5 февраля 2020 года депутаты внесли в парламент очередную версию проекта Закона об электронных коммуникациях. Этот документ должен регулировать рынок интернет-доступа и мобильной связи в стране. Редакция AIN.UA описала основные нововведения проекта (в версии, рассматриваемой на рабочей группе от 15 января 2020 года).
За день до этого - 4 февраля - был снят с рассмотрения предыдущий проект № 2264, получивший негативные отзывы. Еще осенью 2019 года Интернет Ассоциация Украины (ИнАУ) опубликовала открытое обращение к властям относительно угрозы уничтожения рынка услуг связи.
Чтобы решить целый ряд проблем отрасли, эксперты Офиса эффективного регулирования BRDO предложили изменения, которые легли в основу законопроекта «Об электронных коммуникации», особое внимание уделяя защите абонентов.
Что это дает пользователям?
Документ закрепляет право каждого на доступ к интернету (ст. 103-104). «Адресный» доступ считается универсальной услугой, в которую входит возможность пользоваться интернет-поиском, интернет-банкингом, почтой, онлайн-медиа, интернет-магазинами, мессенджерами, голосовым и видеозвонками и т.д. Малоимущим потребителям обещают предоставить субсидии на такой доступ.
Пользователь получает возможность отказаться от навязчивой рассылки. Ст. 123 проекта вводит обязательное предварительное согласие абонента получать информацию и обязательную возможность отказаться от рассылки, причем в каждом сообщении. Проект предусматривает штрафы за нежелательные рассылки от 1700 до 8500 грн.
Еще одна удобная опция - внесудебное решение споров. Абонент сможет оспорить действия мобильного оператора не только в суде, но и обращением в Нацкомиссию по регулированию связи (НКРСИ). Там должны решить конфликт за два месяца с момента обращения (ст. 126).
Также у абонентов появится возможность покупать телеком-услуги не в «пакетах», а только те, что нужны (ст. 110), и отказаться от платы за услугу, которую они не заказывали.
В проекте закреплено право абонента знать о минимальной и максимальной скорости оплаченного им интернета. Ст. 108 обязывает телеком-компаниям сообщать о минимальной, средней и максимальной скорости подключения.
За абонентом остается право получать телеком-услуги анонимно (свободная покупка SIM-карты, без предъявления паспорта), ст. 107, п. 5: абонент может добровольно пройти идентификацию у оператора, в том числе с помощью MobileID и BankID.
Что это значит для провайдеров и мобильных операторов?
Проект Закона об электронных коммуникациях основывается на принципе технологической нейтральности. Это значит, что применение законодательства должно как можно меньше зависеть от технологии, которая используется для телеком-услуги. Законодательство не должно поощрять или дискриминировать отдельные технологии. «В лицензиях на пользование радиочастотами не будет указана конкретная технология, их применение будет определяться только планом использования радиочастотного ресурса», - поясняют в BRDO.
Обязанности участников рынка будет определять только закон, а не подзаконные акты. Нечеткие формулировки будут трактоваться в интересах компаний. Также закреплено общее использование инфраструктуры телеком-сетей для участников рынка (ст. 29).
Вести онлайн-реестр поставщиков электронных коммуникационных сетей и услуг будет НКРСИ.
Над проектом работала группа на базе Комитета ВРУ по вопросам цифровой трансформации совместно с представителями мобильных операторов Украины, бизнес-ассоциаций и независимыми экспертами.