Инновационные технологии, искусственный интеллект (ИИ), машинное обучение постепенно становятся неотъемлемой частью работы медиакомпаний - как международных, так и локальных, не только частных, но и общественных. Это, в свою очередь, вызывает множество вопросов: насколько нужно вовлекать технологии в традиционные процессы, каковы преимущества их использования и не угрожает ли это человеку? Ответ искали на KYIV MEDIA WEEK, где при поддержке представительства ЕС в Украине была организована панельная дискуссия с иностранными вещателями, уже использующими инновации. В обсуждении участвовали Кати Бремме (Kati Bremme), заместитель директора Департамента инноваций общественного France Télévisions (Франция), Йохен Шпангенберг (Jochen Spangenberg), заместитель руководителя проектов по исследованиям и сотрудничеству, менеджер по инновациям Deutsche Welle (Германия), а также Олле Захрисон (Olle Zachrison), руководитель отдела стратегии цифровых новостей Шведского радио (Швеция).
Без человека никуда
«В 1968 году Пабло Пикассо сказал, что компьютеры бесполезны и могут только давать ответы. Сегодня, полагаю, он изменил бы свое мнение, - открыла дискуссию Кати. - Многие инструменты, предоставляемые существующими технологиями, очень полезны. И они творческие. Не сами по себе, конечно, но с нашей помощью они могут быть очень креативными. И как любой другой инструментарий в медиа, могут сделать нашу работу лучше».
Выбор приложений и технологий сегодня очень широк: автоматизация различных действий, отслеживание эмоций, мониторинг социальных сетей, верификация информации и данных, предиктивная аналитика, оптимизация контента, рекомендации и многое другое. Все это помогает создавать более качественный контент, отвечая самым высоким требованиям аудитории.
Впрочем, рисков, связанных с использованием инновационного инструментария, эксперты не отрицают: «Медиа часто использует big data, что не всегда правильно. Мы должны пристально следить, чтобы такая информация не использовалась для плохих целей. Всем нужно понять, что ИИ в медиа лишь промежуточный этап, а не некое волшебство, способное на все. Пока что ИИ туповат. Это просто инструмент, требующий контроля со стороны человека. Но возможностей - огромное количество».
В поисках правды
По словам Йохена, инновационные технологии сегодня просто незаменимы в работе журналистов, аналитиков и правозащитников. «Во-первых, они позволяют проверять огромные массивы данных в сравнительно короткий промежуток времени. Представьте, что вам нужно обработать весь Панамский архив (слитый в прессу архив конфиденциальных документов панамской юридической компании Mossack Fonseca весил 2,6 ТБ и содержал 11,5 млн файлов. - MBR). Это просто невозможно в одиночку! Во-вторых, технологии упрощают процесс анализа данных. В-третьих, они помогают в случаях, когда кто-то пытается манипулировать фото- или видеоматериалами: журналист получает уведомление, что с этого фото что-то убрали или, наоборот, добавили. Но решение в итоге принимает все равно журналист, человек. В том числе главное - публиковать новость или нет».
Однако многие из нас узнают новости не из СМИ, а сначала из соцсетей. При этом возникает проблема, когда правду сложно отличить от вымысла, и требуется первоисточник. А кто этот первоисточник? И как пресекать разжигание вражды, когда пост в считаные минуты может разлететься по всемирной паутине?
Олле ответил на сложный вопрос весьма провокативно: «Лично мне все равно, что там. Я считаю, это не наша ответственность. Большие платформы, большие медиа и социальные сети должны отвечать за это, не давая распространяться материалам, разжигающим вражду. Я знаю, что все эти медиагиганты уже вкладывают миллиарды в то, чтобы отслеживать хейт-спич, ксенофобию, детскую порнографию, что угодно. Но какова эффективность всего этого в условиях, когда платформы базируются на том, что контент создают сами пользователи? Он не модерируется на этапе до публикации. И даже если у них будут самые крутые технологии для отслеживания, реализовать премодерацию будет очень непросто».
