С каждым новым витком в развитии мирового кинематографа дилемма курицы и яйца в этой сфере вырисовывается все очевиднее. С одной стороны, не было бы никакого кинематографа, и уже тем более индустрии, не появись в конце 19-го века доступные технологии производства и демонстрации кино. С другой – именно создатели аудиовизуального контента напрямую влияют на технологии, с помощью которых это кино производится и демонстрируется. Свежайший пример: компании, выпускающие телевизоры, прислушались к Тому Крузу, Кристоферу Нолану и прочим кинематографистам, недовольным функцией сглаживания движений, и отныне поступающая в продажу техника будет снабжаться специальным режимом Filmmaker Mode, позволяющим зрителю увидеть фильмы такими, какими их задумывали создатели.
Этот случай – далеко не вещь в себе и не исключение: техническая и креативная индустрии пересекаются чаще, чем кажется на первый взгляд, а передовиком влияния в последние несколько лет оказался стриминг-сервис Netflix. Одни в Голливуде говорят, что корпорация заставляет производителей камер и софта как можно быстрее внедрять инновации, другие – что это совсем не показатель гонки компании за качеством. Издание The Hollywood Reporter попыталось разобраться в этом вопросе, и кое-какими его выводами мы хотим поделиться с вами.
Одной из самых используемых камер в Голливуде на сегодняшний день является ARRI Alexa. Однако еще в 2018 году Netflix решил если не одним махом это изменить, то уж точно повлиять на положение дел: стриминг запретил производителям своего оригинального контента использовать почти все модели камер, кроме широкоформатной Alexa 65. Главный мотив – максимальное разрешение, которое способно выдать такое оборудование, равняется 3,2К, тогда как стандарт компании – 4К. Производители попытались оспорить это решение, сославшись на то, что между 3,2К и 4К-сенсорами практически нет разницы и при этом у Alexa полно преимуществ перед другими камерами. Однако в Netflix настояли на своем. «Это прекрасные камеры, и у нас снято на них множество контента. Однако в них нет настоящих 4К-сенсоров, и мы не можем позволить их использовать. Тем, кто платит за премиальный UHD 4K-сервис, мы предоставляем лишь тот контент, который снимался в настоящем UHD 4К-разрешении», – объяснил свое решение стриминг-сервис.
Все это, как и следовало ожидать, породило бурную дискуссию среди кинематографистов, а в ноябре прошлого года ситуация накалилась до предела, когда на фестивале камер в Польше представитель Netflix снова подтвердил решение компании, ссылаясь на «защиту творческого замысла». «Дело не в защите качества, дело в маркетинге», – выкрикнул кто-то из толпы зрителей.
Закончилась же история весьма забавно: зимой компания ARRI представила совершенно новую камеру с 4,5К-сенсором. Естественно, многие принялись связывать ее производство с решением Netflix, и таким образом стриминг-сервис вышел из конфликта победителем еще до того, как он разыгрался на полную.
Кинематографисты же получили в свое распоряжение вот такую красавицу. Естественно, бесплатно камеры никто не раздавал, но в выигрыше в итоге остались все
Эта история – не единственный пример того, как Netflix влияет на рынок технологий. Летом прошлого года компания Sony представила новую модель телевизоров из линейки Bravia Master. Кроме функций поддержки 4K и HDR, к которым уже все привыкли, девайс был снабжен «режимом калибровки под Netflix» – качество видео сымитировано таким образом, чтобы походить на студийное.
Под «студийным» подразумеваются настройки изображения: во время просмотра фильмов или сериалов все будет выглядеть так, как задумал режиссер. Это проверил продюсер проекта «Затерянные в космосе» и сказал, что качество в телевизоре и на студийном мониторе практически не отличается.
Похожая функция есть и у свежих моделей Panasonic, а некоторые производители техники пошли по более верному маркетинговому пути и снабжают свою продукцию наклейками Netflix Recommended TV.
Несмотря на то, что в истории с камерами нашлись недовольные, многие представители индустрии поддерживают рвение, с которым стриминг фокусируется не только на контенте, но и на технических моментах. «Netflix сейчас единственный в своем роде. Компания наняла лучших инженеров и ведущие фирмы, занимающиеся технологиями постпродакшена, – из Голливуда и за его пределами. Я не знаю ни одной компании, которая бы достигла того же и продемонстрировала такое же уважение к сообществу. Netflix оказал влияние на все, что мы делаем», – утверждает Ларри Чернофф, глава компании-производителя технологий постобработки MTI Film.
Подобные мысли высказывает не только Чернофф, а реакция рынка и вовсе говорит сама за себя. Судите сами: стриминг-сервис захотел, чтобы его оригинальный контент поддерживал не только разрешение 4K, но и высокий динамический диапазон HDR с технологиями Dolby Atmos. В результате сейчас в библиотеке Netflix имеется более тысячи часов такого контента. Это резко контрастирует с предложением обычных вещателей, которые не спешат отказываться от разрешения 2K, что лишний раз доказывает – если бы не требования Netflix, переход на производство контента в передовом качестве происходил бы как минимум намного медленнее, а то и вовсе мог застопориться.
Еще одно тому доказательство – запущенная компанией в сентябре прошлого года программа Netflix Post Technology Alliance. Ее Netflix разрабатывал не в одиночку, а вместе с MTI, Adobe, Sony и другими корпорациями, и касается она развития различных технологий съемок, от камер до программного обеспечения. Любые инструменты, которые подходят под условия стримера и прошли соответствующую проверку, могут использовать логотип Netflix Post Technology Alliance, и в последнее время его можно встретить все чаще.
Нельзя также не вспомнить, что стриминг-сервис участвует и в отраслевой стандартизации. Несмотря на то, что в области контента между Netflix и Американской киноакадемией долгое время шли боевые действия, в техническом плане организации довольно легко находят общий язык. Так, в июле текущего года платформа присоединилась к Academy Software Foundation – основанному Киноакадемией форуму разработчиков софта с открытым исходным кодом.
Ну и, разумеется, не стоит забывать, что помимо совместных разработок со сторонними производителями в Netflix ведутся мощные внутренние инженерные работы. Специальный эпизод «Черного зеркала» Bandersnatch, может, и не был идеальным, но явно продемонстрировал мощь последних. Ведь создан он был с помощью Branch Manager – системы программного обеспечения, разработанной собственными силами компании. Кроме того, на сегодняшний день известно, что специалисты Netflix активно работают над автоматизацией дубляжа с помощью искусственного интеллекта.
Почти наверняка все это – лишь верхушка айсберга, потому как Netflix не изменяет себе и большинство наработок держит в таком же секрете, как и рейтинги фильмов и сериалов. Но то, что компания оказывает сильнейшее влияние не только на контент и способы его производства и потребления, но и на технологии, благодаря которым он рождается, сомнений не вызывает. Тем любопытнее наблюдать за ее свершениями.