Издатели обратились к Правительству, Верховной Раде и президенту Украины с просьбой принять первоочередные меры по обеспечению доступа населения Украины к профессиональным медиа. Обращение подписали президент Украинской Ассоциации Медиабизнеса Алексей Погорелов, президент Ассоциации Независимых Региональных Издателей Украины Александр Човган и председатель Национального Союза Журналистов Сергей Томиленко.
«Именно украинские издания местной сферы распространения являются источником информации для жителей сел, городов и райцентров - а это 66% населения Украины! Местные печатные СМИ являются источником местной информации и новостей для 70% жителей Украины, а если добавить сюда информационные ресурсы, которые создают и наполняют именно издатели - эта цифра будет даже больше. В условиях пандемии все больше стран мира - после первоочередных неотложных мер по борьбе с COVID-19 - создают условия для обеспечения доступа своих жителей к прессе как к такому же социально важному ресурсу как пища», - говорится в документе.
Учитывая это, издатели обратились к властям с просьбой поддержать следующие меры:
- Внести прессу в перечень товаров, доступ к которым должен быть обеспечен через работающие сети продуктовых магазинов и супермаркетов.
- Внести точки розничной продажи прессы в перечень объектов инфраструктуры, которые должны работать и обеспечивать информационную безопасность в Украине. Большинство киосков торгуют сегодня также средствами личной гигиены (маски, антисептики), размещаются на улице, являются практически закрытыми помещениями, где контакт продавца и покупателя гораздо меньше, чем покупателя и кассира в супермаркете.
- Открыть возможность бесперебойной перевозки прессы из типографий в точки розничной продажи для компаний, которые специализируются на логистике прессы.
- Расширить перечень мест, где может осуществляться торговля прессой. Добавить прессу в ассортимент супермаркетов и аптек.
- Получить от Укрпочты гарантии своевременной доставки прессы подписчикам. В оперативном порядке найти возможность временного (на период действия карантина) снижения тарифа на доставку периодики.
- Во времена рекордного падения рекламных доходов всех медиа и для предотвращения прекращения выхода медиа ввести налоговые каникулы для редакций СМИ: временно отменить налог на доходы для работников редакций (НДФЛ) и НДС по продаже прессы. Установить на период действия карантина льготную аренду для редакций и для киосков прессы - 1 грн в месяц.
- С целью поддержки редакций местных изданий разместить в газетах местной сферы распространения социальную рекламу за счет средств бюджетов (как государственного, так и местных), исходя из стоимости 1 грн за один экземпляр по подписке. Таким образом подписчики местных изданий гарантированно получат достоверную информацию от правительства и Минздрава (более 50% которых - это пожилые люди в зоне высокого риска смертности от коронавируса). Эти действия помогут обезопасить пожилых людей, поддержит наиболее пораженные кризису местные газеты и будут эффективной таргетированной коммуникацией для правительства.