Например: во время Евро-2020, когда Англия проиграла Италии по пенальти, по крайней мере три темнокожих игрока стали жертвами расистских высказываний в Instagram. ВВС провела расследование, которое показало, что спустя шесть недель после скандала некоторые аккаунты-нарушители продолжали работать. «Очевидно, если медиагиганты не могут на это повлиять, то что можем мы? - задается вопросом Олле. - Вещатели были наивны, полагая, что смогут использовать соцсети для публикаций собственного контента. Мы заблуждались. И теперь решили больше фокусироваться, чтобы не допускать ошибок на своих площадках».
(Не)традиционная журналистика
Если в соцсетях ситуация пока весьма противоречива, то с поисковиками и новостным контентом наметился большой прогресс. По словам Йохена, Deutsche Welle сейчас задействована в проекте, который позволяет проверять подлинность видео в браузерах. «Используются как наши собственные разработки, так и технологии третьих сторон. Они очень помогают автоматизировать процесс. И хотя манипулировать данными сегодня стало намного проще, инструментарий проверки широко доступен и позволяет анализировать информацию, особенно если ее много».
Недавно Deutsche Welle провела исследование ситуации с уйгурами - коренным народом, проживающим в Китае. «Нашу команду очень интересовало: действительно ли существуют лагеря [уйгуров]. Если да, то как они выглядят. У нас были огромные объемы данных на китайском, которым большинство из нас не владеет. При помощи техников и языковых технологий мы смогли перевести эти данные. Потом искали аналогичную информацию на других языках. А затем использовали данные спутника, чтобы отследить, как территории меняются с течением времени, а также определить, где могли быть уйгуры - опять же с помощью ИИ. Наконец, мы задействовали ИИ, чтобы в виртуальной реальности построить модель устройства этих лагерей. Так что искусственный интеллект или не искусственный, главное, что это технологии. Мы живем в очень интересное время», - резюмировал Йохен.
Ну и куда же без технологий при переводе аудио в текстовый формат? Из-за отсутствия автоматизации этого процесса страдают тысячи журналистов по всему миру, ведь расшифровка аудиозаписей может съедать дни и недели. На Шведском радио же теперь используют особую технологию, которая сама распознает аудио и превращает его в текст. А журналисты могут заняться другими, более важными делами. Остатся надеяться, что скоро эта технология заработает на всех языках.
Истинное призвание и баланс
Как бы банально ни звучало, но для компаний, не понимающих конечной цели своей деятельности, технологии могут оказаться бесполезными.
«Наши конкуренты - тот же Netflix - прекрасно используют технологии, - говорит Кати. - Вы могли видеть, как это работает, если смотрели документальный фильм «Социальная дилемма» (The Social Dilemma). Они применяют их по-своему. А мы как общественный вещатель должны использовать технологии с другой целью. Чтобы подтолкнуть аудиторию переключиться на наш канал, нам нужно хорошо ее знать. Это всегда основывается на поведенческих паттернах. Но создания продукта, способного удовлетворить базовые нужды пользователя, недостаточно». В сложившихся условиях вещатели должны предлагать и нечто такое, чего зритель ждет, и то, чего аудитория не может увидеть иначе. «Это должно положительно влиять на эмоции. Мы должны удивлять людей, поднимать настроение, - продолжает Кати. - С другой стороны, людям порой сложно понять тех, кто думает не так, как они. И они не способны наладить дискуссию. А мы как государственный сервис обязаны обеспечить баланс. Не делать то, что делали всегда, а создавать новый контент на новые темы».
