С 1 января в силу вступили контрольно-взвешивающие параметры, рассчитанные по результатам волны Установочного исследования, которая прошла в сентябре-ноябре 2019 года. Как сообщает ИТК, исследование проводилось для уточнения информации о наличии телеоборудования и возможности приема телевизионного сигнала, социально-демографических характеристик телезрителей, а также для оценивания размера и структуры генеральной совокупности с учтом внутренне и внешне перемещенных лиц для экстраполяции размера телеаудитории Украины.
В рамках исследования были опрошены 4 413 домохозяйств - 2406 в городах с населением более 50 тысяч и 2007 в населенных пунктах «50-» (1169 в селах и 383 в городах) - методом интервью face-to-face, домохозяйства отбирались адресным методом. Опрашивались респонденты в возрасте от 18 до 70 лет, а также старше 70 лет, если в домохозяйстве не было людей другого возраста. Территория исследования - вся Украина, кроме Крыма, а также временно оккупированных районов Донецкой и Луганской областей.
Соотношение выборки и генеральной совокупности выглядит так:
Демографические характеристики
В среднем телевизионное домохозяйство Украины состоит из 2,69 человек: в 18,9% д/х живет один человек, в 31,8% - двое, в 24,4% - трое, в 24,9% - четверо и более. Наибольшее количество домоходяйств из четырех и более человек (35,5%) - на западе страны, наименьшее (19,8%) - в центре. Больше всего домохозяйств из одного человека (23,3%) насчитывается в северном регионе.
Дети до 18 лет проживают в 39,4% домохозяйств, люди старше 60 лет - в 47,2%. Распределение по выборкам равномерное: 38,2% детей в городах «50+» и 40,4% в «50-», людей старше 60 лет - 45,3% и 48,7% соответственно.
Занятость и доход
Только 68,2% домохозяйств могут похвастать людьми с полной или частичной занятостью: 71,6% - в городах «50+», 65,4% - в населенных пунктах «50-». С доходами у населения тоже не ахти: только 0,3% телевизионных д/х могут позволить себе какие угодно покупки в любое время. 2,7% хватает на все, кроме глобальных покупок, вроде машины или квартиры; 13,2% могут себе позволить крупные покупки, вроде телевизора или холодильника, если сэкономят или одолжат; 33,4% хватает только на питание и одежду; 32,9% - только на питание; 14,6% вынуждены экономить на еде. Только 8% телевизионных домохозяйств могли позволить себе отпуск за границей в последние два года.
В цифрах доход телевизионных домохозяйств выглядит так:
Язык
50,6% телевизионных домохозяйств назвали украинский основным языком общения в семье, 33,5% - русский, 14,9% - украинский и русский в равной степени. Распределение по регионам выглядит так:
Гаджеты, интернет и тип приема
Согласно результатам исследования, в 12,7 млн домохозяйств Украины (89,4%) есть телевизоры: у 69,4% - один, у 23,5% - два, у 7,1% - три и более. Наибольшее количество д/х с телевизорами на юге страны (94,5%), наименьшее - в Киеве (81,1%). 2,6% д/х не имеют телевизора, но смотрят ТВ в интернете. Самым популярным по-прежнему остается телевизор с размером экрана 20-25 дюймов (50-64 см), но количество таких устройств все же уменьшается: с 64,7% в 2014 году до 43,5% в 2019-м. Соответственно, количество телевизоров с экраном более 30 дюймов (более 75 см) растет: с 15,9% в 2014-м до 32,6% в 2019-м. Более 9,9% домохозяйств имеют телевизор с экраном 40 дюймов и более. Меняется не только размер экрана, но и его качество: хотя бы один широкоформатный (16х9) телевизор есть у 59,9% домохозяйств (против 27,3% в 2014-м), а 56,9% д/х имеют устройства с плоским экраном (против 30,1% в 2014-м).
Если говорить о типе приема, то в стране лидирует спутник - 34,6% д/х (против 27,4% в 2014-м), за ним следует кабель (30,4% против 36%) и цифровое эфирное ТВ (28% против 5,1%). 4,2% домохозяйств используют IPTV/MMDS, 2,8% - до сих пор смотрят аналог (против 31% в 2014-м).
Речь идет о технической возможности использовать тот или иной тип приема. Стоит учитывать, что одно домохозяйство может иметь разные типы приема
Только 68,1% телевизионных домохозяйств провели домашний интернет, хотя как минимум один девайс с выходом в сеть (компьютер, ноутбук, планшет или смартфон) есть у 86,2% д/х. Ежедневно домашним интернетом от провайдеров пользуются всего 40,6% д/х (51,1% в крупных городах, 32,6% - в маленьких населенных пунктах), мобильным интернетом дома - 31% (33,4% и 29,2% соответственно), мобильным интернетом вне дома - 31,3% (38% и 26,2%). WiFi вне дома ловят только 8,7% домохозяйств: 12,5% в городах «50+», 5,7% - в населенных пунктах «50-».
Количество смартфонов за последние пять лет выросло с 65,9% до 83,1%, планшетов - с 5,9% до 23,3%. Стационарный телефон остается у 13,2% телевизионных домохозяйств.
Потребление контента
На вопрос о времени, затраченном на онлайн-просмотр контента дома, телевизионные домохозяйства отвечают так:
Если же говорить об онлайн-просмотре видео вне дома, то большинство (8-12%) тратит на это не более часа.
А вот немного информации для кинорынка: члены 7,3% телевизионных семей ходят в кинотеатры несколько раз в месяц или чаще (11,8% в городах «50+», 3,6% - в населенных пунктах «50-»). Есть куда расти.
Нетелевизионные домохозяйства
Большинство респондентов отсутствие телевизора дома объясняют просто: «Не видим потребности» (37,7% нетелевизионных д/х и 3,1% всех д/х). Интернет вместо телевизора смотрят 31,3% нетелевизионных д/х (2,6% всех), телеконтент на других устройствах потребляют 14,9% нетелевизионных д/х (1,2% всех). Некоторым смотреть телевизор не дают религиозные убеждения (7,1% и 0,6% соответственно), у кого-то на это нет времени (5% и 0,4%), а у кому-то мешает неустойчивый сигнал (1,7% и 0,1%).
В целом же показатели нетелевизионных домохозяйств таковы:
Данные принадлежат ИТК; предоставлены МРМ. Подробнее о панели - http://tampanel.com.ua/