Праздник футбола под названием Чемпионат мира – 2022 в Катаре продолжается и продлится еще почти неделю. Основные его страсти и интриги, конечно же, еще впереди, однако, как это традиционно бывает, кроме непосредственно спортивного зрелища мундиаль провоцирует немало определенным образом связанных дискуссий и скандалов. Последних на этот раз вышло даже больше обычного (чего только стоит запрет на продажу алкоголя), однако мы на них не будем останавливаться. Лучше займемся исследованием технологичности процессов, которой чемпионат мира известен почти так же, как участием огромного количества футбольных звезд одновременно. А как иначе, когда всю красоту спорта необходимо показать как можно большему количеству зрителей по всему миру?
Стриминг, метавселенная и дополненная реальность
Масштабные футбольные турниры среди прочего интересны тем, что часто с их помощью новые технологии в вещании прокладывают себе дорогу к сердцам и домам людей. Это своего рода витрина для инноваций, благодаря которой продажи телевизоров и связанной с ними техники могут не только вырасти, но и изменить вектор. Например, телевизоры с технологией HD начали массово предлагать покупателям в 2006 году – именно в преддверии мундиаля, проходившего в Германии, а к следующему чемпионату в 2010-м подобные девайсы уже стали мейнстримом. Похожая история произошла и с форматом 4К, ставшим изюминкой всех возможных технических выставок в 2014-м (в том же году, что и чемпионат мира в Бразилии), а к 2018-му (то есть к следующему мундиалю) домашний телевизор без него уже было трудно представить.
Логично было бы ожидать, что и в этом году произойдет нечто подобное: например, нынешний мундиаль мог бы стать своего рода проводником для технологии 8К. Однако, как говорят эксперты, эту нишу уже заняла Олимпиада, которая в начале 2022-го состоялась в Пекине, поэтому никакой технологической революции здесь не предвидится. Правда, определенное наследие после себя мундиаль все же оставит, и в первую очередь эксперты видят это в ускорении и углублении уже существующих тенденций потребления контента – точнее, в использовании стриминга вместо привычного и логичного в данном случае прямого эфира через, например, спутник.
Еще каких-то четыре года назад стриминг в контексте футбольного чемпионата был чуть ли не маргинальным трендом, но теперь ситуация меняется. Например, согласно исследованию Amdocs в Великобритании, которое компания проводила накануне старта турнира, 75% зрителей собирались смотреть его в прямом эфире, однако 44% миллениалов (от 26 до 41 года) и 38% зумеров (18–25 лет) планировали выбрать стриминг по крайней мере для части матчей. Похожая ситуация и в США, где прямой эфир собирались использовать 68% зрителей, а 57% миллениалов и 36% зумеров выбрали стриминг.
Ставку на SVoD сделала и сама FIFA, еще весной этого года запустившая собственную стриминг-платформу FIFA+. Аналитики уже тогда увидели в этом предвестник глобальных перемен в сегменте продажи прав на футбольные трансляции, однако сразу отметили, что быстро процесс не произойдет. Дело в том, что телеправа на ЧМ-2022 были проданы задолго до самого турнира, оттого в этот раз революции также не случилось. А вот трансляции мундиаля-2026, по крайней мере частично и хотя бы на некоторых территориях, FIFA вполне может оставить для себя, не продавая посторонним вещателям. Учитывая, что уже сейчас зрительский запрос на смотрение футбола в интернете не просто существует, но и растет, это не выглядит слишком фантастическим будущим.
Украина, кстати, здесь вполне в тренде, несмотря на войну. В этом году мундиаль транслирует не только Общественное, но и платформа MEGOGO
Поскольку речь уже зашла о FIFA+, то стоит отметить, что трансляции футбольных матчей и возможность посмотреть их в записи не единственное, на что создатели платформы и сама FIFA делают ставку. Если говорить о нынешнем мундиале, то главная изюминка сервиса в том, что он предлагает фанатам не ограничиваться только матчами, а погрузиться в самую настоящую метавселенную футбола. Для этого ассоциация еще в начале октября заключила контракт с компанией Roblox, и вместе они начали развивать проект FIFA World – виртуальную игровую среду, где пользователи могут общаться друг с другом в соцсетях, участвовать в различных активностях, собирать коллекции и т. д.
