НОТУ не планирует показывать трансляций топовых футбольных чемпионатов.
На вопрос, почему телеканал «UA: Перший» стал уделять спорту еще больше внимания, Лодыгин объяснил: когда пришел заниматься реформой телевидения/телепроизводства, увидел огромный спортивный пакет, который используется лишь частично - наибольшее внимание уделялось трансляциям зимней и летней Олимпиад, а также чемпионата мира по футболу.
Но, как оказалось, у вещателя есть возможность каждый месяц, в том числе благодаря сотрудничеству с Европейским вещательным союзом, показывать разные виды спорта и работать с ними.
«Для меня как руководителя этого телевидения в условиях реформы, технологических проблем и проблем с производством контента из-за недофинансирования, спорт - едва ли не самый общественный контент. Потому что он объединяет, собирает разную аудиторию. Поэтому его стало больше сейчас. Мы даже называем эту осень «Осень спорта», пока готовимся к перезапуску канала в следующем году. На спорт мы возлагаем большие надежды. Это часть будущего общественного вещателя. И, особенно, настоящего», - сказал генпродюсер.
Для канала ценность спорта заключается в том, что он увеличивает аудиторию. Сейчас показатели Общественного очень низкие, а спортивные события дают результаты выше среднего, даже если это гандбол или волейбол.
«Другое дело, что среди всех телевизионных каналов - если говорить об эфирном телевидении - мы единственные, кто заинтересован в спорте настолько. Потому что, например, для «Украины» или «1+1» такие показатели спорта были бы все равно низкими», - объясняет Ярослав.
Генеральный продюсер Общественного рассказал, что телевидение больше уделяет внимания футболу, боксу и биатлону в сезон. Остальные виды спорта очень сильно отстают. По мнению Лодыгина, чтобы просмотры, например, волейбола или гандбола росли, нужна долгосрочная стратегия, которая будет включать не только эпизодические показы турниров, в которых участвуют украинские сборные.
«По каждому отдельному виду должна быть программа развития аудитории, коммуникационная платформа, программы о звездах в этих видах спорта, масштабная кампания популяризации», - объяснил Лодыгин и добавил, что вещатель уже занимается воплощением этой стратегии.
В частности он не исключает, что у Общественного появится отдельный спортивный канал, поскольку недостатка в контенте нет. Но на его создание и развитие потребуется время, поэтому сейчас это довольно далекая перспектива.
«Почему бы и нет? Это нормальный путь для общественных вещателей. Это же бесплатное открытое телевидение для всех. Вот со следующего года закодируют все коммерческое телевидение, все это будет платным, а общественный вещатель останется бесплатным. Сейчас у нас спорт пытаются собрать на закрытых кабельных каналах или на платных VOD-платформах. Итак, должен быть общедоступный спорт, бесплатный к пересмотру», - говорит Ярослав.
Конкурировать со спортивными каналами Общественное планирует за счет своего крупнейшего в стране покрытия. Сейчас НОТУ уже пробует свои силы в борьбе за топовый бокс, экспериментирует. Но генпродюсер отмечает огромное количество проблем, которые надо решить, чтобы усилить конкуренцию.
Что касается футбола, то показывать чемпионаты Италии, Франции и других стран на Общественном не считают нужным, предпочитая общие для аудитории спортивные темы. Однако не исключают, что в будущем вещатель мог бы стать оптимальным решением для украинской Премьер-лиги.
«Потому что каналы принадлежат олигархам, которым принадлежат клубы. Никто никому не доверяет. В этом плане общественный вещатель мог бы быть компромиссом для всех. Иначе они никогда не договорятся по общему пулу», - говорит Лодыгин.
Но тут есть другая проблема - финансирование. Сейчас его недостаточно, чтобы производить чемпионат на уровне, к которому привыкли зрители. Одним из вариантов решения генпродюсер видит общий продакшен-фонд, который бы покрывал производство, а трансляции взяло бы на себя Общественное.
Еще одно преимущество Общественного в борьбе за огромное количество спортивных соревнований - членство в Европейском вещательном союзе.
«Например, сейчас мы рассматриваем возможность показа клубного чемпионата мира по футболу в конце года. На прошлой неделе мы транслировали церемонию награждения лучших от ФИФА. Такие предложения автоматически нам первыми приходят. Далее мы можем с ними что угодно делать. И конечно, у нас есть возможность покупать эти права дешевле, не по цене для коммерческих каналов», - подчеркнул Ярослав, уточнив, что цена прав является коммерческой тайной.