Олле с коллегой солидарен: «ИИ не является целью сам по себе. Его можно использовать, чтобы следовать к некой стратегической цели. Например, для нас как государственных вещателей одной из главных миссий является освещение наиболее актуальных событий. Если ИИ может способствовать этому, почему нет? ИИ можно использовать, в частности, при работе с архивами, государственными отчетами. В конце концов, можно быстрее и проще обмениваться контентом между нами, вещателями. Сейчас на территории ЕС есть 20 вещателей, которые могут аккумулировать новости с помощью нового инструмента, благодаря которому мы можем отбирать самое интересное из зарубежных новостей. Но всегда необходимо возвращаться к вопросу, какие у нас цели и ценности. Они должны совпадать с нашей миссией как вещателя. Делать не просто крутой контент, а нужный».
Сотрудничество и прозрачность
В 18-19-м веках, после промышленной революции, многие люди теряли работу, потому что на смену ручному труду приходили станки и машины. Но ни один станок, ни одна машина или приспособление не могли заменить человека в сфере труда умственного. И теперь, когда компьютеры используются в сфере вооружения, водят авто без участия человека и даже пишут сценарии (о качестве последних пока умолчим), неудивительно беспокойство людей о том, что новые технологии могут их заменить.
Часто это беспокойство вызвано отсутствием знаний о новых разработках и использовании технологий в тех же медиа. Законодатели ЕС, например, пытаются исправить ситуацию, но, похоже, не все идет гладко. «Этой весной комиссия ЕС опубликовала список правил относительно новых технологий, - рассказывает Олле. - Предлагают, чтобы все медиапродукты, созданные с использованием ИИ, делали маркировку и рассказывали аудитории, что именно ИИ делает. Но это очень болезненный вопрос для нас: как именно это делать? Каждый раз, когда мы даем некие рекомендации на сайте, используется ИИ. Нужно ли нам их маркировать? Или когда используем чат-боты в мессенджерах, или ИИ-переводчик...»
«В сфере технологий уже довольного много регулирования, - соглашается Кати. - И это создает определенные проблемы для развития ИИ». А Йохен предлагает развенчивать мифы о том, что технологии отберут работу у людей: «Нужно поднимать эти вопросы. Например, освободить журналистов от нудных занятий вроде той же расшифровки аудио в текст, ведь никто не любит этого делать. Но это не заменит журналистов. Нужна прозрачность и четкость в донесении, что же такое ИИ, машинное обучение, как это влияет на жизнь. Нужно сломать эти барьеры».
Технологическая грамотность и ответственность
Проанализируйте, как вы находите контент. Зачастую благодаря рекомендациям - например, в том же YouTube или Facebook. И мало кто задумывается, что это часть работы того же ИИ. Об этом никто не говорит, но в конце концов это может стать проблемой, уверен Йохен: «Необходимо доносить конечному массовому потребителю информацию о технологиях, зачем они существуют, для чего созданы. В это нужно вкладывать, и даже больше - это должно стать частью образовательной программы».
Йохена поддерживают и другие участники дискуссии, но и у Кати, и у Олле есть замечания по поводу самого восприятия технологий. «Нужно объяснять аудитории, что такое ИИ, на что он способен, - говорит Кати. - Чтобы донести посыл о том, что грядет эпоха роботов. А технологии - не замена людей, а просто инструменты. При этом важно, чтобы мы могли контролировать то, что разрабатываем, и, вероятно, отказываться от некоторых проектов, когда они идут в неправильном направлении. В том числе и во время пандемии».
«И нужно понимать, что ИИ работает совершенно иначе, чем мы привыкли. Получается, что этические нюансы должны учитываться на каждом мельчайшем шаге, на каждом отдельном этапе процесса. Иначе проект может привести к плохим последствиям», - подытоживает Олле.
Это заключительный материал MBR из серии посвященных KYIV MEDIA WEEK 2021. А с эксклюзивными исследованиями и аналитическими обзорами, подготовленными для медиаформума, можно ознакомиться в специальном документе KMW 2021 White Paper. Для этого необходимо всего лишь перейти по ссылке и зарегистрироваться.