Значительную роль в нынешнем чемпионате играет технология дополненной реальности. Ее используют и в уже упомянутом FIFA World, когда пользователь может навести камеру своего смартфона на предмет и сделать его более футбольным, и непосредственно во время матчей. Речь идет о еще одной новейшей функции от FIFA+ под названием Stadium Experience, благодаря которой пользователи, лично посещающие игры в Катаре, могут чуть ли не в реальном времени увидеть статистику конкретного игрока или VAR-повтор (Video Assistant Referee – система видеопомощи арбитрам) любого момента игры.
Выглядит это так, будто будущее, о котором все говорили много лет, наконец настало
Искусственный интеллект на страже улучшения футбола
Контент и форматы его доставки – это, конечно, важно, но нынешний мундиаль запомнится еще и тем, насколько широко в его проведении используется искусственный интеллект. Причем речь идет не об одном решении, а о целом комплексе, благодаря чему качество игры в будущем может существенно улучшиться.
Во-первых, мяч. Внешне кажется, что игроки гоняют по полю самый обычный мяч (разве что новый), но на самом деле это настолько высокотехнологичный девайс, что его нужно заряжать так же, как смартфон. Дело в том, что внутри него прячется специальная система подвески, которая включает инерционный датчик движения с частотой 500 Гц, передающий данные 500 раз в секунду. Благодаря этому обеспечивается беспрецедентное понимание каждого элемента движения мяча, но игре это никак не мешает. Даже наоборот: такая новинка повышает скорость и качество принятия решений системой VAR, которая уже не первый год помогает арбитрам.
Еще одна новейшая вспомогательная технология на основе ИИ – система полуавтоматической фиксации офсайдов. Положения вне игры становились краеугольным камнем не одного турнира, поэтому в этот раз FIFA решила заранее позаботиться о том, чтобы претензий к ним было по минимуму. Чтобы ни у кого не осталось сомнений в правильности того или иного решения, на помощь придут 12 специальных камер, расположенных под крышами стадионов и отслеживающих мяч, а также 29 точек данных каждого игрока, включающих все конечности футболиста и проверяемых по 50 раз в секунду. Ну а потом результат моделируется и показывает, был ли на самом деле офсайд.
Еще одно применение ИИ на чемпионате мира в Катаре нашли в том, чтобы сделать лучше и комфортнее жизнь фанатов. В стране невыносимая жара, из-за чего турнир решили проводить не летом, а в конце осени и начале зимы, но полностью проблему это не решило. Однако на помощь пришла новейшая технология охлаждения стадионов, способная поддерживать внутри спортивных объектов около 20 градусов по Цельсию – комфортную температуру как для игроков, так и для зрителей. Приятный бонус, не правда ли?
В Китае же технологии применяют для продолжения политики нулевой терпимости к COVID-19: в CCTV (China Central Television), владеющей правами на трансляцию матчей на телевидении, радио и мобильных устройствах, не придумали ничего лучше, чем «надеть» маски на футболистов и зрителей матчей
А что там в Украине?
Конечно, украинцы в этом году немного заняты другими делами, а не футболом, но, к счастью, на него у наших зрителей сил также хватает. И не только на матчи: пока мы здесь говорим о технологиях, которые понемногу меняют саму игру, Орест Белоскурский заметил, что матчи мундиаля, транслируемые на Общественном и на платформе MEGOGO, не сопровождаются игровой графикой.
Так это должно выглядеть,
а так выглядит
Глава правления НСТУ Николай Чернотицкий попытался заверить возмущенную общественность, что в этой неприятности виновны правообладатели, предоставившие Общественному такой контент, а исправить его своими силами украинский вещатель не может. Однако Белоскурский ему не поверил, а что делать вам – решайте самостоятельно.