Также Лодыгин сообщил, что уже заканчивается планирование 2020 года, когда состоятся Олимпиада и Паралимпиада. Для компании это не только вопрос приобретения прав на трансляцию, но и большая нагрузка в плане организации перевозки и размещения журналистов и комментаторов, которая должна быть проведена заранее, за несколько лет.
«Когда еще не было Общественного, а было государственное телевидение - это всегда делалось в последний момент. Давали столько денег, сколько не хватало. И тогда ехали, вписывались: «Дайте нам уголок». В тот момент, когда британцы или русские приезжали с журналистскими пулами в 200-400 человек, Украина отправляла 10-15. Отсюда и качество освещения», - говорит Лодыгин и надеется, что теперь будет иначе.
Учитывая, что Олимпиада и Паралимпиада - центральные события в следующем году, Общественное уже работает над подготовкой. В планах - как можно сильнее подготовить людей к соревнованиям, к тем видам спорта, где у Украины есть шансы на медали.
Также уже существует ежемесячный план трансляции спортивных соревнований на следующий год. В зимний сезон вещатель покажет биатлон, есть планы на трансляцию чемпионата по гандболу, конечно, будет трансляция фигурного катания, поскольку показ этого вида спорта для Общественного уже стал традиционным, и существует постоянная аудитория.
«Думаю, также будут какие-то события по боксу. Хотя там тяжелое планирование, тяжелые календари. Еще планируется чемпионат мира по футзалу. В Киеве в следующем сентября также будет проходить Универсиада по водным лыжам. Считаю, что показывать такие внутренние события международного масштаба - наша обязанность. Хотя это зависит от технического оснащения. Потому что у нас пока скромные возможности», - сказал Ярослав.
Генпродюсер хотел бы больше уделять внимания таким видам спорта как греко-римская борьба и фехтование, где в Украине есть свои звезды мирового уровня, и легкой атлетике, но исследования показывают, что люди потеряли к ней интерес.
Также Лодыгин считает, что внутренние соревнования по футзалу, волейболу или баскетболу должны быть на телевидении. Но картинка из залов, где проводятся спортивные события, иногда откровенно ужасна.
«Это должно быть скоординировано. Пока в Украине не построят новые арены, а не эти физкультурные залы, телевизионная аудитория не появится. Потому что когда ты смотришь NBA, а потом включаешь чемпионат Украины, а там эта шведская стенка на фоне ... Я даже запах этого зала чувствую. Это никогда не будут смотреть, даже если мы туда лучшие камеры поставим и свет навезем. Должны быть условия. Ни один вещатель не может построить зал. Значит, это должны делать те, кто занимается этими видами спорта - федерации, объединения, клубы. Они должны выработать какую-то стратегию развития: лоббировать, выбивать деньги на строительство арен», - убежден Ярослав.
Еще одной из задач Лодыгина является реформа присутствия спорта в диджитал. Для этого в НОТУ появился отдельный департамент, в планах - построение спортивной диджитал-платформы, запуск YouTube-канала о спорта, оперативная работа с хайлайтами.
Ожидается пересмотр условий работы с VOD-платформами, которые имеют в пакетах общественный вещатель.
«Считаю неправильным, когда мы бесплатно отдаем им эфирный сигнал. Они даже рекламируют это как свое внутреннее событие - например, финал какого-то чемпионата. Приобщают туда каких-то спонсоров, а мы с этого ничего не имеем. Хотя мы платим за эти права. Будем скоро что-то делать. Я за сотрудничество - оно выгодно всем. Общественный вещатель должен быть обозначен активнее. Если есть какие-то рекламные доходы - они должны быть разделены с нами», - подчеркнул Лодыгин.
Генпродюсер надеется, что Общественному дадут возможность выполнить все планы и смогут осознать, что этот холдинг полезен всем.
«Не может быть нормальной страны без такой среднего звена, которое задавало бы стандарты, было бы равноудаленным и инвестировало не только в коммерчески выгодные вещи, безопасные с точки зрения бизнеса и политики, но и в то, что нужно обществу», - сказал Лодыгин напоследок.