Глава отдела политики по кибербезопасности Facebook Натаниель Глейхер сообщил, что соцсеть приостановила в Украине деятельность аккаунтов и групп, которые вели скоординированные кампании по дезинформации. Идентифицировать их удалось на основе поведенческого анализа подозреваемых, а не содержания контента. По словам менеджера, в ходе расследования удалось установить, что удаленные аккаунты связаны с украинским PR-агентством Pragmatico.
В общей сложности Facebook удалила 168 аккаунтов, 149 страниц и 79 групп. В совокупности у них было около 4,2 млн фолловеров, к группам присоединились примерно 400 тыс. аккаунтов. Страницы и группы управлялись фейковыми аккаунтами, а имена постоянно менялись. На рекламу в Facebook и Instagram, по оценкам Глейхера, компания потратила невиданный для Украины бюджет - примерно $1,6 млн.
Предполагается, что организаторы кампании направляли людей за пределы Facebook на сайты, которые позиционировались как новостные. Среди удаленных страниц оказались аккаунты изданий Znaj.ua, Politeka и Hyser.
В Facebook указали, что PR-агентство Pragmatico не является частью информационной войны со стороны России, не работало на какого-то конкретного политика или бизнес. По словам Глейхера, фирма сотрудничала с различными клиентами с целью заработать, а основными темами публикаций были спорт, знаменитости, шоу-бизнес, политика и экономика.
О PR-компании, которая якобы стоит за скоординированной работой акаунтов, журналистам издания LIGA.net из разных источников удалось раздобыть некоторую информацию. Скорее всего, фирма базируется в Киеве, имеет штат до 50 человек, «большой SMM-отдел», но работает «по-партизански» - пять опрошенных редакцией PR-специалистов никогда ничего не слышали о Pragmatico. Зато в период выборов фирма была замечена в работе по дискредитации кандидатов. Об этом написал большой пост одесский блогер Александр Коваленко, характеризуя Pragmaticо не иначе как фабрику троллей.
«…в составе тролль-групп молодые люди 20-30 лет работающие в три смены, каждая из 10 человек. Месячная зарплата одного тролля составляет около 9 тыс. грн», - писал Коваленко со ссылкой на собственные источники. Норма дневной смены - 300 комментариев, ночной – 200 комментариев.
Издание Znaj.ua опубликовало на своем сайте официальное заявление о блокировке страницы в Facebook. В нем говорится, что редакция действительно несколько месяцев назад сотрудничала с Pragmatico. Компания предоставляла Znaj.ua консультационные услуги по продвижению страницы в соцсетях, но после этого издание и PR-компания больше не работали вместе. В заявлении говорится, что закрытие страницы в Facebook могло стать следствием «манипуляций со стороны политических сил, которые стремятся заткнуть рты известным медиа, критикующим их деятельность».